Цели урока:
- закреплять вычислительные навыки при решении примеров и задач,
- обобщить знания и умения учащихся решать задачи,
- развивать логическое мышление,
- воспитывать доброжелательность.
Оборудование: сигнальные карточки (красные, зелёные, синие), индивидуальные карточки трёх цветов (жёлтые, зелёные, красные) с тремя типами задач,
1. Организационный момент.
У: Ребята, сегодня на урок я пригласила Василису Премудрую (сигнальный герой).
Но мне очень интересно умеете ли вы встречать гостей? Расскажите, как вы встречаете долгожданных гостей.(2-3 ученика).
2. Устный счёт.
У: Я знаю очень хорошую пословицу, и вы её узнаете, если правильно расставите числа в порядке возрастания.
Не | красна | изба | углами, | а красна | изба | пирогами |
3 | 8 | 13 | 18 | 23 | 33 | 38 |
У: Как изменяются десятки в этих числах?
У: Как изменяются единицы?
У: Запишите числа в тетрадь и продолжите числовой ряд. Допишите три числа.
У: Ребята как вы понимаете смысл этой поговорки?
Д: Гостей надо встречать чем-нибудь вкусным
У: Я предлагаю вам спечь торт, для нашей гости.
Как вы думаете, какие продукты нам необходимы?
Дети перечисляют: ( сахар, мука, яйца, масло и т.д.)
-А сейчас, вы узнаете,что-что новое об этих продуктах.
Для этого необходимо решить примеры и найти правильные ответы.
(У доски работают четыре ученика, остальные проверяют и проводят контроль с помощью сигнальных карточек.)
Из какого растения получают самую лучшую муку?
60-10+5-6=
36. Рожь
49. Пшеница
44. Ячмень
Какая птица несёт самые большие яйца?
35+6+9-4=
34.Индюк
42. Пингвин
46.Страус
Из какого растения получают сахар?
28+3+12+27=
69.Апельсин
70.Свёкла
72. Морковь
Из чего получают масло?
82-3+2+9=
89.Молоко
92.Кефир
90.Сметана
-Продукты у нас есть, можно замесить тесто. Тесто для торта делают по рецепту. Рецепт – это точное правило, по которому готовят любое блюдо.
По рецепту нам нужно точно отмерить продукты. Какие величины измерения нам понадобятся для того, чтобы взвесить продукты?
(На доске вывешиваются величины измерения)
Дециметр, литр, метр, килограмм, сантиметр.
3. Решение задач.
Для вас сегодня рецепт приготовила Василиса Премудрая.
(На доске вывешивается рецепт)
Для торта необходимо взять 15 кг масла, 16 кг сахара, а муки на 4 кг больше чем сахара и масла вместе.
- Ребята, посмотрите рецепт похож на задачу, можем мы решить данную задачу?
Д: Нет. Потому что нет вопроса.
У: Какой вопрос можно задать к этой задачи?
Д: Сколько килограмм муки нужно взять для торта?
Анализ задачи проводится с использованием схем-чертежей. (Рисунок 1) Ученики определяют, какой чертёж соответствует задачи. Самостоятельно записывают решение и ответ. Ответы проверяются с помощью сигнальных карт.
Рисунок 1
4. Геометрическая минутка.
У: Пока наш торт выпекается, мы посмотрим, какой торт будет по форме. (Рисунок 2)
Рисунок 2
У: Из каких фигур состоит торт? Сколько прямоугольников вы видите на рисунке? Сколько треугольников? Сколько квадратов?
Задание: начертите такой же торт себе в тетрадь.
Физминутка.
Встали. Левой рукой взяли себя за правое ухо, а правой рукой за нос.
Делаем хлопок руками, а затем меняем руки. Правой рукой держимся за левое ухо, а левой рукой за нос. Повторяем медленно, а затем быстро.
5. Самостоятельная работа. Закрепление материала.
У: Ребята, нам нужно выбрать цвета для крема. У вас на парте находятся карточки трёх цветов жёлтая, красная и зелёная. На обратной стороне вы найдёте задачи, решив задачи вы узнаете, какие цвета нам нужно. Если вы решили, что задача не имеет решения, отложите карточку в сторону.
Проверка результатов самостоятельной работы.
На жёлтой карточке задача не имеет решения.
На зелёной карточке задача решается в одно действие.
На красной карточке задача решается в два действия.
Результат: для крема необходимы красный и зелёный цвет.
6. Задача на развитие эмпирического мышления.
У: Ребята, рассмотрите внимательно рисунок и догадайтесь, какими звёздочками мы будем украшать торт. (Красная, пятиконечная звёздочка)
У: Ребята, какие вы молодцы! Какой торт у нас получился замечательный!
Пора Василису Премудрую встречать. (На доске вывешивается рисунок или появляется девочка в костюме)
Загадки. Развитие логического мышления.
- Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов стало?
- Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько часов играл каждый мальчик?
- На яблоне было10 яблок, а на иве на 2 яблока меньше. Сколько всего было яблок?
- У доски стоят три мальчика: Дима, Витя, Серёжа. Как сделать, чтобы Витя стал крайним, не перемещая его?
Первый вариант: загадки читает учитель.
Второй вариант: девочка в костюме раздаёт загадки 3-4 ученикам.
7. Рефлексия урока проводится с помощь сигнальных карточек.
Самооценка работы на уроке проводится с помощью сигнальных карточек.
Домашнее задание. Найди и выучи 2 загадки.