(Благодарю за техническую помощь в оформлении презентаций Ананьева Алексея , ОПШ №100 г. Караганда)
На изучение данного материала отводиться всего 4 часа, из них 2 аудиторских и 2 внеклассных часа.
Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Проект рассчитан на учащихся любой категории. Контроль над проектом осуществляется учителем. Проект предполагает связь с местной экологической службой и населением региона.
Данный проект был задуман, чтобы получить углубленные знания по предметам, в ходе самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности.
Для организации проекта необходимо:
- владение учащимися Интернетом и программами Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Office.
- Связь с экологическими клубами.
Цели:
Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность.
1. Усвоение учебного материала через поисковую деятельность учащихся с использованием двуязычия, Интернет- ресурсов и ИКТ
2. Введение и закрепление нового материала по теме класса земноводных
3. Развитие навыков пользователя, умение находить и обрабатывать полученную информацию, тренировка грамматических навыков казахской письменной и устной речи. Изучение влияния последствий изменения экологии на жизнедеятельность земноводных в родном крае.
4. Поддерживать мотивацию к предметам через самостоятельную исследовательскую и поисковую работу. Привлечь внимание к экологическим проблемам родного края.
Мотивация:
- Развить интерес к исследовательской работе, самостоятельной обработке информации.
- Показать взаимосвязь школьных предметов между собой и современной жизнью.
- Поднять проблему экологии родного края.
Ожидаемый результат:
- Учащиеся должны усвоить значение, строение и жизнедеятельность земноводных.
- Знать причины, влияющие на экологическое равновесие планеты.
- Развить навыки работы с дополнительной литературой и Интернетом.
- Расширить знания учащихся о природных ресурсах материков
- Развить умения систематизировать и обобщать пройденный материал, составлять сравнительные характеристики.
- Научиться распределять обязанности по силам, работать в группах.
- Уметь, используя полученные на уроке знания, с помощью средств Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point подготовить презентацию, реферат, доклад.
Алгоритм проведения проекта:
- Разделить класс на группы . в каждую группу должен входить “ мыслитель”, “ исполнитель”, “ наблюдатель”, соответственно высокий уровень, средний и слабый.
- Кратко изложить общие сведения о классе Земноводные.
- Дать домашнее задание группам.
- Провести урок-отчет о проделанной работе.
- Провести тестирование по теме “ Класс Земноводных” сразу после отчета групп о проделанной работе, а второй раз после 1-2 уроков. Сравнить полученные результаты, сделать вывод об усвоении материала.
- Провести совместно с экологической службой мероприятия по очистке рек (прудов, озер, родников), распространить листовки среди местных жителей. Поставить исследовательскую задачу: вести наблюдения над водоемом и разработать программу по улучшению его состояния.
Управление проектом:
Действия, мероприятия для учителя | Сроки вып. | Обеспеч. | Результат мероприятия |
Обсуждение темы и цели проекта, обсуждение целей и задач, путей решения. Распределение заданий по группам. | 1 день | кабинет | составление плана работы над проектом |
Работа в группах над проблемой,
составление плана мероприятий. Составить список необходимого оборудования, составить план-график использования компьютерного класса. Подготовить необходимые книги и электронный материал. Определить порядок хранения файлов учащихся на школьном компьютере и доступа к ним. |
2 день | кабинет компьют. кабинет |
план действий каждого члена группы список, график инструкция |
Проведение консультаций со школьниками – участниками проекта. Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ. | ежедневно | график, кабинет | ежедневные консультации критерии оценок |
Купить необходимые принадлежности, призы участникам проекта. Пригласить на презентацию учителей и родителей. | 2 дня | деньги пригл. билет |
призы |
Просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе. | ежедневно | компьютер | контроль выполняемой работы |
Предзащита | Конец 1 недели | компьют. класс | исправление ошибок |
Провести презентацию проекта. | Начало 2 недели | компьютер | презентация |
Оценить проведенную работу и выставить оценки. | после презент. | кабинет | оценки |
Разослать благодарности всем, кто помогал в проведении проекта. | после презент. | кабинет | призы, благодарств. письма |
Обсудить итоги проекта, выделить сильные и слабые стороны. Продумать план следующих работ. | клас. час, после презент. | кабинет |
Задание для учащихся:
Техническое задание для группы №1 “ Статотдел”
Низкий уровень
Тема проекта “Численность класса земноводные ”
Цель исследования: Ознакомление учащихся с количественным составом класса Земноводные, изучение их разнообразия.
