Урок ознакомления с окружающим миром по теме "Во времена Древней Руси"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формировать у обучающихся представление о Древней Руси, о первых русских князьях.
  2. Развивать устную монологическую речь, воображение, фантазию.
  3. Воспитывать чувство патриотизма, интерес к истории своей Родины.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

II. Работа над новым материалом.

1) Инсценировка “Князь Владимир выбирает новую веру”.

(разыгрывают подготовленные дети).

Рассказчик: Святослав посадил сына Владимира в Новгород. После смерти Ярополка он стал полновластным государем.

(Появляются еврейский посол и князь Владимир. Рассказчик уходит.)

Еврейский посол. Как можно веровать в того, кого мы распяли?

Князь Владимир. Что у вас за закон? Что за вера?

Еврейский посол. Мы не едим свинину и зайчатину и празднуем субботу.

Князь Владимир. А где земля ваша?

Еврейский посол. В святой земле. В Иерусалиме.

Князь Владимир. Точно ли она там?

Еврейский посол в замешательстве. Бог разгневался на иудеев и рассеял их по разным странам за грехи, “а земля наша отдана христианам…”.

Князь Владимир. Тем, кого за грехи покарал Бог, нельзя учить других своей вере, “если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям… или и нам того же хотите?”

(Посол уходит. Появляется рассказчик).

Рассказчик. Наконец-то вернулись послы из земли Греческой.

(Рассказчик уходит. Появляются Добрыня, дружинники.)

Добрыня. Когда-то вернутся наши послы из Царьграда? Вот уже несколько месяцев, как они отправились.

Князь Владимир. Извёлся я, их дожидаючись! Ведь все другие вернулись - от кесаря римского и от султана. Рассказывают, рассказывают, а не лежит у меня сердце к этим верам…

Добрыня. Может быть, нам лучше остаться с нашими старыми богами?

Князь Владимир. Да уж раз веры в них у меня нет, как с ними оставаться?

(Слышны крики: “Едут! Едут!”)

Слушай, будто кричат.

(Владимир и Добрыня вглядываются вдаль).

Отсюда далеко видно!

Добрыня. И правда, наши ладьи, как лебеди, плывут!

Дружинники. Наши! Наши! Плывут! Сейчас причаливать будут!

(Появляется рассказчик)

Скоро явились к князю Владимиру вернувшиеся из Царьграда послы.

(Рассказчик уходит. Входят послы. Кланяются князю Владимиру.

Послы (вместе). Здравствуй князь-государь! Рады мы вернуться домой!

Князь Владимир. Здравствуйте, послы мои добрые! Хорошо ли съездили? Хорошие ли вести привезли?

Первый посол. Радостью полны сердца наши, князь!

Второй посол. Радость великую привезли мы тебе!

Князь Владимир. Говорите, говорите скорей.

Первый посол. Пришли мы, князь, к грекам, и повели они нас в храм свой большой, где служат они Богу!

Второй посол. И не знали мы, на небесах мы находимся или на земле! Сам Бог пребывает с ними, когда они молятся.

Первый посол. Не можем забыть мы той красоты, что видели в храме Святой Софии, Премудрости Божией.

Второй посол. Когда вкусит человек сладкого, не захочет он есть горького. Нельзя нам теперь другой веры держаться.

Добрыня. Если бы христианская вера не была истинная, не приняла бы её, князь, твоя бабушка, мудрая княгиня Ольга!

Князь Владимир (встаёт, выходит вперёд и говорит торжественно). Чует, чует моё сердце, что нашли мы сокровище бесценное, веру истинную… Решился я, други, еду в греческую страну добывать веру православную для нашей Руси!

(Появляется рассказчик)

Рассказчик. И собрал князь Владимир войско своё, и пошёл в страну греческую. Там принял он святое крещение, взял в жёны Анну, сестру императора, и вернулся в Киев, чтобы крестить свой народ и обучить его вере христианской.*

2) Работа по вопросам.

