Цели:
- Проследить ход исторических событий при открытии и освоении материков и островов;
- Продолжить развитие умений сопоставлять исторические даты и географические открытия;
- Воспитывать чувства коллективизма у игроков команды, уважение разновозрастных детей друг к другу.
Участники:
- Три команды учащихся по 6 человек:
- трое из седьмых классов,
- трое из одиннадцатых классов:
- I команда «красные» (7 «а», 11 «а»);
- II команда «желтые» (7 «б», 11 «б»);
- III команда «зеленые» (7 «д», 11 «в»);
- Артисты – участники костюмированных сценок – 7–10 человек;
- Ведущие.
Оформление зала:
- в центре – круг, разделенный на 3 цвета (красный, желтый, зеленый);
- столы для команд расположены соответственно цвету, на них флажки для сигнала готовности команды к ответу;
- на стене табло, где вывешиваются таблички с указанием даты события;
- сцена для показа «картинок прошлого» «артистами».
I тур. «История открытия материков, островов».
1. 982 г. – время викингов, бороздивших моря и наводивших ужас на жителей прибрежных стран. Неожиданно появившись, они быстро высаживались на берег, грабили, убивали, захватывали в плен и также внезапно исчезали. В это время был открыт самый крупный остров мира, его название переводиться как «зеленая страна».
- Кто открыл остров? Как он называется? Почему он так называется?
XV-XVI – время великих географических открытий:
2. 1492 г. – была открыта Вест-Индия.
- Кто открыл? Почему он так называется?
3. 1499 г. – испанская экспедиция бросила на острове несколько матросов, тяжело заболевших тропической малярией (архипелаг Малых Антильских островов). Через несколько лет другая экспедиция с изумлением увидела среди индейцев живых и невредимых матросов. Отсюда название острова «Исцеление» по-испански, но первоначально испанцы называли его «остров гигантов» из-за высокого роста жителей.
- Как назывался остров?
4. 1503 г. – Экспедиция итальянского путешественника открыла новые земли, названные «Новый свет».
- Что это за путешественник? Что они открыли?
5. 1541 г. – В то же время испанским путешественником Винсетте Пинсон из экспедиции Колумба была открыта река «Святой Марии пресного моря», позже, в 1541г. Франциско Орельяна назвал ее другим именем из-за местных жителей, женщин, воевавших с испанцами не хуже мужчин, но это название обманчиво.
- Как называется река? Почему она так называется?
6. 1520 г. – корабли экспедиции Ф.Магеллана проходили мимо островов архипелага на юге материка Южная Америка. Моряки увидели многочисленные костры туземцев.
- Как называли этот архипелаг?
7. 1520 г. – При высадке на берег участники экспедиции увидели, что туземцы обертывают ноги в звериные шкуры. По-испански «pata – лапа, след»
- Как называется эта часть Ю. Америки?
Вращается колесо истории, и вот уже.
8. 1610 г. Сценка:
Действующие лица: купцы из Голландии, ирокезы.
Место действия: Остров, на котором сейчас находиться сегодняшняя часть Нью-Йорка.
Купцы: «Продайте нам этот остров! Возьмите красивые бусы, брошу, зеркала, и даже деньги».
Ирокезы: «Думать надо. Сколько денег дадите?»
Купцы: «Вот вам пятьдесят гульденов. Этот очень много денег!»
Ирокезы: «Мало. Добавьте еще».
Купцы: «Хорошо. Еще десять гульденов. Итого шестьдесят! Оформим документ». (Купцы подписывают документ, ирокезы прикладывают палец. Купцы уходят со сцены.)
Ирокезы: «Все – таки дешево отдали землю! Пусть она теперь и называется «местом, где нас обманули». (Уходят со сцены.)
- Как называется этот остров?
Открыты страны Нового света, или Северной, Центральной и Южной Америки. Часть коренного населения истреблена, часть согнана в резервации. Происходит активное заселение земель новыми переселенцами.
- Чем же они занимаются? Какие культуры выращивают?
9. 1718 г. – был получен первый урожай кофе на острове архипелага Малых Антильских островов.
Послушайте высказывание К.Маркса.
К.Маркс: «Вы, может быть, полагаете господа, что производство сахара и кофе является природным призванием Вест-Индии? Двести лет назад природа там не выращивала кофейных деревьев, ни сахарного тростника.
- Откуда же взялись кофейные деревья в Америке?»
На это вопрос арабы утверждают.
Арабы: «Это мы их открыли. Один пастух обратил внимания на то, что овцы, поев красноватых ягод на невысоких деревьях, становятся оживленными и подвижными. Плоды мы сначала варили вместе с листьями. Даже турки брали с нас дань и золотом, и кофе».
- Правы ли арабы? Откуда кофейные деревья? На каком острове был получен первый урожай кофе? Какие еще культуры были завезены в Центральную Америки?
Вращается колесо истории, и вот уже.
10. 1770 г. – открыта еще одна земля - «Неизвестная земля», «Южная земля» (terra inkognita).
Забежим вперед в наше время. Пред вами город Мельбурн. Гид показывает двухэтажный домик.
