Цели урока:
- Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы.
- Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении.
- Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе.
Задачи:
- Познакомить с особенностями строения шляпочных грибов.
- Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека.
- Сформулировать правила сбора грибов с использованием теста.
- Познакомить с правилами оказания первой помощи при отравлениях грибами.
Форма проведения урока: урок – путешествие с элементами научного анализа.
Имеется презентация урока.
I. Организационный момент.Звенит звонок. Ребята входят в класс, проходят и садятся на любой стул в кругу, к которому прикреплен лист дерева. Они все разные. Это необходимо для того, чтобы быстрее разделить детей на группы за столы.
- Здравствуйте, ребята!
- Я рада вас видеть, (читаю стихотворение):
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились.
(Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому)
II. Повторение пройденного материала.До меня сигнал дошел,
Начинаем разговор.
- Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. А для этого мы должны четко представлять, куда мы идем.
- Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев).
- Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.
- Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).
- А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).
- Итак, мы отправляемся в лес на природу.(фонограмма “Голоса леса”).
- Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти? (В лесу нельзя шуметь, иначе птицы извери разбегутся).
- Молодцы!
- А давайте вспомним, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека). – Правильно.
- Какая бывает природа? (Живая и неживая).
На доске появляется схема 1(Приложение 1)
- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).
- Сейчас я проверю, как вы хорошо различаете живую и неживую природу. Поиграем в игру “Кто внимательный?” На доске будут показаны явления живой или неживой природы, сначала надо перечислить, что относится к живой природе, а потом – к неживой. Готовы?
(Проводится игра. На доске анимационные явления природы: дерево, трава, птицы, звери, радуга, камни, звезды, …).
- Молодцы. Какие вы внимательные!
- Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и растений).
Схема на доске пополняется: (Схема2 Приложение 1)
III. Сообщение темы и задач урока.
- Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на то, о чём говорится в загадке: Землю пробуравил,
Корешок оставил.
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
- Что это? (это гриб). Верно. Речь пойдет о грибах.
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес, в особое царство природы. Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны.
- Существует даже целая наука, посвященная её изучению. Она называется “микология”.
На доске: микология (“микос” – гриб, “логос” – наука).
- Как можно перевести “микология” с латыни? (Наука о грибах).
- Чтобы во время прогулки не заблудиться, нас будет сопровождать гриб-боровик (белый гриб) – всем грибам голова.
Запись голоса боровика: “Здравствуйте, ребята! Я рад сопровождать вас в нашем лесу. Я приготовил вам корзину для грибов. Грибы эти вырастут в лесу в том случае, если вы покажете свои знания. Чем больше мы узнаем на уроке, тем полнее будет ваша корзина”.
- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? (Да).
- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?
(Опята, белый гриб, мухомор и т.д.)
(Применяю слова-эпитеты к грибам из произведения Даля “Война грибов”: волнушки – старые старушки; опенки – больно ноги тонки; сморчки- старички; маслята – дружные ребята; лисички – сестрички и т.д.).
- Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте возьмем воображаемые лукошки и отправимся на “тихую охоту”.
- Ребята, а кто знает, что означает “тихая охота”? (Это собирание грибов. Так назвал Сергей Аксаков – писатель и знаток русской природы.)
- К вашим стульям прикреплен лист дерева, каждый вместе со своим стулом отправится в ту лесную лабораторию, где обозначен такой же лист на столе.
(Дети переходят в группы).
IV. Изучение материала.
- Сегодня за ваши правильные ответы вы будете получать грибочки – этот лесной трофей будете складывать в соломенные корзинки.
- Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).
- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)
- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений).
- Почему? (Они растут на земле).
- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).
- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).
- А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.
- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет).
- А к миру животных? (Тоже нет).
- Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).
- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
Дополняю схему на доске. (Схема 3 Приложение 1)
- А какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка)
- Посмотрите на нашего боровика, он тоже в шляпе.
- Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочными
Дополняем таблицу. (Схема 4 Приложение 1)
- На ваших рабочих местах имеется рисунок строения шляпочного гриба. (Рисунок 1.JPG)
- Давайте вместе разберемся, как называются части гриба, вам в этом помогут слова для справок.
- Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей? (Надземная часть). Правильно. Запишите слева.
- Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка). Правильно. Подпишите справа.
- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название “плодовое тело”.
- Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть).
- Молодцы. Запишите слева.
- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину, корни).
- Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).
