В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.
Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей.
"Воспитание родителей" - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья - 50%, СМИ - 30%, школа - 10%, улица -10%.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне, поэтому необходимо правовое воспитание родителей. В правовом воспитании различаются три уровня нормативно-правовых материалов.
1-й уровень - международный:
• Декларация прав Ребенка (принята ООН в 1959 году): Декларация - “провозглашение”: в отличие от Конвенций, пактов носит не столько законодательный характер, сколько “характер нравственного ориентира”; четыре принципа осуществления прав детей и сформулировала цели их международно-правовой зашиты.
• Первый принцип: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития (материального и духовного). Голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования.
• Второй принцип: ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии.
• Третий принцип: ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, но он должен быть огражден от всех форм эксплуатации.
• Четвертый принцип: ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.
• Конвенция о Правах Ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 года);
Признавая ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, она рассматривает детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, создании благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, признавая его самостоятельным субъектом права. Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его “в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства, солидарности”.
Нормы, зафиксированные в ней, служат ориентиром для государств в разработке собственных программ в отношении детей. Конвенция определяет задачи государства, его роль в защите прав детей, а также права ребенка как субъекта международного права.
Конвенция, в отличие от всех предшествующих международных актов по правам ребенка, ввела ряд новых прав: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение свои взглядов; на неучастие в военных действиях; на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.
• другие документы, принятые рядом стран.
2-й уровень регулирующий права ребенка:
• Конституция Российской Федерации.ст.38,42
• Конституция Республики Хакасия ст.34
• Гражданский кодекс Российской Федерации (некоторые разделы, например, раздел о дееспособности несовершеннолетних детей). Семейный кодекс РФ ст.61 “Равенство прав и обязанностей родителей”, ст.63 “Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей”, ст.64 “Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей”, ст.65 “Осуществление родительских прав”
3-й уровень регулирующий права ребенка:
• Федеральная президентская программа “Дети России”, в составе которой целевые программы “Дети-инвалиды”, “Дети-сироты”, “Дети Севера”, “Дети Чернобыля”, “Дети Хакасии-2001 г.”, “Планирование семьи”, “Одаренные дети” - утверждена Указом Президента РФ от 18.08.94 г. № 1696;
• Федеральный закон “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений” - принят 28.06.95 г.
• Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” - принят 24.07.1998 года, действует в редакции от 20.07. 2000 года.
• Закон Республики Хакасия “Программа Семья”
Нормативные документы образовательного учреждения
Устав образовательного учреждения.
Положение о группе продленного дня.
Положение об организации обучения на дому с обучающимися, освобожденными от посещения ОУ по состоянию здоровья.
О получении общего образования в форме экстерната.
Положение о родительском собрании.
Положение о постановке на учет семей, оказавшихся в опасном положении.
Положение о постановке на учет учащихся, оказавшихся в социально опасном положении.
Положение об обеспечении комплектами учебников отдельных категорий учащихся.
Положение о рейдах по микроучастку.
Положение о специальной медицинской группе.
Образовательная правосубъектность ребенка возникает с момента его поступления в образовательное учреждение. Изменение правового статуса влечет не только возникновение новых прав ребенка, но и расширение объема его юридической ответственности.
Родители учащихся являются участниками образовательных правоотношений. Их правосубъектность в сфере образования определяется ст. 38, 42 Конституции РФ, ст. 14-18, ст. 52 Закона РФ “Об образовании”, ст. 63 Семейного кодекса РФ, Типовыми положениями об образовательных учреждениях, Уставами образовательных учреждений.
К основным правам родителей обучающихся относят:
• выбор формы обучения, вида образовательного учреждения для своего ребенка;
• защиту законных прав и интересов ребенка;
• участие в управлении образовательным учреждением;
• ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса. а также оценками успеваемости обучающегося;
• ознакомление с Уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
• согласие на оставление ребенком до получения им основного общего образования образовательного учреждения по достижении 15 лет;
• согласие на проведение начальной профессиональной подготовки в общеобразовательных учреждениях;
• согласие оставления ребенка на повторный курс обучения в случае получения им на итоговой аттестации двух и более неудовлетворительных оценок;
• оформление договора об оказании образовательным учреждением платных образовательных услуг.
Родители (законные представители) несовершеннолетних лен получения последними основного общего образования не только имеют права, но и несут юридические обязанности за их воспитание, образование и содержание.
Родители обучающегося, воспитанника обязаны:
• заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте;
• подать заявление о приеме ребенка в образовательное учреждение;
• оформить договор с дошкольным образовательным учреждением, если ребенок поступает в данное учреждение;
• оплачивать пребывание ребенка в дошкольном образовательном учреждении;
• обеспечить получение детьми основного общего образования;
• отвечать за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования;
• выполнять Устав образовательного учреждения;
• контролировать проведение перевода обучающегося в специальные (коррекционные) группы и классы только с их согласия и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий;
• контролировать осуществление гражданским образовательным учреждением военной подготовки учащихся только с их согласия и на факультативной основе;
• контролировать проведение начальной профессиональной подготовки общеобразовательным учреждением только с их согласия и согласия их ребенка;
• контролировать привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, только с их согласия и согласия их ребенка;
• отвечать за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года, если обучающиеся были переведены в следующий класс условно.
Обязанности и права родителей, не предусмотренные вышеуказанными документами, могут закрепляться заключенным между ними и образовательным учреждением договором в соответствии с Уставом данного учреждения.
АНКЕТА
для родителей “Правовое воспитание” (1-11 класс)
- Что такое права?
- Какие международные документы о правах детей Вы знаете?
- Основополагающие законы РФ, РХ - закрепляющие права детей?
- Какими статьями Семейного кодекса РФ определяются права и обязанности родителей?
- Правовой статус ребенка?
- Какие меры поощрения и наказания Вы применяете к своим детям?
ИСТОЧНИКИ
- Конституция РФ. М., 2000,
- Конституция РХ, Абакан, ХГУ, 2003г.
- Гражданский кодекс РФ. М., 2000 г.
- Семейный кодекс РФ. М., 2002 г.
- ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. М.: Школьная пресса, 2005 г.
- Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. М.: Вако, 2006 г.
- Кашанин А.В. Кашанина Г.В. Основы права. М., 1997 г.
- Правовое воспитание в школе. Волгоград. Учитель, 2007 г.