Цели:
- повторение и углубление сведений об особенностях официально-делового стиля;
- развитие умения учащихся пользоваться деловой речью в определённой обстановке, в определённой жизненной ситуации;
- формирование умения составлять заявление и автобиографию по предложенным образцам
Ход урока
I. Словарная работа
Учитель знакомит учащихся с темой и целями урока и предлагает выполнить следующее задание (задание записано на доске, выполняется учащимися в тетрадях)
Допишите подходящие существительные к глаголам. Учитывайте, что сфера их употребления должна лежать в области официально-делового стиля.
Довести | вступить |
Доверить | предоставить |
Состоять | осуществить |
Выступить | констатировать |
Обжаловать | отменить |
Затребовать | назначить |
Заслушать | приложить |
Во время выполнения задания несколько учащихся работают индивидуально.
Раскройте скобки и запишите правильно.
(В)соответстви(и, е) с договоренностью;
(в)связ(и, е) с наступлением отопительного сезона;
(в)силу объективных причин;
(в)виду того что отменено прежнее решение;
согласно приказ(а, у) заведующей;
(по)истечени(ю, и) назначенного срока;
(в)продолжени(е, и) поднятой темы;
(в)продолжени(е, и) нашего разговора отпала необходимость;
(в)продолжени(е, и) нескольких месяцев;
(по)достижени(и, е) совершеннолети(и, я).
II. Фронтальная беседа
Чтение и анализ теоретического материала на стр.92 (до раздела “заявление”)
(Учебник “Русский язык” для 9 класса общеобразовательных учреждений.Авторы:С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко)
-Назовите лексические, грамматические, синтаксические и речевые особенности официально-делового стиля.
Признаки официально-делового стиля:
- лексические (термины, стандартные обороты речи, штампы)
- грамматические (отглагольные существительные:нарушение, расторжение, взыскание, уведомление и т.п.); краткие прилагательные: должен, обязан и т.п.;отыменные предлоги и производные слова: в связи, в виду того что и т.п.)
- синтаксические (много обособленных оборотов, однородных членов предложения)
- речевые (отсутствие эмоциональности, экспрессии, изобразительно-выразительных средств)
Чтение раздела “Заявление”, анализ образца.
-Что представляет собой заявление?
-Какие требования предъявляются к оформлению заявления?
-Почему слово заявление пишется с маленькой буквы?
III. Практическая работа
Учащиеся выполняют упражнение 209 (письменно) и 210 (устно).
- Почему данное заявление не соответствует требованиям, предъявляемым к этому документу? (В тексте нарушено стилистическое единство: есть не свойственная официально-деловому стилю эмоциальность и образность- красавица Двина, вековой бор, не соблюдены правила оформления документа)
IV. Лексико-орфографическая работа
Клише - стандартные обороты речи
Экспрессивный - выразительный, содержащий экспрессию-выражение чувств, переживаний
Автобиография - описание своей жизни
- Почему выражение написал свою автобиографию недопустимо? (Потому что значение слова автобиография уже содержит местоимение своя)
Возьмите на заметку!
Употребление ненужных, уточняющих слов называется плеоназмом (от греческого плеоназмос-излишество, например:ценные сокровища, вернуться обратно, упасть вниз, памятный сувенир)
V. Сообщение учителя
Различают две разновидности автобиографии:автобиография-официальный документ и автобиография- литературное произведение. В деловой автобиографии соблюдается строгая хронологическая последовательность изложения фактов. Пишется она по определенному плану официальным языком. Освещение пунктов плана точное, лаконичное, сжатое. Порядок слов преимущественно прямой, предложения повествовательные.
При написании автобиографии как литературного произведения авторы (писатели, художники, артисты) совершенно свободны в выборе материала и языковых средств, а также в определении композиционной структуры.
