Предмет: Русский язык.
Тип урока: Закрепление знаний (урок тренинг).
Тема: Имя существительное.
Цели:
Образовательные:
-Систематизировать знания учащихся по теме.
-Формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных.
Развивающие:
-Развивать речевую деятельность учащихся, самостоятельность, творческие возможности.
-Развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные:
-Воспитывать желание стать грамотным.
-Воспитывать позитивное отношение к приобретению знаний по крупицам.
Дидактические:
-Проверить степень сформированности навыков правописания изученных орфограмм и знаний о существительном, как части речи.
Оборудование.
- Карточки для индивидуальной разноуровневой работы(перфокарты) 1 уровень (1 вариант. 2вариант)
- Карточки для групповой разноуровневой работы 1 уровень, 2 уровень.
- Представление словарного слова три варианта.
Ход урока.
1. Организационный момент.
У.
Прозвенел звонок весёлый,
Вы пришли сегодня в школу,
Чтобы знания добыть,
Грамотными в жизни слыть.
2. Сообщение темы урока, целеполагание.
У.
Ноги под партой,
Руки у края,
Тетрадь под наклоном,
Спинка прямая.
У. Ребята, в ваших тетрадях перфокарты. Для того, чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, вам предлагается выполнить задание. Дети выполняют задание.
- Индивидуальная словарно-орфографическая работа.
1 уровень (базовый)
Д. Сегодня мы будем говорить о существительных и предметах.
У. Ребята, как связаны между собой эти слова?
Д. Существительные обозначают предметы.
У. Что такое существительное?
Д. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает различные предмет, отвечает на вопросы кто?, что?
У. Что вы знаете о существительных?
Д. Существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, существительные бывают мужского, женского и среднего рода, единственного и множественного числа.
Выслушиваются ответы детей.
Имя существительное,
Очень удивительное.
Отвечать оно должно,
На вопросы кто? и что?
3. Минутка чистописания.
У.
А сейчас, вниманье всем
В тетради много перемен
Число запишем, а потом
К работе в классе перейдём.
На доске слова: февраль
У. Ребята. Что вы можете сказать о морфологических признаках этого слова?
Д. Февраль- сущ., неодуш., нариц., ед. ч., м. р. У. Февраль в Древней Руси называли лютым, так как в это время стоят сильные морозы, выпадает много снега, поэтому написание безударной гласной е в слове февраль, вам помогут запомнить слова снег, север, ветер.
Дети записывают слово февраль в тетради.
4. Работа по теме.
У. Итак, к нам пожаловало существительное с различными предметами. Ещё первобытные люди познавая природу, называли предметы и явления и эти наименования закреплялись в языке. До нас дошло многое и мы пополняем наш язык новыми существительными, новыми названиями предметов. А сейчас мы проверим ваш словарный запас существительных.
У.
Нас лучики коснулись,
Мы сладко улыбнулись (дети встают).
Тренинг. 1 уровень (базовый).
У. Назовите конкретные предметы.
Д. Работа, земля, вода, трава, молоко, температура, дорога, валенки…
У. Назовите живые существа.
Д. Заяц, птица, насекомое, растение, люди, рыбы, звери…
У. Назовите явления природы.
Д. Туман, метель, вьюга, дождь, капель…
У. Назовите события.
Д. Свадьба, праздник, победа, день рождения…
У. Назовите абстрактные понятия.
Д. Внимание, память, интерес, мысль, мышление…
У. Итак, что такое существительное?
Д. Существительное –это часть речи, которая обозначает различные конкретные предметы, даёт названия живым существам, явлениям природы, событиям, абстрактным понятиям. Существительное обозначает одушевлённые и неодушевлённые предметы, является собственным или нарицательным, может быть единственного или множественного числа мужского, женского, среднего рода.
-Групповая разноуровневая работа( в парах)
1 уровень (базовый).
Запишите имена существительные по родам.
Ч_ шка, сугро_, кни_ка, щ_ка, пруж_на, время, имя, в_р_бей, ф_враль, Алексей.
2 уровень (повышенной сложности).
Запишите имена существительные по родам, подберите свои.
Ч_шка, сугро_, кни_ка, пруж_на, время, Толстой, имя, писатель, ф_врал, окно, красный, жи_кий.
Кто закончил работу встаёт.
Проверка:
назовите существительные ж. р.
существительные м. р.
существительные ср. р.
У. Что особенного вы заметили при выполнении задания?
Д. Нам встретились имена собственные.
У. Что вы знаете о написании имён собственных?
Д. Имена собственные- это те слова, которые пишутся с большой буквы, а именно: имена людей, клички животных, географические названия.
-Грамматическая игра “Заказ”. 2 уровень( повышенной сложности).
Дети на листочках отмечают, сколько они выполнили заказов, называя нужное существительное.
У. Требуется фамилия писателя.
Д. Толстой, Чехов, Бианки, Сладков, Чарушин…
У. Требуется фамилия композитора.
Д. Моцарт, Шопен, Чайковский, Мусоргский…
У. Требуется фамилия художника.
Д. Шишкин, Айвазовский, Васнецов…
У. Требуется название страны.
Д. Япония, Америка, Россия…
У. Требуется название планеты.
Д. Марс, Юпитер, Венера…
У. Требуется название города.
Д. Уржум. Москва, Киров…
У. Требуется название реки.
Д. Вятка, Волга, Днепр…
У. Требуется кличка животного.
Д. Джек,Шарик,Верба…
У. Требуется название материка.
Подсчёт заказов, кто выполнил больше заказов.
У. А сколько нам предстоит ещё узнать существительных! У нас ещё всё впереди, а пока.
Ноги под партой,
Руки у края,
Тетрадь под наклоном,
Спинка прямая.
-Творческий диктант. 3 уровень (творческий).
Учитель диктует, а дети заменяют при написании имена собственные данными в диктанте на свои).
У. А сейчас диктант, но необычный, а творческий. Постарайтесь заменить слова собственные данные в тексте на придуманные вами.
Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут в Москве. Мальчики гуляют с собакой Бимом и кошкой Муркой. Их улица Строителей самая красивая.
У.
Диктанту нашему конец,
Кто не ошибся молодец!
Дети зачитывают свои работ.
Два друга Морозов Олег и Иванов Вова живут в Кирове. Мальчики гуляют с собакой Ириской и кошкой Мензуркой. Их улица Победы самая красивая.
5. Итог урока.
У. Ребята, о чём шла речь на нашем уроке?
Д. Мы говорили о существительных.
У. Что вы можете сказать о существительном?
Д. Существительное – это часть речи, которая обозначает различные предметы и отвечает на вопросы кто?, что? Существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными, мужского, женского, среднего рода в единственном и множественном числе.