В системе эстетического воспитания важную роль играет обучение творчеству. Но, как известно, под творчеством понимается деятельность личности, направленная на создание новых материальных или духовных ценностей. Эта формулировка относится к конечному результату, а не к характеру деятельности. Однако ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе. Природа творчества двойственна: творчество как " открытие для себя" и творчество как "открытие для других". В первом случае продукт творчества не имеет общественной значимости, во втором же он обладает этим свойством. Однако существует сходство этих видов, которое заключается в том, что творческий процесс всегда требует глубокой сосредоточенности, воли в достижении поставленной цели. Он предполагает большой кропотливый труд, наличие вдохновения, фантазии, интуиции. Детское творчество направленно прежде всего на раскрытие своего внутреннего мира, самовыражения. Развитие творческих способностей ребёнка имеет свои особенности, которые связаны с психическим, духовным, умственным развитием. Наиболее благоприятным для развития творческого потенциала является младший школьный возраст, этому способствуют сформировавшиеся характеристики познавательных процессов, и возможность включать в основные виды деятельности творческие задания, для того что бы ученик смог проявить своё "Я".
На уроках специальности в музыкальной школе, когда ребенок только начинает приобщаться к искусству, нам важно говорить о его творческом развитии. Ценность данных уроков заключается в том, что обучение основано не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им. По словам И.Г. Песталоцци "Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать" [6, с.18]. Через активное восприятие, овладение материалом ребёнок быстрее эмоционально отзывается, быстрее самовыражается, а значит, развивает творческое начало.
Принцип проведения урока специальности как урока, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан прежде всего на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы школьника. В основе построения творческих уроков лежит диалектическая взаимосвязь жизни и искусства, искусства и жизни. Самовыражение ребёнка не возможно без предоставления ему творческой свободы, без создания особой атмосферы на уроке, способствующей рождению его внутренней импровизации.
"Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок “выплескивал” своё состояние, субъективно “проживал” своё настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок" [3, с.16].
Творческая деятельность на уроках специальности должна быть выстроена целенаправленно, должна присутствовать преемственность изучаемого материала, методов работы и актуализация субъективного опыта. Обращение к опыту ребенка, к жизненным примерам, впечатлениям детей, к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы, явления позволяют глубже воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка.
Одним из важных условий развития творчества является взаимосвязь с другими видами искусства. Это формирует отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность. Использование художественно-ценностного репертуара позволяет более эффективно воздействовать на внутренний мир ребенка. Важно создать на уроке поисковые ситуации, моменты самостоятельного выбора.
Применение проблемных методов требует затраты времени на уроке, но если дети самостоятельны в своем поиске, творчестве, до всего доходят сами, то приобретенные ими знания гораздо значимее, ценнее, так как дети приучаются мыслить, искать, верить в свои силы, то есть творчески развиваются.
Процесс творчества, начинается с того, чтобы "разбудить", оживить, островки, ещё не окончательно высушенные вербальным образованием.
Большое значение в развитии творческой активности имеет сам процесс работы над произведением (предложением, фразой и.т.д.).
В данном процессе может сыграть свою позитивную роль синестезия, которая является одним из феноменов человеческого восприятия мира. "Механизм этого феномена заключается в том, что в состоянии синестезии помимо или вместо ощущения, передаваемого одним, ведущим каналом восприятия добавляются новые нюансы, призвуки к основному ощущению, создавая тем самым полноту и глубину чувств " [6, с.18].
Необходимо отметить, что синестезийный подход не нов для музыкального образования. Соощущения широко применяются в исполнительской педагогике для привлечения внимания ученика к качеству звучания.
К активизирующим творческим заданиям, относятся такие, которые помогли бы ребенку, отталкиваясь от конкретного аспекта темы, прийти к осмыслению ее художественной целостности. Например, такое задание: представить и отразить в звуке поведение героя исполняемой пьесы в измененных обстоятельствах.
Использование метода варьирования, когда одни и те же фразы, предложения проигрываются решительно, мягко, задумчиво, что требует соответствующей динамики, звукоизвлечения и так далее, требует от ребёнка включения в работу воображения, эмоциональных личных сфер.
