Тип урока: обобщение.
Образовательные задачи: Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: “Графическая информация и компьютер”. Выявить качество усвоения учебного материала.
Развивающие задачи: Применяя индивидуальные фронтальные, проблемно-поисковые методы способствовать развитию у учащихся психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (наблюдательности, памяти, мышления, речи, умственных способностей), способствовать развитию детской фантазии, сообразительности, умения видеть скрытую информацию.
Воспитательные задачи: воспитывать компьютерную грамотность, информационную культуру.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Ребята, сегодня у нас заключительный урок по теме “Графическая информация и компьютер”. И, чтобы повторить всё, что вы узнали по этой теме, вы должны ответить на все мои вопросы и выполнить все задания, которые я вам предложу.
II
. Разминка1 – разминка общая:
Учитель: Вы должны как можно быстро ответить на вопросы. Работаем устно, по цепочке. В случае неправильных ответов поднимайте руки, поправляйте.
- Какое сегодня число?
- Номер кабинета информатики?
- Самая “главная” программа в компьютере? (операционная система)
- Как переводится слово Windows? (окна)
- Как называется главный рабочий экран Windows? (Рабочий стол)
- Компьютерный зверёк? (мышка)
- Наименьшая единица измерения информации? (бит)
- Папка, в которую временно попадают удалённые объекты, называется …? (корзина)
- После нажатия кнопки ПУСК открывается …? (Главное меню)
- Программы и данные на диске хранятся в виде …? (файла)
2 - Цифровой диктант.
Учитель: Я читаю высказывание. Если вы согласны – пишите “1”, если не согласны пишите “0”.
1 | В текстовый документ можно вставить рисунок. |
0 | Любой рисунок можно открыть из папки “Мои рисунки”. |
1 | Клавишу CTRL в Paint используют, если надо сделать копию фрагмента рисунка. |
0 | Paint - это векторный графический редактор. |
1 | Программа Paint является стандартной программой Windows. |
1 | В Paint выделенный рисунок можно удалить клавишей DELETE. |
0 | В Paint нельзя изменить палитру. |
1 | Клавишу SHIFT в Paint используют, если надо нарисовать круг или квадрат. |
1 | В графическом редакторе Paint можно вставить рисунок из файла. |
0 | Рисунки, сделанные в Photoshop имеют расширение .bmp. |
Взаимопроверка. Ответы на доске: 1010110110.
III. Развитие психических механизмов, как основы РТС (память, внимание, воображение, наблюдательность)
1. Развитие зрительной памяти
На доске написано слово:
АКИФАРГ.
Учитель: Задание: прочитайте это странное слово 3 раза.
Затем слово закрывается.
Учитель: Прочитайте слово с конца.
2. Развитие внимания: Найти слова.
Учитель: В приведённой таблице имеются слова, связанные с обработкой графики на компьютере. Они записаны “змейкой” - их можно читать в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.п.), но не по диагонали. Одна и та же буква может использоваться в нескольких словах.
J | B | M | P | S | D | A |
P | A | C | O | R | E | L |
E | I | N | T | T | P | D |
G | P | A | O | N | S | R |
I | C | A | S | I | A | A |
F | X | W | H | A | E | W |
F | I | T | O | P | E | E |
В помощь учащимся предлагаю подсказки:
PHOTOSHOP – растровый графический редактор.
PAINT – растровый графический редактор.
CORELDRAW – векторный графический редактор.
3DMAX – графический редактор для создания 3D-графики.
BMP, GIF, JPEG, PSD, EPS, PCX, TIFF – различные форматы графических изображений.
3. Развитие мышления:
Учитель: сейчас я вашему вниманию предлагаю анаграммы. Это некоторые буквосочетания. Необходимо переставить в них буквы так, чтобы получились слова, связанные с компьютером.
Тьмапя | – память |
Красен | – сканер |
Трионом | – монитор |
Перринт | – принтер. |
А как эти слова связаны с обработкой графической информации на компьютере?
4. Развитие наблюдательности:
Учитель: В приведённых текстах некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют названия инструментов графического редактора Paint. Найдите их и прокомментируйте:
- На закате залив казался кроваво-красным. Ответ: ЗАЛИВКА
- Пока дети купались, они потеряли один ласт и красивую ракушку. Ответ: ЛАСТИК.
- Новый учитель математики спросил: “вы деление уже проходили?”. Ответ: ВЫДЕЛЕНИЕ.
- За холмом проходили масштабные испытания нового оружия. Ответ: МАСШТАБ.
- В селе Каран Дашу встретили новые родственники. Ответ: КАРАНДАШ.
- Вся семья корпела над письмом: отец, мать и даже семилетний Митька. Ответ: НАДПИСЬ.
- Главными камнями в композиции были турмалин и яшма. Ответ: ЛИНИЯ.
- Недаром с детства интересовалась Элли психиатрией. Ответ: ЭЛЛИПС.
