Программное содержание
Продолжать развивать пространственное мышление, определять направление по отношению к живым объектам. Выражать словами (слева – справа, на – над – под). Упражнять в умении использовать название порядковых числительных при счёте. Сравнивать две совокупности предметов, используя знаки – символы (равенство – неравенство), аргументировать свои высказывания, делать простейшие умозаключения. Формировать коммуникативные навыки (симпатия, эмпатия). Самостоятельно выстраивать ролевые взаимоотношения.
Материал: геометрические фигуры (круги, квадраты, овалы, прямоугольники, треугольники по 2 штуки каждой с нарисованными на них морскими обитателями, знаки – символы: равенство, неравенство по 5 штук, динамические картинки: герои Спанч – Боб и Патрик, морские обитатели. Аудиозапись (космическая музыка)).
План-конспект
Сбор детей на ковре по закличке “Шалуны”.
Мотивация: “Ребятишки, можно ли добраться до звёзд? На чём быстрее? (самолёте, ракете или пешком). Я всегда мечтала полететь к звёздам. А вы хотели бы отправиться к звёздам прямо сейчас?
– Заправлены в планшеты космические карты
И штурман уточняет последний наш маршрут
Давайте-ка ребята, присядем на дорожку.
У нас ещё в запасе 25 минут.
– У кого нет билетов, то можете приобрести у меня. Я вчера купила их в кассе Космофлота. Проверьте всё ли указано на билетах. Билеты, какие-то необычные (форма, цвет, да ещё с числами).
– Кто будет командиром? (Если не смогут решить, то предлагаю тому, у кого на билете цифра 1 –вспомните, что когда-то мы решили сами).
Игра №1. “Полёт” – закрепление порядкого и прямого обратного счёта.
– Командир, начинайте посадку на ракету, согласно местам на билетах. Ребята, вы не забывайте докладывать командиру о своей готовности к полёту. Первым занимает место от меня слева –командир (первый к полёту готов, второй готов, третий готов….)
– Командир, начинайте отчёт(10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, …)
– Пуск! (звучит космическая музыка)
Игра №2. “Танграм” (собрать из частей фигуру).
– Ребята, я вижу планету, покрытую водой.
– Нет, нет, вижу какие-то островки, а вы? Приглядитесь, какие-то обломки. Что же это могло быть? Кто-то потерпел крушение или аварию? Может, нужна помощь? Что будем делать? (Приземляться).
– Надо, наверное, исследовать эти острова. Я вижу синие обломки, а вы? Как будем приземляться? (если не решат, то направить согласно цвету билетов). Решайте! (у кого синие билеты, приземляются на остров с синими обломками – первый стол, у кого жёлтые билеты, то на остров с жёлтыми обломками).
Дети приземляются – объединяются по цвету обломков. Высказываю предположение, что это могло быть: Может, потерпел крушение корабль или ракета? Как узнать? Попробуйте собрать. Посчитайте, из скольких частей состоит предмет, который надо собрать.
Дети работают. Хвалю их за хорошую, быструю, точную работу.
– Выполняя работу вместе, вы смогли быстро собрать. Молодцы!
– Как вы думаете, может кто-нибудь спасся?
– Может, осмотрим и соседние острова? Каждый пусть выберет себе остров (садятся за столы).
Игра №3. “Поиск сокровищ” – динамические картинки, пространственное ориентирование.
– Сегодня в утренних новостях я услышала, что два корабля потерпели бедствие. Сообщили приметы одного путешественника: добряк, весельчак, ходит в штанах квадратной формы.
– Как вы думаете, кто бы это мог быть?
(Ответы детей)
– Конечно это наш друг Спанч-Боб.
Беру его фигурку и устанавливаю на фланелеграфе.
– Ребятишки, где находится Спанч-Боб по отношению водорослей? (опрос) А где его друг Патрик? Что же произошло с ними?
– Наверное, налетел ураган. Они потеряли управление кораблями, и их выбросило на берег.
– И Патрик тоже потерялся. Его корабль тоже исчез. Осмотрите свои острова, может вы его увидите (дети поворачивают картинки). Тот, кто найдёт Патрика, идёт и устанавливает его справа со стороны океана. Патрик вспомнил, что он потерял сундук, в котором были письмена.
– Ребята, морские обитатели тоже плывут к нам на помощь.
Задания:
- Дельфин проплыл над водорослями и остановился над ними. Ребёнок, у кого такая фигурка, выполняет действие и сопровождает его словами.
- Краб рыл песок под водорослями в поиске сундука.
- красная рыбка с чёрными полосками нырнула во внутрь водорослей. Дети, где ищет рыбка сундук?
- Морской ёж искал сундук между Патриком и водорослями.
- Морской конёк поднялся над дельфином, надеясь увидеть его сверху.
- Толстая рыбка с поперечными полосками поплыла искать сундук между Спанч-Бобом и водорослями.
- Рыбка поменьше, жёлтенькая, похожая на солнышко искала сундук с правой стороны, между Патриком и водорослями.
- Тоненькая рыбка отправилась на помощь крабу и стала помогать ему.
- Кальмар плавал от Патрика слева, рыл песок. Кальмар не хотел, чтобы мы нашли сундук, и поднял кучу песка, чтобы мы ни чего не видели. А мы испугались и закрыли глаза от неожиданности.
Игра №4. Гимнастика для глаз “Посмотри” – обратить внимание на осанку.
(Посмотреть вверх – вниз, вправо – влево по 2 раза, поморгать). В это время выставляю сундук на фланелеграф. Где находится сундук по отношению краба (ответы). Но, что за ниточка тянется от него. Куда она ведёт? Она ведёт к шкатулке.
Игра №5 “Необычные письмена” – сравнение совокупностей, работа в парах.
– Ребята, вы, наверное, хотите прочитать и узнать, что там написано? Тогда за дело! Подумаёте, какие соединить фигурки – дома? Что сравнить? Какой поставить знак? Решать надо вдвоём.
Рассказывать будете тоже вдвоём, помогая друг другу, прежде чем ответить, обсудите ответ.
– Одинаковое ли количество обитателей проживает в одинаковых по форме домиках? (ответы детей) Посчитайте.
– Ребятишки, когда вы сравнивали по сколько обитателей проживает в домиках, я вспомнила дом и мне стало грустно. Захотелось домой. А вам? Не пора ли нам возвращаться?
Игра №6. “Полёт” – повторение порядкового счёта.
Во время полёта звучит музыка.
Подвожу итог занятия:
– Молодцы, ребята, спасли Спанч – Боба и Патрика. Восстановили корабли. Все нашли одинаковые домики, но там жило разное количество обитателей. Но все смогли сравнить и посчитать.
– Как вы думаете, что нужно сделать, что бы не забыть этот полёт? Ваши предложения(ответы детей).
Нужно правильно зарисовать план.
Зарисовка плана-схемы путешествия.
Занятие разработано по программе школа 2100 по учебно-методическому пособию “Раз – ступенька, два – ступенька – развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста”.
Используются приёмы социоигровой педагогики, объединение в группы и работа парами.
Приёмы интеграции: сюжетно ролевая игра, приём неожиданности, упражнения для профилактики зрения и выход продуктивную деятельность. Зарисовка плана – знаками, символами.