Учебно-познавательная игра "Колесо истории" "По странам и континентам"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Проследить ход исторических событий при открытии и освоении материков и островов;
  2. Продолжить развитие умений сопоставлять исторические даты и географические открытия;
  3. Воспитывать чувства коллективизма у игроков команды, уважение разновозрастных детей друг к другу.

Участники:

  1. Три команды учащихся по 6 человек:
    • трое из седьмых классов,
    • трое из одиннадцатых классов:
    • I команда «красные» (7 «а», 11 «а»);
    • II команда «желтые» (7 «б», 11 «б»);
    • III команда «зеленые» (7 «д», 11 «в»);
  2. Артисты – участники костюмированных сценок – 7–10 человек;
  3. Ведущие.

Оформление зала:

  • в центре – круг, разделенный на 3 цвета (красный, желтый, зеленый);
  • столы для команд расположены соответственно цвету, на них флажки для сигнала готовности команды к ответу;
  • на стене табло, где вывешиваются таблички с указанием даты события;
  • сцена для показа «картинок прошлого» «артистами».

I тур. «История открытия материков, островов».

1. 982 г. – время викингов, бороздивших моря и наводивших ужас на жителей прибрежных стран. Неожиданно появившись, они быстро высаживались на берег, грабили, убивали, захватывали в плен и также внезапно исчезали. В это время был открыт самый крупный остров мира, его название переводиться как «зеленая страна».

- Кто открыл остров? Как он называется? Почему он так называется?

XV-XVI – время великих географических открытий:

2. 1492 г. – была открыта Вест-Индия.

- Кто открыл? Почему он так называется?

3. 1499 г. – испанская экспедиция бросила на острове несколько матросов, тяжело заболевших тропической малярией (архипелаг Малых Антильских островов). Через несколько лет другая экспедиция с изумлением увидела среди индейцев живых и невредимых матросов. Отсюда название острова «Исцеление» по-испански, но первоначально испанцы называли его «остров гигантов» из-за высокого роста жителей.

- Как назывался остров?

4. 1503 г. – Экспедиция итальянского путешественника открыла новые земли, названные «Новый свет».

- Что это за путешественник? Что они открыли?

5. 1541 г. – В то же время испанским путешественником Винсетте Пинсон из экспедиции Колумба была открыта река «Святой Марии пресного моря», позже, в 1541г. Франциско Орельяна назвал ее другим именем из-за местных жителей, женщин, воевавших с испанцами не хуже мужчин, но это название обманчиво.

- Как называется река? Почему она так называется?

6. 1520 г. – корабли экспедиции Ф.Магеллана проходили мимо островов архипелага на юге материка Южная Америка. Моряки увидели многочисленные костры туземцев.

- Как называли этот архипелаг?

7. 1520 г. – При высадке на берег участники экспедиции увидели, что туземцы обертывают ноги в звериные шкуры. По-испански «pata – лапа, след»

- Как называется эта часть Ю. Америки?

Вращается колесо истории, и вот уже.

8. 1610 г. Сценка:

Действующие лица: купцы из Голландии, ирокезы.

Место действия: Остров, на котором сейчас находиться сегодняшняя часть Нью-Йорка.

Купцы: «Продайте нам этот остров! Возьмите красивые бусы, брошу, зеркала, и даже деньги».

Ирокезы: «Думать надо. Сколько денег дадите?»

Купцы: «Вот вам пятьдесят гульденов. Этот очень много денег!»

Ирокезы: «Мало. Добавьте еще».

Купцы: «Хорошо. Еще десять гульденов. Итого шестьдесят! Оформим документ». (Купцы подписывают документ, ирокезы прикладывают палец. Купцы уходят со сцены.)

Ирокезы: «Все – таки дешево отдали землю! Пусть она теперь и называется «местом, где нас обманули». (Уходят со сцены.)

- Как называется этот остров?

Открыты страны Нового света, или Северной, Центральной и Южной Америки. Часть коренного населения истреблена, часть согнана в резервации. Происходит активное заселение земель новыми переселенцами.

- Чем же они занимаются? Какие культуры выращивают?

9. 1718 г. – был получен первый урожай кофе на острове архипелага Малых Антильских островов.

Послушайте высказывание К.Маркса.

К.Маркс: «Вы, может быть, полагаете господа, что производство сахара и кофе является природным призванием Вест-Индии? Двести лет назад природа там не выращивала кофейных деревьев, ни сахарного тростника.

- Откуда же взялись кофейные деревья в Америке?»

На это вопрос арабы утверждают.

Арабы: «Это мы их открыли. Один пастух обратил внимания на то, что овцы, поев красноватых ягод на невысоких деревьях, становятся оживленными и подвижными. Плоды мы сначала варили вместе с листьями. Даже турки брали с нас дань и золотом, и кофе».

- Правы ли арабы? Откуда кофейные деревья? На каком острове был получен первый урожай кофе? Какие еще культуры были завезены в Центральную Америки?

Вращается колесо истории, и вот уже.

10. 1770 г. – открыта еще одна земля - «Неизвестная земля», «Южная земля» (terra inkognita).

Забежим вперед в наше время. Пред вами город Мельбурн. Гид показывает двухэтажный домик.