- Взмахнув кистью руки, дирижёр заставил оркестр замолчать. Ответ: КИСТЬ.
5. Развитие воображения.
Учитель: Люди, которые трудятся над изобретением и созданием устройств и программ для компьютера, безусловно, обладают богатым воображением. Чтобы проверить ваше воображение, хочу задать вопрос, а вы постарайтесь на него ответить:
- Что такое 86 smopuiM? (Раздаю каждому ученику карточку с этим словом)
Ответ: Windows 98 в перевёрнутом виде.
Учитель: Оказывается уравнения бывают не только в математике. Я предлагаю вам решить словесные. В уравнениях вида Х = А + В + С А,В,С,Х есть некоторые слова, известны также определения терминов А,В и С. Нужно найти Х:
Х = А + В + С (Линейка)
А – 13-я буква русского алфавита
В – тонкий слой ледяных кристаллов на
поверхности
С - название 12-й буквы русского алфавита.
Х = А + В + С (Макрос)
А – цветок
В – название греческой буквы, которой обычно
обозначают удельное сопротивление
С - согласная буква.
Х = А + В + С (Настройка)
А – заледеневшая корка на снегу
В – стая летающих насекомых
С - название 12-й буквы русского алфавита.
Х = А + В + С (Палитра)
А – движение в танце, балете
В – 1000 см3
С - гласная буква.
Х = А + В (Пиксель)
А – остроконечная вершина горы
В – бурный поток из грязи и камней в горах,
возникающий во время дождей
IV. Частично-поисковые задачи.
1. Учитель: Перед вами таблица с двумя колонками. В первой колонке приведены понятия, используемые в информатике, во второй – комментарии к этим понятиям. Нужно найти соответствие между понятиями и комментариями. В тетрадях укажите пары номеров соответствующих ячеек из разных колонок.
1. Буфер обмена | 1. Наименьший участок изображения на экране. |
2. Загрузка | 2. Часть оперативной памяти, используемая для временного хранения информации. |
3. Растр | 3. Копирование данных из внешнего запоминающего устройства компьютера в оперативную память. |
4. Пиксель | 4. Совокупность пикселей. |
5. “Мои рисунки” | 5. Пространство в окне программы, где отображается информация, создаваемая пользователем. |
6. Фрагмент | 6. Часть имени файла. |
7. Расширение | 7. Папка, где в виде файлов хранятся рисунки (документы). |
8. Рабочее поле | 8. Выделенная часть рисунка в графическом редакторе. |
9. Видеопамять | 9. Он периодически (50-70 раз в секунду) читает содержимое видеопамяти и управляет работой дисплея. |
10. Дисплейный процессор | 10. Это получение движущихся изображений на дисплее. |
11. Анимация | 11. В ней хранится двоичный код изображения, выводимого на экран. |
Ответы: 1-2, 2-3, 3-4, 4-1, 5-7, 6-8, 7-6, 8-5, 9-11, 10-9, 11-10.
2. Учитель: а знаете ли вы, что такое Логические каноны?
Канон в переводе с греческого – “правило”
Таблицы построены по определенному правилу, которое следует определить и восстановить недостающий элемент. Это ваша задача. И ответьте на вопрос: “Что общего в каждой группе слов?”
1.
Документ | С |
Графический | П |
Печатать | ? |
Ответ: Слова, связанные с графическим документом.
Документ | С | существительное |
Графический | П | прилагательное |
Печатать | Г | глагол |
2.
Вставка | 7 |
Выделение | 9 |
Копирование | ? |
Ответ: Название операций.
Вставка | 7 | в слове 7 букв |
Выделение | 9 | в слове 9 букв |
Копирование | 11 | в слове 11 букв |
3.
Ластик | 1 |
Заливка | 2 |
Кисть | ? |
Ответ: Названия инструментов графического редактора Paint
Ластик | 1 | одна буква А |
Заливка | 2 | две буквы А |
Кисть | 0 | нет букв А |
4.
Backspace | 2 |
Shift | 4 |
Ctrl | ? |
Ответ: Клавиши клавиатуры.
Backspace | 2 | вторая сверху |
Shift | 4 | четвёртая сверху |
Ctrl | 5 | пятая сверху |
V. Творческое задание.
Работа за компьютером: разработать рекламу своей фирмы.
Показываю примеры.
VI. Домашнее задание.
Продолжить работу над проектом рекламы. Разработать модель на бумаге.
VII. Подведение итогов урока.
Оценка активности, комментирование оценок.
Литература:
- И.Семакин. Информатика. Базовый курс. 7-9 класс.
- В.А.Хребтов. Информатика для младших школьников.
- В.А.Хребтов. Информатика: понятия и определения.
- Библиотечка “Первого сентября”. Информатика. №1(13)/2007.
- Библиотечка “Первого сентября”. Информатика. №1(7)/2006.
- “Первое сентября. Информатика”. №23 (455)/2004.