- А на самом деле подземная часть называется “грибница (мицелий)”
- Запишите справа.
- А теперь сравните со схемой на доске: так ли у вас?
- Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов).
- А как гриб питается? (Грибница высасывает из почвы воду с растворенными в ней солями).
- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ).
Содружество растений и грибов.
- Опытный грибник знает грибные места. Посмотрите на доску!
Написаны слова: “дубовик”, “подберезовик”, “подосиновик”.
- О чем говорят названия этих грибов? (Они растут под осинами, дубами и березами).
- Совершенно верно. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Например, маслята – под хвойными, белые – под дубами…
- Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии).
- У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают. Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар.
- Что ж, ребята, вы наверно устали? Я предлагаю пройтись по опушке и собрать грибы.
- Встаньте, ребята, пожалуйста!
V.Физкультминутка.(Под запись “Голоса леса). (Приложение 2)
VI. Продолжение изучения материала.
- Отдохнули? Хорошо. Сели ребята.
- Продолжим наше путешествие по лесу. Мы нашли много грибов.
- А знаете ли вы, что на нашей планете растет около 100 тысяч видов грибов. Мы выяснили, что какая-то часть растет в лесу.
- Как вы думаете, где мы их можем еще встретить? (Везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу и даже в музеях, на деревьях).
Показ гриба трутовика, который дерево точит.
- Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разный. Посмотрите на доску, где изображены необычные грибы. (Рисунок 2.JPG).
- Рассмотрите эти грибы. Они занесены в Красную книгу России, а значит они, к сожаленью, редки и в Чувашии. Эти и другие не менее интересные грибы занесены в Красную книгу Чувашии. А вот в этой книге чувашского грибника-любителя Федора Федорова описаны и даже показаны в цветных иллюстрациях все грибы, встречающиеся в наших лесах.
- А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома, и видели их много раз, но не догадывались или не знали, что они – грибы.
(Учитель демонстрирует продукты питания, покрытые плесенью: хлеб, сыр и т.д.)
- Что это? (Плесень).
- А я называю плесень грибами.
Практическая работа с микроскопами.
-Рассмотрите плесень под микроскопом и докажите, что я права. (Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб).
- Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы).
- Можно назвать ее грибом? (Да).
- Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет).
- Почему? (У нее нет шляпки).
- Совершенно верно. Этот вид грибов называется “плесневые” Знали ли вы об этом?
Дополняется схема5 (Приложение 1)
- Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят ли они ему пользу? (Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся).
- Слышали вы такое слово “антибиотики”? А “пенициллин”? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов.
Демонстрирую упаковку таблеток.
- А люди используют грибы в пищу? (Да).
- Что они с ними делают? (Жарят, варят, сушат, солят, тушат, маринуют).
- Правильно. Молодцы.
- Я пришла к вам с непустыми руками,
Я пришла с грибами. (показ банки с маринованными грибами).
- Как вы думаете, где и когда я их собирала? (Осенью, в лесу).
- Совершенно верно. Люди и животные делают заготовки на зиму.
- До весны далеко и как только сойдет снег, появятся первые грибы. А кто, из вас, ребята, знает:
- Какие грибы появляются первыми? (Ответы детей).
- Это сморчки и строчки. (Показ картинки в книге). Их называют грибы-“подснежники”. Они занесены в Красную книгу России и Чувашии. А еще есть грибы – “скороспелки” на деревьях – это вешенки. (Показ настоящих грибов). Их выращивают у нас в теплицах, налажено их производство.
– А сейчас мы проверим себя при помощи теста, правильно ли мы собираем грибы?
- Возьмите тест. (Приложение 3). Вы должны в группе обсудить утверждения. Если вы с ними согласны, то слева в пустой клетке ставите “+”, если нет – то ставите “минус”.
Идет работа в группах по тесту (запись “Голоса леса”).
- Выполнили? Молодцы. А теперь проверьте свою работу по ключу.
На доске прикрепляется ключ к тесту. (Проверка работы группы).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 + – + – - + + – + - |
- Поднимите руки те, кто задание выполнил правильно? Молодцы.
- Если вы допустили ошибку, исправьте ее и еще раз дома повторите правила сбора грибов. Значит, нам с вами есть еще чему поучиться.
Обобщение о значении грибов.- А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).
- Кроме того, проверяя тест, мы сказали, что сбивать палкой и растаптывать ядовитые грибы нельзя. Почему? (Некоторые грибы являются лекарством для животных. Например, лоси могут лечиться мухоморами. А еще в грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов).
- Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет).
- Почему? (Среди них бывают ядовитые грибы, которыми человек может отравиться). Дополняется схема 6 (Приложение 1)
– Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.
- А какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка).
Показ гриба “Бледная поганка”.
- Берегись бледной поганки! В ней содержится самый сильный яд. Съеденный кусочек гриба сильнее укуса змеи. Узнать ее не трудно. Ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно-зеленый. В верхней части ножки, как у мухомора, есть пленчатое кольцо.
- Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Съедобное – несъедобное”. Для этой игры вам понадобятся ваши знания. Каждая группа за столом соберет из предложенных карточек “съедобные” грибы в корзину. (Там разрезы).
Звучит запись “Голоса леса”. Дети работают.
- Закончили. Давайте проверим.
- Какие грибы вы положили в корзину? Какие оставили? Почему? (Каждая группа отвечает).
- Молодцы, справились с заданием.
Дети выставляют корзины к доске.
- А те, которые на столе – ядовиты. Как нельзя бросаться в воду, не научившись плавать, так нельзя идти в лес за грибами, не зная их. Знакомиться с грибами надо по рисункам в книгах и у знающих “охотников” за грибами.
- Как же поступить с теми грибами, которые могут навредить нашему здоровью?
Провокация: – Не лучше ли их растоптать, посшибать палками, уничтожить? (Ответы детей).
Вывод: Эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней. Заповедь должна быть одна – все живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой.
- Ну, а если все же случилась беда. Вы отравились грибами. Помощь окажет только врач. (Высвечиваются на доске первые признаки отравления: тошнота, рвота, боли в животе проявляются через 2-4 часа после употребления грибов).
Звонит мобильный телефон.
- Ой, ребята, извините, пожалуйста.
- Алло, доктор Пилюлькин?
- Как вы вовремя позвонили. А мы с ребятами на лесной поляне говорим об отравлениях грибами. Не смогли бы вы подъехать к нам, ведь лучше врача никто об этом не расскажет.
- Спасибо большое, доктор Пилюлькин! До встречи!
Входит доктор Пилюлькин.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, доктор Пилюлькин!
- Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!
- Тогда слушайте внимательно и запоминайте:
1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно
вызвать “скорую помощь” по телефону …. “03”.
2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:
Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.
Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.
В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.
3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.
– И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?!
– Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!
– Ну, мне пора! Рад был вам помочь!
- Спасибо, доктор Пилюлькин! До свидания!
Доктор Пилюлькин уходит.
VII. Подведение итогов урока.
- Давайте подведем итоги.
Вопросы: 1 группе: Грибы – это растения или животные? (Особое царство природы).
2 группе: Какая часть грибов является самой важной? (Грибница).
3 группе: Какие бывают грибы? (Шляпочные и плесневые. Съедобные и ядовитые).
4 группе: Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка).
5 группе: Что нужно делать при отравлении грибами? (ответы детей). Можно ли палками и
ногами сбивать ядовитые грибы? Почему? (Ими лечатся животные).
- Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!
- Сегодня мы так много узнали на уроке.
- Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.
- Мы собираемся все дружно со своими корзинками на поляне в кругу. И я хотела бы обратить ваше внимание на тот лесной трофей ваших знаний в корзине, который мы с вами собрали на “тихой охоте”.
- А какая же группа потрудилась лучше? Посчитайте свои грибы. Каждый грибок – это крупинка ваших полученных знаний.
- Давайте объединим их в общую корзину и вручим нашему гостю-проводнику – боровику.
Запись слов боровика: “Вы сегодня все хорошо потрудились и получаете отличные оценки. А ваш лесной трофей превратился в настоящую корзину съедобных грибов, которыми я вас угощаю”.
– Поработали на “5”,
А теперь всем отдыхать!
Детей угощаю съедобными грибами – печеньем “опята” или конфетами “белые грибы”.
- Всем спасибо за хорошую работу!
Использованная литература
- Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ А.А.Плешаков.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
- Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004. – (Серия “Мастерская учителя”).
- Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса: В 2 ч. (автор А.А.Плешаков, издательство “Просвещение” – серия “Зеленый дом”), часть 1,2005.
- Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс/ Под ред. Л.А.Обуховой. – М.: ВАКО, 2006. – (Серия “Мастерская учителя”).
- Шорыгина Т.А. Грибы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004 – (Серия “Путешествие в мир природы. Развитие речи”)