Цели урока:
- познакомить с саамскими сказками «Чахкли», «Гирвас-озеро», с особенностями культуры и быта саамского народа;
- формировать навыки чтения, умение анализировать местную речевую среду, способствовать повышению культуры речи учащихся, учить работать с книгой, расширять кругозор;
- воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа.
Оборудование: карта Кольского полуострова, выставка книг о Заполярье, фотографии, книги «Семилетний стрелок из лука», словарик саамских слов, презентация (Приложение 1), кроссворд (Приложение 2), публикация (буклет) (Приложение 3).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
На доске стихотворение и выставка книг, посвященных Кольскому краю.
Леса и тундра, льды и горы,
Озёра, реки и моря,
Раскинулась в своих просторах
Родная Кольская земля!
- Прочитайте стихотворение. О чём оно?
- Посмотрите на выставку книг и фотографий. Что общего между ними?
- Кто догадался, чему сегодня посвящёно наше занятие?
- Где находится Кольский полуостров? (Работа по карте)
3. Актуализация знаний.
На доске записаны слова: "Заполярье — край удивительный”
- Почему так называется земля?
- Почему он назван удивительным? Что удивляет гостей этого края?
Рассказы детей об особенностях климата на Кольском полуострове.
4. Знакомство с особенностями быта саамов.
- На Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, карелы, армяне, татары и другие. Но издавна здесь проживают саамы (раньше их называли лапландцами или лопарями). В наше время употребляется два названия: саамы и саами. Земля, где они жили, называлась – Лапландия. Это северные территории России, Финляндии, Норвегии и Швеции. (Приложение 1)
Слайд 1. Работа по карте.
Слайд 2. «Как жили саами в давние времена?»
Слайд 3. «Какие были жилища?»
1-й ученик:
Жилищем служил разборный чум - кувакса, который представлял собой несколько шестов, крытых оленьими шкурами зимой и берестой летом. В центре куваксы разжигали костер.
2-й ученик:
Позднее стали строить зимнее жилище – вежу. Она имела форму пирамиды высотой до 2.5 метров. Собирали её из брёвен. Крышу покрывали хворостом, дерном и древесной корой, оставляя отверстие для выхода дыма. Дверь «смотрела» на юг. На противоположной стороне находилось окно, его затягивали рыбьим пузырём или слюдой. В центре вежи был очаг из камней. Основное пространство вежи покрывали ветками деревьев и застилали оленьими шкурами. Здесь спали, ели, занимались делами.
3-й ученик:
Тесно было жить в веже, поэтому позднее саамы стали строить тупу. Это низенькая бревенчатая избушка, высотой чуть больше 2-х метров. Крышу тупы делали плоской, насыпали на неё землю и укладывали дерн. Очаг устраивали из камней, обмазанных глиной. Тупа имела одно или два небольших окна и по сравнению с вежей была светлее и удобней. В домашнем обиходе саамов появился стол, скамейки, полки для посуды.
- Сейчас многие народности севера переселяются в новые, хорошие, тёплые дома.
Слайд 4 «Каким трудом занимались?»
- Традиционные занятия саамов тесно связаны с животным миром Кольского полуострова. Это рыболовство и охота. Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведей. Но есть одно животное, которому подчинена вся жизнь саамов. Кто это?
4-й ученик:
Северный олень. Домашний северный олень – это прирученный дикий олень. Саамы разводят домашних оленей. Эта отрасль хозяйства называется оленеводством. Оленеводство – смысл жизни саамов. Олень – главное существо мира, Центр Вселенной.
- Недаром саамы о себе говорят «олений народ». Почему? Зимой саамы-пастухи вместе со своими семьями за оленьими стадами кочуют. Олени добывают питание, копытя снег. Какое лакомство предпочитают олени?
Слайд 5. «В какую одежду одевались зимой?»
- Верхняя одежда и обувь шилась из оленьих шкур. Из сухожилий оленя изготавливали нитки. Ими сшивали одежду, обувь, нанизывали на них бисер.
- Печок – верхняя одежда глухого покроя, длиной ниже колен, сшитой мехом наружу, со стоячим воротником и прорезью для головы и рук.
- Малица – зимняя одежда с капюшоном, шьется мехом внутрь, немного расширяющаяся книзу. (Пришла на смену печку, благодаря целостности покроя, она хорошо защищала от ветра.)
