Воспитание учащихся на традициях русского народа

Разделы: Внеклассная работа


В последние годы в российской системе образования произошли определённые позитивные перемены в плане содержания образования и воспитания детей. Однако в них отсутствует раздел “Нравственное воспитание”, который раньше носил отпечаток идеологизированной направленности. Отсутствие в новых программах темы нравственно- патриотического воспитания детей должно расцениваться как большой недостаток. Мною предпринята попытка восполнения этого пробела. Её результатом стала программа “История, традиции, культура и быт русского народа”, воплощение которой поддержали педагоги нашей школы.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Русский народ не должен терять своего авторитета среди других народов, не должен забывать о своём культурном прошлом. Поэтому, родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Исходя из вышесказанного, для своей программы мною были выбраны следующие направления:

Во-первых, фольклор. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, храбрости, верности, трудолюбии. Знакомя детей с загадками, сказками, поговорками, пословицами, я приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям. Прибаутки, потешки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая нежность, заботу, веру в будущее. А в пословицах и поговорках метко и кратко высмеиваются человеческие недостатки, оцениваются жизненные позиции и положительные качества человека. В фольклоре немалое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение “золотыми” руками человека. Поэтому произВЕДУЩИЙения русского фольклора носят в себе богатейший материал познавательного и нравственного развития детей.

Во-вторых, народные праздники и традиции. Именно в них можно наблюдать характерные особенности времён года, погодные изменения, поВЕДУЩИЙение животных, которые непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всём многообразии.

В-третьих, ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая увлекает детей национальным изобразительным искусством, заполняет душу гармонией и ритмом.

В-четвертых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего детства понять, что они - часть великого русского народа.

Таким образом, решая образовательные задачи Программы, я приобщаю детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется мне линия развития личностной культуры ребенка как основы его патриотических чувств и любви к Родине.

А итогом моей работы по данной программы является улыбка на лицах детей и их веселый задор, когда они приходят на такие занятия. Ну а приходят они с удовольствием, в народных костюмах, которые приготовили для них родители. Очень полюбились ребятам посиделки, проводимые 1 раз в четверть, а также по всем народным праздникам. На посиделках дети всегда готовят материал на заданную тему, а также разучивают произВЕДУЩИЙения устного народного творчества. В репертуаре каждого ребенка множество частушек, пословиц и поговорок, игр и песен. Выпускники начальной школы неплохо ориентируются в русской культуре, знают народные праздники и обряды и считают себя гражданами России, способными в будущем принести пользу своей стране.

Предлагаю вниманию педагогов разработку народного праздника “Масленица”, который мы с детьми проводили для учащихся нашей начальной школы и детей нашего микрорайона.

СКОМОРОХИ.

К НАМ СЮДА СКОРЕЕ ПРОСИМ,
ПОДХОДИ ЧЕСНОЙ НАРОД!
ФЕЙЕРВЕРКИ ЗАЖИГАЙТЕ,
ВСЕХ НАС МАСЛЕНИЦА ЗОВЁТ!

ЛЮДИ, ВЕЛЕНО ДО ВАС
ДОВЕСТИ СЕЙ ЧАС УКАЗ,
ЗАГОТОВЛЕННЫЙ САМОЙ
НАШЕЙ МАТУШКОЙ ЗИМОЙ!

В ЭТОТ ГОД СЕГО ЧИСЛА,
КАК ГЛАСИТ УКАЗНИК,
ЛЮДЯМ ГОРОДА, СЕЛА
ВЫХОДИТЬ НА ПРАЗДНИК!

СПЕШИТЕ ВИДЕТЬ,
СПЕШИТЕ СМОТРЕТЬ,
СПЕШИТЕ НА ПРАЗДНИК К НАМ УСПЕТЬ.

ПОЛНО ЗИМУШКЕ ЗИМОВАТИ,
ПОРА МАТУШКЕ – ВЕСНЕ НАСТУПАТИ!
МАСЛЕНИЦУ ШИРОКУЮ ОТКРЫВАЕМ,
ВЕСЕЛЬЕ НАЧИНАЕМ!

ВЪЕЗЖАЕТ МАСЛЕНИЦА.

РЕБЕНОК.

ОЙ, ДА МАСЛЕНИЦА НА ДВОР ВЪЕЗЖАТЕТ,
ДА ШИРОКАЯ НА ДВОР ВЪЕЗЖАТЕТ!
ВЫЕЗЖАЕТ СУДАРЫНЯ – БАРЫНЯ МАСЛЕНИЦА
НА НАШ ШИРОКИЙ ДВОР ПИРОВАТЬ!

СКОМОРОХ.