Гид: «Господа! Здесь родился Кук! Вы удивитесь, скажете «Помилуйте, как он может здесь родиться, если он ее открыл?! Я рассею ваши сомненья после ваших ответов».
- Где родился Кук? Как попал его дом в Мельбурн? Как называлась земля которую он открыл?
11. Что ж мы все о чужих землях материках? Что связывает Россию с дальними странами? Что связывало? Известно, что из Азии пришли предки ныне живущих жителей Канады и штата США.
- Как называются эти народы? Как они пришли из Азии в Северную Америку? Через какие территории России они прошли? В каком году вторая часть территории России стало бывшей?
Окончен I тур. Жюри ведет подсчет баллов.
Спасибо помощникам ведущего за представленные картины прошлого.
II тур. Викторина «Вопрос-ответ».
- Официальная столица США г. Вашингтон. Какой город является его автомобильной столицей?
- С какими странами граничит Канада?
- О каком из перечисленных материков: Австралия, Северная Америка и Южная Америка, можно сказать: «Это самый, самый, самый …» Какой самый?
- Где живут аборигены?
- Мы знаем, что Христофор Колумб так и не достиг берегов Южной Америки. На каком острове он высадился?
- Назовите самый высокий водопад в мире, на какой реке он находится?
- Как называются влажные экваториальные леса Южной Америке?
- Как называется здания конгресса в США?
- В каком городе в США находится знаменитый Гарвардский университет?
- Сколько государств находится на материке Австралия?
- Что означают термины «метис», «мулат», «самбо»?
- Какая горная цепь в переводе с испанского означает «медные горы»?
- Назовите коренных жителей Северной Америки?
- Горы Анды являются продолжением горной цепи Кордильеры, но Анды значительно выше Кордильер. Почему?
- Какой город Канады называют «Парижем Северной Америки»?
III тур. Население, его хозяйственная деятельность.
1. Встретились 3 пассажира на борту самолета и разговорились. Каждый из них рассказал, как он проводит досуг. Говорили они на английском языке (текст дублирован).
Сценка.
1-й пассажир: «Я отдыхаю в любое время года в горах на горнолыжной базе. Катишься с высокой горы – мелькают ели, сосны, пихты, воздух чистый – красота! На побережье океана купаться можно только летом, зимой холодно. Живу на юго-западе»
2-й пассажир: «Я тоже живу на побережье, но купаюсь круглый год у нас – курортная зона. Поэтому никуда ехать не надо – морской воздух, хороший загар. Я тоже живу на юго-западе страны, раньше жил на севере, там холодно, даже снег выпадает».
3-й пассажир: «Я отдыхаю на своей ферме, расположенной от центра. На много километров вокруг нет крупных городов, суеты, шумных дорог. Когда я сопровождаю продукцию своей фермы в порт, обязательно побываю на пляже, поплескаюсь в теплой воде залива в любое время года. Я не знаю, что такое снег, ни разу не видел»
- Определите страны, и по возможности город, где живут пассажиры?
2. Приглашаю на сцену своего помощника «Любознательного».
По фразам нашего диалога определите, о какой стране идет речь.
Диалог:
Любознательный: | Ведущий: |
-Страна в Австралии? | Нет |
-В Северной Америке? | Нет |
- Есть выход в море | Да |
- Она приморская? | Нет |
- Она островная? | Да |
- Говорят на английском языке? | Нет |
- Она развивающаяся? | Да |
- Республика? | Да |
- Там есть руды? | Да |
- Она экспортирует бананы? | Нет |
- Выращивают сахарный тростник? | Да |
- Столица – крупный город? | Да |
- Миллионер? | Да |
- Какая страна? Столица?
3. Приглашаются представители разных народов.
- Определите, в какой стране они живут?
Подводится итог учебно-познавательной игры «Колесо истории».
Награждение лучшей команды.
Ответы для жюри:
I тур.
- Эрик Рыжий. Гренландия. «Зеленая страна».
- Христофор Колумб. Западная Индия.
- Кюрасао.
- А. Веспуччи. Южная Америка.
- Амазонка. Женщины - «Амазонки», но это были индейцы – мужчины с длинными волосами.
- Огненная Земля.
- Патагония.
- Манхаттан.
- Мартиника. Бананы, сахарный тростник.
- В Англии. В Мельбурн перевезли, как памятник. Австралия, но вторично. Первым открыл А. Тасман и В. Янсзон – голландцы.
- Алеуты, эскимосы. Чукотка, Аляска. 1867 г.
II тур.
- Детройт.
- США.
- Австралия.
- Австралия.
- Тринидад.
- Анхель, р. Ориноко.
- Сельва.
- Капитолий.
- Северная Бостона.
- 1 Австралийский Союз.
- Европейцы + африканцы, европейцы + индейцы, индейцы + африканцы.
- Анды.
- Индейцы, эскимосы.
- Ледник «сгладил».
- Монреаль.
III тур.
- 1. Канада
2. США
3. Австралия - Куба, Гавана.
- Индеец, абориген, ковбой, бразилец, эскимос.