Как деловой документ автобиография состоит обычно из следующих элементов (схема автобиографии на столах учащихся)
1. Заголовок: автобиография
2. Фамилия, имя, отчество
3. Дата рождения (число, месяц, год)
4. Место рождения (село, город, район, область, республика и т.д.)
5. Родители (их полное имя и отчество, чем занимаются)
6. Образование (когда, где и какую школу и другие учебные заведения окончил)
7. Трудовая деятельность (где, кем и когда работал и занимаемая должность в настоящее время)
8. Состав семьи (где и кем работают или где учатся члены семьи)
9. Поощрения, награждения (если имеются)
10. Дата (слева)
11. Подпись (справа)
VI. Практическая работа
После ознакомления со схемой автобиографии учащиеся работают с текстами, выполняя следующие задания:
1. Прочитайте тексты и сопоставьте их. Какой из текстов содержит лишнюю для деловой бумаги информацию? Какой относится к официально-деловому стилю речи? Являются ли тексты официальными автобиографиями? Почему?
2. Выделите в текстах структурные элементы, обязательные в официальной автобиографии?
3. Что бы вы ещё добавили к официальной автобиографии?
I. Я, Белугина Галина Николаевна, родилась в городе Новокузнецке, а именно в Первомайском районе, 12 ноября 1987 года. Следовательно, по знаку зодиака я – скорпион, родилась в год Собаки. Моя мама, Белугина Наталья Валентиновна, - домохозяйка. Это очень сложный труд. Мой папа, Белугин Николай Иванович, - директор одной из торговых фирм г. Новокузнецка. У меня есть ещё сестричка и братик. Они ещё в школу не ходят, маленькие. Также у меня есть двоюродная сестра, ей 12 лет. Учусь в гимназии №5 в 9 классе, которая находится на улице Гвардейской. В нашей гимназии очень много интересных дополнительных занятий, которые проходят после уроков. Я занимаюсь в студии танцев и посещаю факультатив по русскому языку. Мне очень нравится. Из нашего класса на этот факультатив ходят ещё четыре девочки и два мальчика.
Учусь я, в основном, на “пять” и “четыре”, мои учителя говорят, что я прилежная. Хочу стать экскурсоводом.
В свободное время читаю книги, фантастику, катаюсь на коньках, хожу по магазинам, но больше смотрю телевизор. Особенно мне нравится “Большая стирка”.
За победу на Городской олимпиаде по русскому языку в 2003 году я награждена Дипломом победителя, на зональном конкурсе молодых исполнителей народных танцев за танец “Рыбак” я получила Диплом второй степени.
В Новокузнецке проживаю по адресу: ул. Курчатова, д.12, кв.564
II. Я, Белугина Галина Николаевна, родилась 12 ноября 1987 года в городе Новокузнецке.
Моя мать, Белугина Наталья Валентиновна, - домохозяйка. Мой отец, Белугин Николай Иванович, - директор фирмы. У меня ещё есть сестра и брат.
Я учусь в 9 классе гимназии №5 г. Новокузнецка. Успеваю по всем предметам на “отлично” и “хорошо”.
Учусь в танцевальной студии, посещаю в своей гимназии занятия факультативного курса по русскому языку.
В свободное время читаю книги (фантастику), катаюсь на коньках, смотрю телепередачи.
Хочу выбрать профессию экскурсовода.
Имею Диплом победителя Городской олимпиады по русскому языку (2003 г.), Диплом второй степени призёра зонального конкурса молодых исполнителей народных танцев (2002 г.)
7.02.2005г. Белугина
После выполнения заданий учащиеся, пользуясь схемами и предложенными образцами, пишут автобиографии. В случае затруднений учитель индивидуально консультирует учащихся
VII. Подведение итогов урока
- Назовите признаки официально-делового стиля.
- Приведите примеры деловых бумаг.
- Перечислите составляющие автобиографии.
VIII. Сообщение домашнего задания
- Запишите автобиографию литературным стилем.
- Найдите в литературе официальные автобиографии, изучите их, выделяя указанные части.