Цели урока:
- Повторение, обобщение и закрепление материала, пройденного в разделе «Население России»;
- Ознакомление учащихся с библиографией по данному вопросу;
- Включение учащихся в краеведческое исследование по данному вопросу;
- Продолжение формирования навыков анализа статистического материала;
- Продолжение профориентационной работы;
- Воспитание чувства сопричастности к жизни своей страны;
- Формирование навыков самооценки.
Маршрутный лист обобщающего урока по теме «Население»
| Задания и вопросы | Ответы | Баллы | ||||||||
| 1-й блок вопросов. Тема «Численность населения» | ||||||||||
| 1. Какова численность населения России в 2006 году? | 1. | |||||||||
| 2. На каком месте по численности населения находилась Россия в 2006 году? | 1. | |||||||||
| 3. Сколько городов-миллионеров сегодня есть в России? | 1. | |||||||||
| 4. Сколько городов есть в Башкортостане? | 1. | |||||||||
| 5. Чему равна численность населения Башкортостана? | 1. | |||||||||
|
2-й блок вопросов. Тема Воспроизводство населения» |
||||||||||
| 1. Разница между числом родившихся и умерших. | 1. | |||||||||
| 2. Снижение численности населения. | 1. | |||||||||
| 3. Резкое увеличение прироста населения. | 1. | |||||||||
| 4. Переход от одного типа воспроизводства к другому. | 1. | |||||||||
| 5. Каков естественный прирост при современном типе воспроизводства. | 1. | |||||||||
| Выступление Ахметзяновой Ригины с обзором книг по административно-территориальному устройству Республики Башкортостан | ||||||||||
| Выступление Хусаиновой Анны с информацией, как составляли таблицу по количеству детей в семье(опрос учащихся школы о количестве детей семьях бабушек, дедушек, мам, пап и самих детей, вычисление среднего количества, составление таблицы) | ||||||||||
|
1. | 1. | ||||||||
| 2. | 1. | |||||||||
|
3-й блок вопросов. Тема «Миграции» |
||||||||||
| 1. Информация: Из 37 учащихся 9-х классов:
Назвать вид миграции. |
1. | |||||||||
|
Выступление Султанбековой Альбины с информацией о месте работы родителей. (путем опроса учащихся выяснили, кто где работает) |
||||||||||
| 2. Работают в Серменево 33 родителя. Шестеро родителей ездят на работу в Белорецк. Назвать вид миграции. |
1. |
|||||||||
| 3. Три родителя ездят на работу за пределы района и республики. Назвать вид миграции. | 1. | |||||||||
| 4. В 2007 году в Серменево прибыло 75 человек,
убыло – 68 человек. Каково сальдо миграции? |
1. | |||||||||
|
4-й блок вопросов. Тема Половозрастная структура» |
||||||||||
|
Выступление Халиловой Лейсан с информацией о сборниках по итогам переписи 2002 года |
||||||||||
| 1. Сравнить продолжительность жизни по республике, Белорецку и Белорецкому району. | 1. | |||||||||
| 2. На какие годы приходятся перетяжки в пирамиде? | 1. | |||||||||
| 3. Объяснить причину этих перетяжек. |
|
1. | ||||||||
| 4. Объяснить перевесы мужчин и женщин по возрастам. | 1. | |||||||||
|
Информация Бадретдиновой Алины о рейтинге профессий среди учащихся 9 классов.(данные рейтинга наиболее престижных профессий, составленного учащимися, были обобщены в таблице) |
||||||||||
|
5-й блок вопросов. Тема «Национальный состав» Выступление Бахтеева Эльвира с библиографическим обзором (исходя из наличия) |
||||||||||
| 1. Назвать самую крупную языковую семью России | 1. | |||||||||
| 2. Назвать самый многочисленный народ России | 1. | |||||||||
| 3. К какой языковой семье относятся башкиры? | 1. | |||||||||
| 4. Назвать второй по численности народ России | 1. | |||||||||
| 5. Какой народ, живущий в европейской части страны, исповедует Буддизм? | 1. | |||||||||
| Сумма баллов | ||||||||||
| Оценка |
Подсчитай количество набранных баллов и оцени себя:
- при 22 и более баллах ты получаешь 5;
- при 17 – 21 баллах ты получаешь 4;
- при 16 и менее баллах ты получаешь 3.
Ключи к вопросам маршрутного листа по теме «Население»
1-й блок:
- В 2006 году в России насчитывалось 142 млн.чел.
- На восьмом.
- 11 городов-миллионеров.
- В Башкортостане – 21 город.
- Численность населения Башкортостана 4063,4 тыс. чел.
2-й блок:
- Естественный прирост.
- Демографический кризис.
- Демографитческий взрыв.
- Демографическая революция.
- Отрицательный.
Анализ таблицы:
- Количество детей уменьшается.
- Происходит переход от традиционного к современному типу воспроизводства.
3-й блок:
- Переехавшие – это безвозвратные миграции.
- Работа в Белорецке –маятниковая суточная миграция.
- За пределами района - это тоже маятниковая миграция, может быть недельная, месячная, сезонная.
- Сальдо положительное и равно 7.
4-й блок:
- По республике и городу продолжительность жизни немного длиннее.
- Переряжки приходятся на 1947,1977,2002 годы
- Это послевоенные дети, внуки, правнуки. («эхо войны»)
- Для нашего региона характерно преобладание мужчин до возраста 50 лет, с 50 идет перевес женщин.
5-й блок:
- Индоевропейская семья.
- Русские.
- К алтайской.
- Татары.
- Калмыки.
Список литературы:
- Башкирская АССР. Административно-территориальное деление – Уфа - 1961.
- Башкирская АССР. Административно-территориальное деление – Уфа - 1981.
- Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан – Уфа -1999.
- Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан – Уфа -2007.
- Население республики Башкортостан (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года).Статистический сборник – Уфа - 2006.