Цели урока: проверить
- знание изученных определений, теорем, свойств;
- умение строить чертежи, распознавать, решать и обозначать задачи по чертежам;
- навыки решения задач.
Оборудование:
- карточки, содержащие дидактические материалы,
- плакаты.
На доске:
1 команда | 2 команда | ||
Задачи | Чертежи | Чертежи | Задачи |
Правила смотра знаний:
- Класс разбивается на 2 команды (по рядам).
- Выбираются капитаны команд.
- Капитаны назначают консультантов. Они должны помогать школьникам из другой команды отвечать на вопросы, предложенные учителем в ходе урока. Их работа приносит дополнительные очки своей команде.
- Для участия во всех видах работы ученики вызываются к доске капитанами команд.
- Из каждой команды вызываются по 2 ученика. Один выполняет чертежи, другой – решает задачу. Класс в это время отвечает на вопросы учителя.
Запись полученных очков ведут два учителя (или студенты, или старшеклассники).
Ход урока
I этап: смотр знаний по истории геометрии.
К доске вызываются 2 ученика, они отвечают на вопросы:
Что означает слово “геометрия”?
Что означает слово “аксиома”?
Назовите ученых древности (геометров), которых вы знаете?
Кто такой Пифагор?
В каких странах он побывал?
Какую теорему назвали его именем?
II этап: смотр знаний по теме: “Свойства четырехугольников”.
Учитель задает вопросы командам. На доске в это время выполняются чертежи. Ученики- представители команд у доски меняются по мере выполнения предложенных заданий.
Задание А
Устно:
1. Какая геометрическая фигура называется n-угольником?
2. Какие виды n-угольников вы знаете?
На доске: Рассчитать:
Устно:
3. Назовите виды 4-угольников.
4. Дайте определение параллелограмма.
5. Дайте определение трапеции.
6. Какие виды трапеции вы знаете.
На доске:
Другие ученики:
Консультанты проверяют (поправляют).
7. Определение ромба.
8. Определение прямоугольника.
На доске:
Другие ученики:
Устно:
9. Дайте определение квадрата.
10. Другое определение квадрата.
11. Перечислите свойства квадрата.
Подсчет очков, подготовка доски к следующему заданию.
Задание Б
Задачи по готовым чертежам:
1. Дано: ABCD-параллелограмм.
Найти углы параллелограмма. (Ответ: 750 и 1050). |
2. Дано: ABCD-прямоугольник. Найти: . Ответ: |
3. Дано: ABCD-ромб.
Найти: . (Ответ: 650) |
4. Дано: АBCD-трапеция.
Найти углы трапеции. (Ответ: 300, 1500, 300, 1500) |
Подведение итогов: Какой команде больше баллов.
Задание В
Площади четырехугольников.
Ученики по 7 человек из команды строятся друг за другом в проходах (мел - эстафетная палочка). Откидная доска служит ширмой.
Запишите формулы:
Задание Г
Самостоятельная работа
Решение задач по теме “Четырехугольники”. По вариантам, возможно использование любых дидактических материалов имеющихся в наличии у учителя. Задачи подбираются соответственно уровню класса, но не должны быть слишком трудными.
Пока решают самостоятельную работу, подводят итоги смотра знаний. Команда, набравшая наибольшее количество очков, объявляется командой - победительницей. Многие ученики получают оценки. Анализ результатов самостоятельной работы на следующем уроке.
Домашнее задание: творческое задание на выбор:
- Реферат “Применение четырехугольников в повседневной жизни”
- Реферат “Четырехугольник в мире растений”
- Придумать и записать “Сказку о четырехугольниках”
- Создание галереи образов –ассоциаций по теме “Четырехугольник” (рисунки, фото…)
Урок окончен.