С большим удовольствием дети берутся за сочинение мотивов и фраз, предложений в квадратных периодах повторного строения. Переходя к сочинению мелодий, следует опираться на имеющийся у ребят слуховой опыт, усвоенные навыки игровых движений на инструменте. Работа над сочинением мелодий должна рассматриваться как средство накопления технической базы, формирования интонационного словаря, осмысления законов формообразования.
Как и любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессом созидания. Оно непременно требует общения по поводу созданного, то есть его исполнения и восприятия. Психологические мотивы творчества, поддерживающие желание творить, нуждаются в подпитке в виде открытых концертных исполнений.
Для творчества не нужно изыскивать дополнительное время и, тем более специальных занятий. Творчеством должен быть пронизан весь урок, все, что делается на уроке. Обязательные компоненты урока следует пополнить творчеством.
Особенности творческого развития на начальном этапе обучения
Начальный этап обучения является базисным для дальнейшего профессионального роста. Важной составляющей этого этапа является активизация творческой активности, что поможет оптимизировать учебный процесс, и будет способствовать формированию личности.
"Чтобы ребёнок мог полноценно воспринимать и понимать музыку, прежде всего, необходимо научить его внимательно слушать. Важно из пассивного слушателя превратить ученика в активного, чтобы он умел вслушиваться в элементы музыкальной ткани, анализировать, чувственно воспринимать звучание каждого звука. Для этого нужно с первых уроков активизировать музыкально – образное мышление. Знакомя со звучанием каждой струны, следует дать образную характеристику: " Первая струна самая младшая сестренка с тоненьким голоском, и зовут её – Ми. Вторая - Си, - голос её более сильный и звучит более продолжительно, тембр другой…" Можно попросить ученика самому дать характеристику звучания каждой струны, проводя параллели с картинами, образами зверей" [4, с.6].
Для детей данного возраста интересны различные музыкальные загадки: отгадать героя исполняемой педагогом пьесы, исполняя дважды одно и тоже произведение сделать небольшое изменение и попросить ученика сказать, что изменилось.
С первых уроков следует знакомить ученика с таким музыкальным материалом, который бы ему хотелось послушать, спеть, а потом и сыграть. Это могут быть знакомые детские песенки, прибаутки, пьесы из сборников И. Рехина, В.Козлова, С. Марышева. Для дальнейшего развития творческой активности большое значение имеет подбор соответствующего репертуара. Произведения должны быть яркими, хорошо, если пьеса имеет программное название, т.е. несёт в себе образ. Вызывает творческий отклик учащихся использование в произведениях красочно-колористических эффектов. Изучая гитару, ученик не только приобретает необходимые навыки игры на инструменте, но и познает прекрасный и сложный мир звуков. Педагог должен гибко чувствовать интересы своего ученика и подбирать соответствующие программы для работы. Это могут быть пьесы старинных авторов, классиков и современников, главное, чтобы они вызывали активное творческое восприятие, желание музицировать, самовыражаться.
По своей природе ребенок очень активен, через движение он познаёт окружающий мир. Поэтому во многом музыкальному воспитанию детей способствует такой вид деятельности, как музыкально-ритмические движения. Попросите ребёнка подвигаться под музыку или песенку, стремясь выразить характерные особенности темпа, ритма, динамики. В дальнейшем это ему поможет свободнее и естественнее исполнять произведение, чувствовать характер, ритмическую, эмоциональную основу.
Музыкальный язык неизменно связан с бытовым языком и речью. Вслушиваясь в интонации человеческой речи, можно открыть много необходимого и полезного и затем использовать эти находки в музыкальной речи, музыкальном исполнении. Попросите ребёнка с выражением прочитать короткое стихотворение, пословицу или фразу, а на следующем этапе обучения можно сыграть с придуманной мелодией или просто ритмическим рисунком, наделённым соответствующим характером. Таким образом, ученик превращается из активного слушателя в активного исполнителя. Для примера можно взять такие фразы: "Динь-дон, динь-дон загорелся Кошкин дом", "Петушок, петушок, золотой гребешок".
На начальном этапе обучения важно выработать правильные и рациональные навыки постановки рук, физиологической и психологической свободы ученика. Это процесс трудоёмкий и кропотливый, если же мы превращаем выполнение данных задач в игру, то в непринуждённой форме ребёнок быстрее находит контакт с инструментом.
