Цели:
- совершенствовать умения складывать и вычитать положительные и отрицательные числа;
- развивать у учащихся самостоятельность;
- воспитывать внимательность.
Оборудование: карточки к игре “Поле чудес”, жетоны, карточки с примерами для устного счёта, корзина с цветами (на доске).
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
Ребята, мы закончили изучение темы “Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел” и сегодня у нас итоговый урок. Мы с вами должны повторить изученный материал и подготовиться к контрольной работе.
Приближается первый весенний праздник - 8 Марта. Сегодня к нам на урок пришли гости - ваши мамы и бабушки. Пусть этот урок, ваши хорошие оценки будут для них подарком к празднику. За правильные ответы буду давать вам жетончики - цветы. В конце урока подведём итог. Итак, начинаем.
II. Устные упражнения.
1. Викторина “Знаешь ли ты правила?”
- Как сложить отрицательные числа?
- Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
- Что означает вычитание отрицательных чисел?
- Как называются числа при вычитании?
- Как называются числа при сложении?
- Как найти неизвестное вычитаемое?
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Как найти неизвестное уменьшаемое?
2. Решение примеров ( показываю карточку с примером)
У учащихся на столах сигнальные кружки красного и зелёного цветов. Если они согласны с ответом товарища, то показывают зелёный кружок, если не согласны – красный. За правильный ответ - жетон =1 баллу.
- 6 + 10 | - 10 + (- 10) |
- 6 – 14 | 21 – (- 5) |
5 – 7 | 0 + (- 8) |
- 2 + 2 | -3 – (-6) |
3. Тестирование.
Вычисли и запиши правильный ответ (на листочках с копиркой).
1. | - 8 + (- 14) | а) 6 | б) 22 | в) -22 |
2. | - 5 + 5 | а) 0 | б) -10 | в) 10 |
3. | - 5,1 + 8,9 | а) -14 | б) 3,8 | в) 14 |
4. | 4 – ( - 19) | а) -23 | б) 23 | в) -15 |
5. | 5 + ( - 9) | а) 4 | б) -13 | в) -4 |
6. | - 0,1 – 1,5 | а) -1,6 | б) -2,5 | в) -1,4 |
7. | 5 – 7 | а) -12 | б) 2 | в) -2 |
Затем взаимопроверка. Выставление оценок.
- 8 правильных ответов - 5 баллов,
- 7 – 4 балла,
- 6 или 5 правильных ответов – 3 балла.
III. Кодированное упражнение “Наполним корзину цветами”.
Учащиеся по два человека работают у доски. Они решают уравнение или пример, получив ответ, закрашивают мелом цветок в корзине в соответствии со схемой и получают жетон за верный ответ.
Остальные работают в тетрадях.
Задания заранее написаны на доске.
- 7.4 – 2,9 | - 8,7 + 9,4 | - 3 - 2 | - 5,9 - красный |
- 7,1 + 1,2 | - 5 | - + | - 4 - синий |
2,15 – 3,81 – 5,76 + 3,27 + 5,58 – 7,33 | - 10,3 - жёлтый | ||
х – 3,19 = -13,49 | 2 + у = - 1 | 0,7 - белый | |
- зелёный |
IV. Самостоятельная работа. Игра “Поле чудес”.
Каждый учащийся получает карточки с примерами или уравнениями, выполняет задание и, получив ответ, записывает на доске букву, соответствующую числу. Если такого ответа нет, значит задание выполнено с ошибкой. Если всё выполнено верно, то получается фраза “Поздравляем милых мам и бабушек!”.
1. 3,7 – 4,5 | 8. 5,12 – 4 | 15. 7,8 + 2 | 22. . - 3,2 – ( - 6,3) |
2. - 5,4 + ( - 3,5) | 9. – 6,7 – 5 | 16. – 3,7 – 3,7 | 23. 1,2 - 6 |
3. - + | 10. - | 17. 3 – (-6,5) | 24. - |
4. - 0,66 + 0,81 | 11. 0,5 – х = - 9 | 18. - 3,2 – ( - 6,3) | 25. – 4,7 + 2,1 |
5. - 5,5 – 2,8 | 12. 3 – (-6,5) | 19. 3 – (-6,5 | 26. 2,5 – 3 |
6. - 3,2 – ( - 6,3) | 13. 7,1 + у = - 1,8 | 20 7,1 + у = - 1,8 | 27.. 3,4 – ( - 2,1) |
7. в – 2,2 = - 3,3 | 14. 5,12 – 4 | 21. 1,2 - 6 | 28. - 0,66 - 0,81 |
Е | В | Ы | З | Х | О | Б | П | У | Д |
- 0,5 | - 1,1 | 9,8 | - | - 7,4 | - 8,9 | - 4,8 | -0,8 | - | 0,15 |
И | Я | К | Р | Ш | А | ! | Л | М |
- 8,9 | - 11,7 | 5,5 | -8,3 | - 2,6 | 3,1 | 1,47 | 1,12 | 9,5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
П | О | З | Д | Р | А | В | Л | Я | Е | М | М | И | Л | Ы | Х | М | А | М | И |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | ||||||||||||
Б | А | Б | У | Ш | Е | К | ! |
Самооценка Правильно решённый пример – 1 балл.
V. Итог урока. Выставление оценок.
- 7 баллов – “5”,
- 6 баллов – “4”,
- 4 балла – “3”.
Тетради собираются.