- Яры – длинные (выше колен) меховые сапоги, сшитые из чередующихся полосок светлого и тёмного оленьего меха. Украшались полосками цветного сукна.
- Каньги – короткие полусапожки с длинными завязками.оборами спереди. Зимние - из меха, летние – из дублёной кожи, Особенностью всей саамской обуви был загнутый кверху носок.
Слайд 6. «В какую одежду одевались летом?»
- Летнюю одежду шили из тканей. Женщины носили платья, напоминающие сарафан, разных цветов, преимущественно красных.
Слайд 7. «Как украшали свою одежду?»
5-й ученик:
Саамы старались сделать окружающие предметы не только удобными, но и красивыми. Меховая мозаика – узор из тёмных и светлых кусочков оленьего меха, между которыми иногда вставляли небольшие кусочки цветного сукна, Узор мозаики простой, состоит из прямоугольников, квадратов и ромбов.
6-й ученик:
Вышивка бисером в виде ромбов, треугольников, квадратов, многоугольников или овалов. Сукно, на котором вышивается рисунок, берётся обычно красного цвета. Сам бисер – трёх основных цветов: белого, голубого, жёлтого. Встречается синий и зелёный. Никогда не употребляется чёрный бисер.
7-й ученик:
Вязание – из шерсти, использовались нитки разных цветов. Вязали варежки, чулки, носки, шапки. Украшались изделия обычно горизонтальными полосками разных цветов, чередующихся с разным фоном шерсти. Полоски включали в себя традиционные для саамов мотивы: зубчатые линии, зигзаги, узоры из треугольников и диагональных линий.
- Кроме этого саами занимались плетением из бересты, резьбой по дереву и кости. Олень – это оружие, украшения, сувениры. Саамы не забывают свои традиции. Не переводятся мастера делать изумительные поделки из меха оленя, оружие из рогов оленя.
Слайд 8. «Узелки на память»
- Саами (раньше их называли лапландцами или лопарями) – коренные жители Кольского полуострова.
- Саамы - меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Они не только охотились на оленей, но и разводили их, то есть занимались оленеводством.
- Сегодня саамов всего 75 тысяч человек, из них около 2 тысячи поживают в России. Центр проживания – село Ловозеро.
5. Физкультминутка.
Посмотрите: мы – олени,
Дует ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправив плечи,
Руки снова на колени.А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.
6. Знакомство с саамской сказкой “Чахкли”.
Вступительная беседа.
- Многие века мудрость народа передавалась из поколения в поколение, из уст в уста. Нет ни одного народа, у которого не было бы сказок, песен, преданий, пословиц и загадок. Зимой, в длинную, полярную ночь, сидели саамы в своих жилищах у очага, шили одежду из оленьих шкур, мастерили рыболовные снасти и рассказывали детям сказки. Сказки – любимый жанр саамов. Сегодня мы познакомимся с саамскими сказками. Прочитайте название. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой сказке? Почему можно сказать, что эта сказка — произведение северного народа?
Словарная работа.
- Погост – саамская деревня.
- Чахкли – маленькие человечки, живущие под землёй и владеющие подземными богатствами.
- Чудь – враги саамов.
- Каньги – короткие сапоги из шкуры оленя, с загнутыми вверх носами.
- Обора – длинная, сплетённая из шерсти завязка к обуви.
- Вежа – жилище, напоминающее землянку, строилось из брёвен, палок и покрывалось корой и дёрном.
- Распадок – узкая долина в сопках.
(Используется словарик саамских слов)
Чтение сказки «вслух».
Беседа о прочитанном.
- Где живут чахкли? Чем владеют?
- Зачем охотник захотел поймать чахкли? Почему ему так просто и быстро удалось его поймать?
- Как жилось чахкли в семье у охотника?
- Что за беда нависла над саамами? Как поступил чахкли?
- Почему охотник решил возвратить чахкли? Как чахкли отблагодарил охотника?
- Почему в дальнейшем чахкли не стали помогать саамам? Чему учит сказка?
7. Знакомство с саамской поэтессой Октябриной Владимировной Вороновой. (рис.1)
- Октябрина Владимировна Воронова – саамская поэтесса, родилась 6 октября 1934 года в становище Чальмны-Варрэ, что в переводе с саамского означает «Глаза лесов». Она написала стихотворение о маленьких человечках, живущих под землёй.
Рисунок 1
Чахкли.