МАСЛЕНИЦА, ИДИ ПОСКОРЕЕ!
РЕБЯТИШКИ ТУТ КАК ТУТ,
ТЕБЯ ВСЕ ДАВНЕНЬКО ЖДУТ!
МАСЛЕНИЦА НЕДЕЛЯ
К НАМ ПРИЛЕТЕЛА,
НА ПЕНЁЧЕК СЕЛА,
ОЛАДЫШЕК СЪЕЛА,
ДРУГОЙ ЗАКУСИЛА,
НА ГУЛЯНЬЕ ПОСПЕШИЛА!

РЕБЕНОК.

ДОРОГАЯ НАША ГОСТЬЯ МАСЛЕНИЦА,
АВДОТЬЯ ИЗОТЬЕВНА!
ДУНЯ БЕЛАЯ! ДУНЯ РУМЯНАЯ!
КОСА ДЛИННАЯ, ТРЁХАРШИННАЯ!
ЛЕНТА АЛАЯ, ДВУХПОЛТИННАЯ,
ПЛАТОК БЕЛЕНЬКИЙ, НОВОМОДНЕНЬКИЙ!
ЛАПТИ ЧАСТЫЕ, ГОЛАВАСТЫЕ.

ХОРОВОД ВОКРУГ ЧУЧЕЛА.

ПЕСНЯ.

МАСЛЕНИЦА – КРИВОШЕЙКА,
ВСТРЕЧАЕМ ТЕБЯ ХОРОШЕНЬКО!
С БЛИНАМИ,
С КАРАВАЙЦАМИ,
С ВАРЕНИЧКАМИ!

А МЫ МАСЛЕНИЦУ ПОВСТРЕЧАЛИ,
АЙ, ЛЕ – ЛЮЛИ ПОВСТРЕЧАЛИ!
В СЫРОМ БОРУ НАПЕВАЛИ,
АЙ, ЛЕ – ЛЮЛИ НАПЕВАЛИ!

ВЫБЕГАЮТ ПЕРЕОДЕТЫЕ КРАСНЫМИ ДЕВИЦАМИ СКОМОРОХИ, ГУДЯТ В РОЖКИ И ЗАЗЫВАЮТ ВСЕХ ПУСТИТЬСЯ В ВЕСЁЛЫЙ ПЛЯС.

СКОМОРОХ.

НУ-КА “РУССКУЮ” ДАВАЙТЕ!
ВЕСЕЛЕЕ НАЧИНАЙТЕ,
ЧТОБЫ НОЖКА ТОПАЛА,
ЧТОБЫ СЕРДЦЕ ЁКАЛО!

ВСЕ УЧАСТНИКИ ПРАЗДНИКА ТАНЦУЮТ “РУССКУЮ ПЛЯСОВУЮ”.

СКОМОРОХИ БАЛАГУРЯТ, КУВЫРКАЮТЬСЯ.

ВЕДУЩИЙ.

ВЫ ДАВНО БЛИНОВ НЕ ЕЛИ? ВЫ БЛИНОЧКОВ ЗАХОТЕЛИ?
ДА КАКАЯЖЕ МАСЛЕНИЦА БЕЗ БЛИНОВ ГОРЯЧИХ И РУМЯНЫХ?
УГОЩЕНЬЕ НА СЛАВУ, А РЕБЯТАМ НА ЗАБАВУ!

ПЕСНЯ “БЛИНЫ”.

ДЕТИ УГОЩАЮТ ГОСТЕЙ БЛИНАМИ.

РЕБЕНОК.

НЕТУ БЕЗ ГАРМОШКИ ПЛЯСКИ,
НЕБЫЛИЦЫ НЕТ БЕЗ СКАЗКИ,
ПОСИДЕЛОК БЕЗ ПОДРУЖКИ,
А ВЕСЕЛЬЯ БЕЗ ЧАСТУШКИ!

КОНКУРС ЧАСТУШЕК.

ЭХ, ТОПНИ, НОГА,
ТОПНИ, ПРАВЕНЬКАЯ.
Я ПЛЯСАТЬ ПОЙДУ,
ХОТЬ И МАЛЕНЬКАЯ.

НЕ ХОТЕЛА Я ПЛЯСАТЬ,
СТОЯЛА СТЕСНЯЛАСЯ.
А ГАРМОШКА ЗАИГРАЛА,
Я НЕ УДЕРЖАЛАСЯ.

ПО ДЕРЕВНЕ Я ШЛА
И ВАНЮШУ ВИДЕЛА –
ПОД КУСТОМ СИДЕЛ И ПЛАКАЛ;
КУРИЦА ОБИДЕЛА!