- О каком князе шла речь в инсценировке?

- Какую веру выбрал князь Владимир? Почему?

3) Слово учителя.

Сегодня мы открываем одну из страниц русской истории, узнаем о Древнем Киеве, познакомимся с князем Владимиром. Былины воспевают заслуги князя перед Русью, народ величает его Красным Солнышком.

Но сначала поговорим о Древней Руси.

4) Сообщение учащегося. “Древняя Русь”

Всякое государство имеет свою историю. Эта история складывается из жизни людей, в том числе и правителей.

В IX веке, когда у Руси не было единого правителя, племена жили в междоусобицах и войнах. Не было между ними правды, и один род восставал на другой. Утомлённые этими ссорами, они собрались и сказали:

“Поищем себе князя, который бы владел нами и судил нас по праву”. Приняв такое решение, они отправили послов к русам, жившим по берегам Балтийского моря, со словами: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами.

В 862 году три родных брата откликнулись на зов и пришли со своими дружинами к славянам. Старший, Рюрик, сел княжить в Ладоге, средний, Синеус,-в Белоозере, а младший, Трувор – в Изборске. Братья были из племени русь и земля стала называться “русской”.

5) Слово учителя.

Кем был Рюрик – человеком из легенды, или жил он когда-то, откуда он пришёл, какую роль играл в становлении Русского государства –все эти вопросы остаются спорными до сих пор.

Летописи говорят, что в 879 году Рюрик умер, а княжение перешло к его родственнику,

Олегу. Тот стал воспитывать Игоря, который был ещё слишком мал для самостоятельного княжения. Именно с Олега и начинается история русской княжеской династии.

* В.А. Герасимова. Классные часы и беседы о Российской истории. Творческий Центр “Сфера”. Москва 2004 .

6) Демонстрация презентации с видами русской природы, храмов, церквей.

Во время показа звучит текст.

“Высока высота поднебесная
Глубока глубина океан-моря,
Широко раздолье по всей земле.
Глубоки омуты Днепровские,
Высоки горы Сорочинские,
Быстры-светлы реки русские.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!”

- Как вы понимаете значение слова богатыри? (Ответы детей).

Древнерусские князья ставили города, хаживали на соседей: мечом покоряли новые земли, вершили суды. Русь расширялась, укреплялась и устраивалась.

К середине XI века Русь занимала пространство от Балтийского моря до Чёрного.

7) Работа с картой (учебник стр. 41)*

Задания:

- Рассмотрите карту. Научитесь показывать территорию Древней Руси в конце IX века.

- Какие территории вошли в состав Древней Руси в середине XI века.

- Сравните границы территории Руси в IX и XI веках. (Территория Древней Руси к середине XI века увеличилась).

- Назовите города Древней Руси .(Киев, Перемышль, Чернигов, Владимир,Переяславль,Полоцк, Новгород, Ростов, Псков, Смоленск, Суздаль, Ярославль).

- Как вы думаете, почему границы Древней Руси постепенно расширялись? (Князья со своими дружинами завоёвывали новые земли, увеличивая свои владения).

- Покажите территории, которые осваивались в XI веке.

III. Физминутка.

Это – правая рука,
Это – левая рука. (По тексту показываем правую и левую стороны).
Справа- шумная дубрава,
Слева - быстрая река…
Обернулись мы, и вот
Стало всё наоборот.
Слева - шумная дубрава,
Справа – быстрая река.

IV. Продолжение новой темы.

На высоких холмах стоит город Киев.

В старину опоясывал его земляной вал, окружали рвы.

С зелёных холмов киевских далеко было видно. Видны были пригороды и многолюдные сёла, земли пахотные, синяя лента Днепра, золотые пески на левом берегу, сосновые рощи…

*Плешаков А.А. “Мир вокруг нас” 4 класс (2 часть) “Просвещение” 2005 г.

1) Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Чтение текста стр.41 (2-ой, 3-ий абзацы)

2) Первичное закрепление. Работа по вопросам.

- Для чего служили водные дороги в землях восточных славян?

- Какой город стал столицей Древней Руси? (Киев. Он возник на крутом берегу Днепра, на пересечении торговых путей).

3) Работа с учебником стр.42.

4) Работа по вопросам по содержанию прочитанного.

- Кто был главой Руси? (Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками- бояре, а опорой и поддержкой- верная дружина)

- Кто из русских князей особенно прославился своими военными подвигами? (Князь Олег).

- Как вы думаете, почему народ назвал его Вещим? (Ответы учащихся)

5) Послушайте одну из легенд, сложенных о первом князе Киевской Руси.

Сообщение учащегося. “Легенда о смерти Олега”.

(На доске репродукции картин В.Васнецова “Встреча Олега с волхвом”, “Прощание Олега с конём”).

Как-то Олег спросил волхвов и кудесников: “От чего я умру?”. И сказал ему один кудесник: “Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, от него тебе умереть!” Олег подумал и сказал: “Так никогда же не сяду на этого коня и не увижу его”.

Велел кормить его отборным зерном, но не подводить к себе. Не видел он коня несколько лет, до самого греческого похода. Возвратившись в Киев, Олег вспомнил о коне, призвал конюшего и спросил: “Где тот конь, что я поставил кормить и беречь?”Конюший ответил:

“Он умер уже”. Тогда Олег начал смеяться над кудесником и бранить его: “Эти волхвы вечно лгут, вот конь-то умер, а я жив, поеду-ка я посмотреть на его кости”. Когда князь приехал на место, где лежали конские кости и череп, то сошёл с лошади и наступил ногой на череп, говоря со смехом: “Так от этого черепа мне придётся умереть”?! Но тут выползла из черепа змея и укусила Олега в ногу. Тот заболел и умер.

Учитель:

-Вы прослушали легенду- вымысел, то, что народ приписывал своему герою. Сегодня на уроке мы знакомимся с событиями, которые действительно происходили.

V. Работа по вопросам.

- Вспомните начало урока.

- О каком князе шла речь в инсценировке? (О Владимире-Красном Солнышке)

- О каком событии шла речь? (Выбор веры. Крещение Руси).

- Знакомы ли вы с обрядом крещения? Что он означает? (Чтение справки в учебнике стр.43)

- Как вы думаете, за что народ прозвал своего князя Красное Солнышко? (Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Князь Владимир заботился о русском государстве и о русском народе.)

VI. Продолжение работы по теме урока.

- Христианство утверждалось в странах Европы. В X веке Русь принимает новую религию, которая на долгие годы становится основой жизни общества.

988 год- год крещения киевлян Владимиром I Святославовичем-считается датой крещения Руси.

VII.Самостоятельная работа учащихся с учебником.(стр.44,2-3 абзацы)

Вопросы к тексту для проверки усвоения материала.

- Легко ли прижилась новая вера? (Новая вера прижилась не сразу. До сих пор в нашей жизни бытуют отголоски старых славянских верований, например колядование).

- Что дало христианство для Руси?(Стали распространяться грамотность, просвещение. Начали развиваться искусства и ремёсла. Новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего. Окрепли связи с другими странами, вырос авторитет Руси.

VIII.. Подведение итога урока

“Реши кроссворд”

По вертикали:

1) Имя предводителя викингов, который с 862 года стал править Русью.

2) Князь, крестивший Русь.

3) Название колдуна на Руси.

4) Столица Руси в IX-XI веках.

По горизонтали:

5) Название веры, которую приняли славяне в X веке.

- Чем вам понравился сегодняшний урок?

- Что не понравилось?

IX. Домашнее задание.

Стр. 40-45, прочитать, выполнить задания к тексту.