Фиксировать положение локтевого сустава правой руки можно играя в следующую игру. Попросите ребёнка отхлопать ритм под музыку только по обечайке, затем от обечайки спускаясь к розетке, затем от обечайки к розетки и далее к нижней части деки. Детям нравиться хлопать под музыку. А я если усложнить задачу и нарисовав определённый образ воплотить его в ритме? Или хлопать ритмические рисунки, отводя восьмым длительностям обечайку, четвертям - розетку, а половинным нижнюю часть деки? Изучая длительности нот можно использовать следующие приёмы активизации творческой активности: подтекстовка и пластические движения. Например, четвертные ноты - это "шаги" или хлопки с сцепкой рук, восьмые - "па-ра" или хлопать в ладоши, половинные - руки на поясе наклон влево и вправо, символизирующий две доли.
Задания на определение оптимального положения левой руки на грифе гитары следует начинать с освоения пятой позиции. Попросите ученика поймать кистью гриф в данной позиции, а затем опустив кончики пальцев до третьей струны округлить их, и прижать ими эту струну. Обратите внимание ученика на то, чтобы большой палец естественным образом располагается напротив второго. При расположении пальцев в позиции лады можно сравнивать с "домиком".
Игры и упражнения для рук и пальчиков должны стать обязательной составляющей частью воспитания и обучения детей младшего школьного возраста. Это, прежде всего, школа игры, в которой ребёнок укрепляет пальцы и суставы, развивают мелкие мышечные движения. Игровые моменты помогают ребёнку почувствовать уверенность и свободу.
Игра в ансамбле с учениками младшей школьной группы, которые уже приобрели некоторые двигательные и координационные навыки игры на гитаре в предварительных упражнениях, а также ознакомились с элементами музыкальной грамоты, позволяет расширить представление ученика о богатстве выразительных возможностей инструмента. При совместной игре у ребенка пробуждается более глубокий интерес к музыке и творческому сотрудничеству с педагогом.
Если занятия проходят интересно, ученик незаметно для себя преодолевает многие трудности первоначального обучения - технические, ритмические, интонационные. Такие уроки значительно эффективнее развивают творческие способности ребенка, повышают его уверенность в себе, да и просто доставляют большое удовольствие.
Работа с начинающими очень трудоёмка, но в тоже время интересна и благодарна. Ребёнок младшего возраста открыт и эмоционален, легко откликается на задания педагога, поэтому важно не упустить этот период и заронить зерно творчества
Заключение
Творческое развитие ребенка – одна из важнейших задач педагогики. Оно теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с уроками специальности в музыкальной школе. Данные уроки помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении не только о музыке, но и о жизни. Оптимизация воображения, фантазии, подбор яркого, эмоционального и красочного нотного материала являются базисными ориентирами в формировании творческий личности.
Урок специальности – это урок искусства, обращённый к внутреннему миру ребёнка, а творчество - проводник к накоплению богатого личностного потенциала.
Список литературы
- Вопросы психологии творчества. Т.1/ Сост. Лезин Б.А. – Харьков, 1997. – 447с.
- Замятина Н. Первые двадцать уроков игры на гитаре: Методическое пособие. - Красноярск,1996, рукопись.
- Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании. Обзорная информация. – Вып.2. – М.: Педагогика. 1984.- с.16.
- Кузин Ю. Азбука гитариста. Доинструментальный период. - Новосибирск, 1999.- с.6-9.
- Марышев С. "Стань виртуозом ". - Новосибирск.: Книжница, 2000.-116с.
- Музыкальный лицей: развитие творческих способностей детей на раннем этапе обучения. Сборник научно – методических трудов. / Новосиб. гос. консерватория им. М.И.Глинки. – Новосибирск, 1998. – с.18.
- Немов Р.С. Психология. Книга II.- М.: Просвещение, 1994. – 496с.
- Петрушин В.В. Музыкальная психология. - М.:"Гуманитарный издательский центр" ВЛАДОС, 1997. – 384с.
- Рехин И. Альбом юного гитариста. Выпуск 1. – М.,1992.- 16с.
- Рехин И. Альбом юного гитариста. Выпуск 2 –М.,1992.-30 с.