Цель. Повторение и обобщение материала по теме “Законы взаимодействия и движения тел.” Знакомство с создателями ракет.
Задачи
- Образовательная. Повторить физические понятия силы, массы, ускорения, импульса, реактивного движения тел. Познакомить с создателями космических ракет и космонавтами.
- Развивающая. Развивать практические навыки в решении задач, использовать полученные знания для объяснения физических процессов, привлекать учащихся к выступлениям с докладами.
- Воспитательная. Учить школьников внимательно наблюдать за экспериментами на уроке, объяснением учителя и ответами учащихся. Привлекать учащихся анализировать свои ответы и ответы учащихся.
Развивать интерес к предмету физика.
Оборудование
- две тележки разной массы,
- упругая пластина,
- резиновый шарик.
- мультимедийная установка,
- видеомагнитофон,
- диски,
- видеокассета.
- стенд с опорными конспектами А.Е. Марона и вопросами к уроку “Повторение темы “Законы взаимодействия и движения тел. Реактивное движение”.
- карточки с заданием.
Демонстрации
- Опыт с тележками и резиновым шариком.
- Просмотр слайдов “Калуга. Музей космонавтики Дом-музей Циолковского”.
- Просмотр видеофильма. “Ракета”.
План урока.
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания.
- Повторение и обобщение материала по теме. “Взаимодействие и движение тел”
- Объяснение нового материала. Ракетостроение, создатели космических ракет, космонавтика.
- Отработка полученных знаний и умений
- Продолжение знакомства с создателями ракет и космонавтами.
- Домашнее задание.
- Выставление оценок
- Дополнительный материал (если останется время на уроке)
I. Организационный момент
Отметить отсутствующих
Объявить тему урока, цель урока, мотивацию проведения этого урока.
II. Проверка домашнего задания.
1. Объяснение решения домашних задач у доски. (2 ученика записывают эти задачи до начала урока на доске и доску закрывают). “Физика” А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. Упр. 22 (1,2)
2. Опыт взаимодействия тележек разной массы.
Наблюдаем возникновение механического движения у двух тележек. Делая разными грузы на тележках, мы замечаем, что они приобретают различные скорости.
Главный вывод: Взаимодействие тел приводит к изменению их скоростей. Причём, скорости изменяются по-разному, обратно пропорционально их массе.
3. Опыт с летающими надувными резиновыми шариками - пример реактивного движения тел.
III. Повторение и обобщение материала по теме. “Взаимодействие и движение тел”
А) Ответить на вопросы по этой теме “Взаимодействие и движение тел”.
Вопросы были предложены учащимся за неделю до этого урока, вывешены в классной комнате 9 класса и в кабинете физики. На каждую парту дежурный ученик положил текст с вопросами в начале урока.
Б) Работа с учебником и конспектами А.Е. Марона
В помощь учащимся были приготовлены опорные конспекты А.Е. Марона, с которыми они уже работали на предыдущих уроках.
IV. Объяснение нового материала.
Ракетостроение, создатели космических ракет, космонавтика.
1. К.Э. Циолковский. Презентация: “Калуга. Музей космонавтики. Дом-музей Циолковского”.
V. Отработка полученных знаний и умений
Решение задач. Индивидуальное задание с различным уровнем сложности по теме
“Законы взаимодействия и движения тел. Реактивное движение”.
VI. Продолжение знакомства с создателями ракет и космонавтами.
2. С.П. Королёв. Доклад учащегося. Слайды.
3. Ю.А. Гагарин. Доклад учащегося. Слайды.
VII. Домашнее задание
Подготовится к контрольной работе. Лукашик-задачник №167, 202, 214, 222, 226
VIII. Выставление оценок
Рефлексия. Выслушать мнение учащихся о своей работе на уроке и мнение учеников об ответах своих товарищей.
Комментарии учителя к выставлению оценок учащимся.
IX. Дополнительный материал. Видеофильм. “Ракета”