Я ПЛЯСАЛА В ТРИ НОГИ,
ПОТЕРЯЛА САПОГИ,
ОГЛЯНУЛАСЯ НАЗАД:
САПОГИ МОИ ЛЕЖАТ.

ЕСЛИ Б НЕБЫЛО ВОДЫ,
НЕ БЫЛО Б И КРУЖКИ.
ЕСЛИ Б НЕБЫЛО ДЕВЧАТ,
КТО БЫ ПЕЛ ЧАСТУШКИ!

ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ,
НА МАСЛЁНКУ НАПЕКЛИ!
ВСЕХ МЫ УГОЩАЛИ,
А САМИ НЕ ЕДАЛИ!

ЗАХОТЕЛА ПЕЧЬ БЛИНОЧКИ,
А МУКИ ТО НЕТ В МЕШОЧКЕ!
МУКУ САЖЕЙ ЗАМЕНИЛА,
ВСЕХ СОСЕДЕЙ НАКОРМИЛА!

ДВЕ СТАРУШКИ НА МАСЛЁНКУ
ПРИЗНАВАЛИСЯ В ЛЮБВИ:
ОЧЕНЬ Я ЛЮБЛЮ ЯИЧКИ,
НУ, А Я ЛЮБЛЮ БЛИНЫ!

ВЫЗЫВАЮТЬСЯ ДЕТИ ИЗ ЗАЛА ПЕТЬ ЧАСТУШКИ.

ВЕДУЩИЙ.

НАДО ЗИМУ НАМ ПРОГНАТЬ, ВЕСНУ ПОЗВАТЬ.
А ДЛЯ ЭТОГО НАДО ЗАКЛИЧКИ ЗНАТЬ!

ЗАКЛИЧКИ.

ВЕСНА – КРАСНА, ТЁПЛО СОЛНЫШКО!
ПРИДИ СКОРЕЙ, СОГРЕЙ ДЕТЕЙ!

СКОМОРОХ.

ЖАВОРОНКИ, ЖАВОРОНКИ,
ПРИЛЕТИТЕ К НАМ.
ТУТ КИСЕЛИ ТОЛКУТ,
ТУТ БЛИНЫ ПЕКУТ!
ВЕСНА, ВЕСНА, КРАСНАЯ!
ПРИДИ, ВЕСНА, С РАДОСТЬЮ!
С РАДОСТЬЮ, С РАДОСТЬЮ,
С ВЕЛИКОЮ МИЛОСТЬЮ!

ВХОДИТ ПОД МУЗЫКУ ВЕСНА.

ВЫ МЕНЯ, ВЕСНУ – КРАСНУ, ЗВАЛИ – ЗАЗЫВАЛИ?
ЗНАЮ, КАК Я ВАМ МИЛА,
КАК МЕНЯ ВЫ ЖДАЛИ!
СНЕГ ДА ХОЛОД ПРОГОНЮ,
ТЕПЛО с ЮГА ПРИНЕСУ,
ПОБЕГУТ КРУГОМ РУЧЬИ,
БРЫЗНУТ СОЛНЫШКА РУЧЬИ.

ВЕДУЩИЙ. ВЕСНА, ВЕСНА, ТЫ, НА ЧЁМ ПРИШЛА?

ВЕСНА.

НА ЖЁРДОЧКЕ, НА ТОНЕНЬКОЙ,
НА ДОСОЧКЕ, НА СЛАВЕНЬКОЙ.
С ХЛЕБАМИ ОБИЛЬНЫМИ,
СО ЛЬНОМ ВЫСОКИМ!
ЧТОБ БЫЛО С ЧЕГО ПИВО ВАРИТИ,
ЧТОБ БЫЛО С ЧЕГО ПИРОГОВ НАПЕЧЬ!
ЧТОБЫ ЗИМУ НАМ ПРОГНАТЬ,
НАДО СИЛОЙ ОБЛАДАТЬ.

ИГРА “ХОЛСТЫ”.

ВЕСНА.

УДИВИЛИ ВЫ МЕНЯ СИЛОЙ НЕОБЫКНОВЕННОЙ.
НО ЧТО – ТО ЗИМА НЕ ХОЧЕТ УХОДИТЬ.
ДАВАЙТЕ ДЛЯ НЕЁ ПЕСНЮ СПОЁМ.

ПЕСНЯ “УТУШКА ЛУГОВАЯ”.

ВЕДУЩИЙ.

МОЛОДЦЫ! А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ ДЛЯ НАШЕЙ ЗИМЫ.
НАСТРОЕНЬЕ, ШУТКИ, СМЕХ, ДЛЯ ЗАБАВЫ ЭТОЙ.
ПОСТОРАЙТЕСЬ НА МЕТЛЕ ПРОЛЕТЕТЬ РАКЕТОЙ.