Когда заскучается в доме,
Ты выберись в дебри тайги.
Там маленький сказочный гномик
Живет в корневищах тугих.Смешной в колпачке своем белом,
Он зла никому не творит.
Но что бы в тайге ты ни делал –
Он все за тобой повторит.Топориком стукнешь по ветви
Такой же услышишь ты стук.
А крикнешь - он эхом ответит,
И звук улетит за версту.Когда же по небу закосят
Дождливые тучи, ветра,
Расстелет постель ему осень
Из листьев, травы и пера.И если случайно зимою
Ты вновь заберешься сюда,
Увидишь пространство немое,
А гномика - нет и следа.Но только плохого не думай,
Своею дорогой иди.
Нет, маленький чахкли не умер.
Он спит.
Ты его не буди.
- Понравилось вам стихотворение? Узнали вы сказочного героя?
- А теперь отправимся к Гирвас–озеру и узнаем, почему оно так называется.
8. Инсценировка сказки «Гирвас-озеро».
Ведущий: Жил на берегу одного озера охотник с сыновьями. Радовался старик – его сыновья были лучшими стрелками в погосте. Отец открыл им свои охотничьи секреты.
Старик: Пойдёте охотиться на верхнее озеро, там много оленя- дикаря пасётся. Подождите, когда стадо оленей озеро переплывать будет. Всякого оленя стрелять можно, но только не троньте вожака, гирваса.
1-й сын: Всё сделаем, как ты сказал, выполним твой наказ.
2-й сын: Отец, мы не будем стрелять в гирваса.
Ведущий: Идут братья и видят: большое стадо оленей озеро переплывает. А впереди всех – гирвас. Гордо несёт он голову с огромными ветвистыми рогами.
2-й сын: Как же мы такую добычу упустим? Убьём гирваса – нам же весь погост завидовать будет.
1-й сын: Знаешь, брат, такого красивого и сильного оленя не всякий бывалый охотник добывал.
Ведущий: Забыли сыновья про отцовский наказ. Пустили стрелы. Вонзились они прямо в оленя. Окаменел вожак, в остров каменный превратился. А стадо прочь ушло.
1-й сын: Плохо, что не выполнили мы отцовский наказ, нет нам удачи, опустела тундра.
2-й сын: Пошли, брат, домой, обессилели мы совсем. Уже три дня ходим по тундре, а ни одного оленя не встретили.
Ведущий: С тем домой и пошли. Увидел их отец, обо всём догадался.
Старик: Из-за бахвальства вы от себя охотничье счастье на всю жизнь прогнали. Не быть вам охотниками. Идите с девками корзины плести.
Ведущий: А озеро с тех пор Гирвас – озером называть стали. Так и по сей день зовут.
- Как вы считаете, правильно ли поступили сыновья?
- Ребята, давайте проверим, какими внимательными вы были. Сможете ли вы разгадать кроссворд?
9. Разгадывание кроссворда «В гостях у саамов». (Приложение 2)
10. Саамская игра «Утушка».
- Ребята, каких птиц можно увидеть на озере?
Сейчас мы поиграем в саамскую игру «Утушка».
Все игроки ходят по кругу и поют песню:
Да ты, утушка, да ты, серая,
Выплывай, выплывай!
Да ты, утушка, да ты, серая,
Угадай, угадай!
Да который твой селезень!
Утушка с окончанием песни останавливается около кого-то из детей – селезня. Затем селезень должен поймать утушку, а остальные играющие стараются этому помешать. Игра продолжается до тех пор, пока селезень не поймает утушку.
11. Саамское чаепитие.
Дети рассаживаются за столы. Каждому в подарок выдаётся буклет «Приятного аппетита!».
Все желающие пробуют чай по саамскому рецепту: «Чай с луком и куском оленьего сала: лук небольшими ломтиками саамы кидали в чай, а сало ели вприкуску».
12. Итог занятия.
Ребята, что вам больше всего сегодня понравилось и запомнилось?
Литература:
- Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, 1985. - С. 1-8.
- Полярная энциклопедия школьника Арктика - мой дом: Народы Севера Земли. - М., 2001. - С.155-158.
- Хомич Л.В. Саамы / Л.В. Хомич. - СПб, 1999.
- Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. - Мурманск. 1990.
- Невеста Солнца: Саамские сказки. - Мурманск. 1986.
- Литература Кольской земли. - Мурманск: МОИПКРО. 2004.