Гид: «Господа! Здесь родился Кук! Вы удивитесь, скажете «Помилуйте, как он может здесь родиться, если он ее открыл?! Я рассею ваши сомненья после ваших ответов».

- Где родился Кук? Как попал его дом в Мельбурн? Как называлась земля которую он открыл?

11. Что ж мы все о чужих землях материках? Что связывает Россию с дальними странами? Что связывало? Известно, что из Азии пришли предки ныне живущих жителей Канады и штата США.

- Как называются эти народы? Как они пришли из Азии в Северную Америку? Через какие территории России они прошли? В каком году вторая часть территории России стало бывшей?

Окончен I тур. Жюри ведет подсчет баллов.

Спасибо помощникам ведущего за представленные картины прошлого.

II тур. Викторина «Вопрос-ответ».

  1. Официальная столица США г. Вашингтон. Какой город является его автомобильной столицей?
  2. С какими странами граничит Канада?
  3. О каком из перечисленных материков: Австралия, Северная Америка и Южная Америка, можно сказать: «Это самый, самый, самый …» Какой самый?
  4. Где живут аборигены?
  5. Мы знаем, что Христофор Колумб так и не достиг берегов Южной Америки. На каком острове он высадился?
  6. Назовите самый высокий водопад в мире, на какой реке он находится?
  7. Как называются влажные экваториальные леса Южной Америке?
  8. Как называется здания конгресса в США?
  9. В каком городе в США находится знаменитый Гарвардский университет?
  10. Сколько государств находится на материке Австралия?
  11. Что означают термины «метис», «мулат», «самбо»?
  12. Какая горная цепь в переводе с испанского означает «медные горы»?
  13. Назовите коренных жителей Северной Америки?
  14. Горы Анды являются продолжением горной цепи Кордильеры, но Анды значительно выше Кордильер. Почему?
  15. Какой город Канады называют «Парижем Северной Америки»?

III тур. Население, его хозяйственная деятельность.

1. Встретились 3 пассажира на борту самолета и разговорились. Каждый из них рассказал, как он проводит досуг. Говорили они на английском языке (текст дублирован).

Сценка.

1-й пассажир: «Я отдыхаю в любое время года в горах на горнолыжной базе. Катишься с высокой горы – мелькают ели, сосны, пихты, воздух чистый – красота! На побережье океана купаться можно только летом, зимой холодно. Живу на юго-западе»

2-й пассажир: «Я тоже живу на побережье, но купаюсь круглый год у нас – курортная зона. Поэтому никуда ехать не надо – морской воздух, хороший загар. Я тоже живу на юго-западе страны, раньше жил на севере, там холодно, даже снег выпадает».

3-й пассажир: «Я отдыхаю на своей ферме, расположенной от центра. На много километров вокруг нет крупных городов, суеты, шумных дорог. Когда я сопровождаю продукцию своей фермы в порт, обязательно побываю на пляже, поплескаюсь в теплой воде залива в любое время года. Я не знаю, что такое снег, ни разу не видел»

- Определите страны, и по возможности город, где живут пассажиры?

2. Приглашаю на сцену своего помощника «Любознательного».

По фразам нашего диалога определите, о какой стране идет речь.

Диалог:

Любознательный: Ведущий:
-Страна в Австралии? Нет
-В Северной Америке? Нет
- Есть выход в море Да
- Она приморская? Нет
- Она островная? Да
- Говорят на английском языке? Нет
- Она развивающаяся? Да
- Республика? Да
- Там есть руды? Да
- Она экспортирует бананы? Нет
- Выращивают сахарный тростник? Да
- Столица – крупный город? Да
- Миллионер? Да

- Какая страна? Столица?

3. Приглашаются представители разных народов.

- Определите, в какой стране они живут?

Подводится итог учебно-познавательной игры «Колесо истории».

Награждение лучшей команды.

Ответы для жюри:

I тур.

  1. Эрик Рыжий. Гренландия. «Зеленая страна».
  2. Христофор Колумб. Западная Индия.
  3. Кюрасао.
  4. А. Веспуччи. Южная Америка.
  5. Амазонка. Женщины - «Амазонки», но это были индейцы – мужчины с длинными волосами.
  6. Огненная Земля.
  7. Патагония.
  8. Манхаттан.
  9. Мартиника. Бананы, сахарный тростник.
  10. В Англии. В Мельбурн перевезли, как памятник. Австралия, но вторично. Первым открыл А. Тасман и В. Янсзон – голландцы.
  11. Алеуты, эскимосы. Чукотка, Аляска. 1867 г.

II тур.

  1. Детройт.
  2. США.
  3. Австралия.
  4. Австралия.
  5. Тринидад.
  6. Анхель, р. Ориноко.
  7. Сельва.
  8. Капитолий.
  9. Северная Бостона.
  10. 1 Австралийский Союз.
  11. Европейцы + африканцы, европейцы + индейцы, индейцы + африканцы.
  12. Анды.
  13. Индейцы, эскимосы.
  14. Ледник «сгладил».
  15. Монреаль.

III тур.

  1. 1. Канада
    2. США
    3. Австралия
  2. Куба, Гавана.
  3. Индеец, абориген, ковбой, бразилец, эскимос.