ИГРА “НА МЕТЛЕ”

ВЕСНА.

А ВСЕ ЛИ РЕБЯТА ЗДЕСЬ УМНЫЕ?
ВСЕ ЛИ РАЗУМНЫЕ?
СЕЙЧАС МЫ ПРОВЕРИМ,
ЗАГАДКИ ВАМ ЗАГАДАЕМ,
ДА НЕБЫЛИЦЫ ПОСЛУШАЕМ.

КОНКУРС ЗАГАДОК.

НЕБЫЛИЦЫ.

СКОМОРОХ.

НЕБЫЛИЦЫ В ЛИЦАХ
СИДЯТ В ТЕРЕМАХ – СВЕТЛИЦАХ,
ЩЁЛКАЮТ ОРЕШКИ,
ДА ТВОРЯТ НАСМЕШКИ.
А ХОТИТЕ ЗНАТЬ КАКИЕ?
А ВОТ ТАКИЕ!

ДЕТИ ЧИТАЮТ НЕБЫЛИЦЫ.

ВЕДУЩИЙ.

ЧТО ЗА ПРАЗДНИК БЕЗ ВЕСЁЛОЙ ЯРКОЙ КАРУСЕЛИ?
ЕЛЕ, ЕЛЕ, ЕЛЕ, ЕЛЕ
ЗАВЕРТЕЛИСЬ КАРУСЕЛИ!
А ПОТОМ БЕГОМ, БЕГОМ,
ВСЁ КРУГОМ, КРУГОМ, КРУГОМ!

ДЕТИ КРУТЯТ КАРУСЕЛЬ.

ВЕСНА.

НАСТАЛО ВРЕМЯ ЗИМУ ГНАТЬ,
СОЛНЦЕ – КРАСНОЕ ПРИЗВАТЬ
И МАСЛЕНИЦУ ПОДЖИГАТЬ!

ЗАКЛИЧКИ.

СОЛНЫШКО-ВЁДРЫШКО,
ВЫГЛЯНИ, ВЫСВЕТИ.
ГДЕ ТВОИ ДЕТКИ?
СИДЯТ НА ЗАПЕЧКЕ,
ЛЕПЁШКИ ВАЛЯЮТ,
ТЕБЯ ПОДЖИДАЮТ!

СОЛНЫШКО – ВЁДРЫШКО,
ВЫГЛЯНИ В ОКОШКО!
ХОЛОДОК НА ТОТ БОК,
СОЛНЫШКО – НА ЭТОТ!

СЖИГАНИЕ МАСЛЕНИЦЫ, ДЕТИ ВОДЯТ ВОКРУГ ХОРОВОД.

ВЫКРИКИВАЮТ ЗАКЛИЧКИ.

ЗАКЛИЧКИ.

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО,
ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!
ГЛЯТЬ НЕБО, ПТИЧКИ ЛЕТЯТ,
КОЛОКОЛЬЧИКИ ЗВЕНЯТ!

МАСЛЕНИЦА ЗАГОРЕЛА,
ВСЕМУ МИРУ НАДОЕЛА!
ОБМАНУЛА, ПРОВЕЛА,
ГОДИКА НЕ ДОЖИДАЛА!
ДО ПОСТА ДОВЕЛА!

МАСЛЕНИЦА – БЛИНОЕДА!
МАСЛЕНИЦА – ЖИРОЕДА!
МАСЛЕНИЦА – ОБЕРУХА!
МАСЛЕНИЦА – ОБМАНУХА!

ИГРЫ.

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА.

БЕГ В МЕШКАХ.

ПРОНЕСИ КАРТОШКУ В ЛОЖКЕ.

НА ОДНОЙ ЛЫЖЕ ВОКРУГ КОСТРА.

ПЕРЕПРЫГИВАНИЕ ЧЕРЕЗ КОСТЁР.

ВЕСНА.

ВОТ И ПРОГНАЛИ МЫ ЗИМУ СТУДЁННУЮ.
КОНЕЦ ХОЛОДАМ НАСТАЁТ, ВРЕМЯ РУЧЬЁВ ВЕСЕННИХ НАСТУПАЕТ,
ДОЖДЕЙ ЖИВОРОДЯЩИХ, ДА СОЛНЫШКА ТЁПЛОГО!
ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС С ПРАЗДНИКОМ, НАРОД ЧЕСТНОЙ.
И БЛАГОДАРНОСТЬ МОЮ ПРИМИТЕ, ЧТО ПОМОГЛИ ЗИМУ ПОБЕДИТЬ!
С ПРАЗДНИКОМ!