Основополагающий вопрос: какая доля от общего количества царства животных приходиться на класс земноводные?
Учебные вопросы:
1. Какая численность данного класса?
2. На какие виды делиться класс Земноводные?
3. Какой из видов самый многочисленный, какой самый малочисленный.
4. Какие виды обитают в Вашей местности?
Задачи:
1. Собрать информацию о количестве класса Земноводных
2. Рассмотреть деление класса Земноводных на виды.
2. Сравнить полученные результаты с другими классами.
3. Представить результат работы в виде диаграммы используя Microsoft Excel. Деление класса Земноводных изобразить в виде схемы выполненной в Microsoft Word.
Методы сбора информации:
Работа с источниками. Отобрать информацию согласно своим задачам , используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу.
Техническое задание для группы №2
“ Адресное бюро”
Средний уровень
Тема: Происхождение земноводных. Среда обитания.
Основополагающий вопрос: Возникновение класса Земноводные. Как рассредоточены земноводные на планете?
Учебные вопросы:
1. От кого произошли земноводные?
2. Какую точку зрения происхождения жизни на Земле, можно потвердеть, основываясь на происхождении Земноводных?
3. Что связывает Земноводных с предыдущими классами?
4. В какой среде обитают Земноводные? Какой температурный режим способны выдержать?
5. Как они распределены по материкам?
Задачи:
1. Собрать доказательства о происхождении Земноводных, установить “родословную” (от кого произошли).
2. Результат работы отразить в виде схемы выполненной в Microsoft Word.
3. Собрать информацию о среде обитания земноводных на планете.
4. Результат работы предоставить в виде схемы выполненной Microsoft Word
5. Определить распределение земноводных на планете.
6. результат работы предоставьте в виде карты.
Методы сбора информации:
Работа с источниками. Отобрать информацию с задачами , используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу, географические карты.
Техническое задание для группы №3
“ Салон красоты”
Средний уровень
Тема: Внешнее строение земноводных.
Основополагающий вопрос: Чем виды земноводных отличаются друг от друга?
Учебные вопросы:
1. Какие виды земноводных существуют?
2. Чем они отличаются друг от друга?
3. С чем связаны эти отличия?
4. Как объяснить разнообразную окраску земноводных?
5. Как по внешнему виду земноводных можно определить среду их обитания?
Цели исследования:
Изучить внешнее строение земноводных всех видов, выявить их отличия.
Задачи:
1. Определите, на какие виды делятся земноводные.
2. Сделайте сравнительную характеристику, предоставив результаты в виде таблицы (Microsoft Excel)
3. Собрать коллекцию фотографий земноводных, отчет выполнить в виде фотогалереи.
Методы сбора информации:
Работа с источниками. Отобрать информацию согласно своим задачам, используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу, фотоальбомы.
Техническое задание для группы №4
“Диагностический центр”
Средний уровень
Тема: Внутреннее строение земноводных.
Основополагающий вопрос: Как изменилось внутреннее строение земноводных по сравнению с рыбами?
Учебные вопросы:
1. Как усложнилась кровеносная, дыхательная и нервная системы земноводных по сравнению с рыбами?
2. С чем связаны эти изменения?
3. Какой вывод о происхождении жизни на Земле можно сделать, основываясь на данных наблюдениях?
Цели исследования:
Изучить внутреннее строение земноводных всех видов, выявить их отличия.
Задачи:
1. Рассмотрите внутреннее строение земноводных
2. Сделать сравнительный анализ с классом рыб.
3. Предоставить отчет в виде сравнительной таблицы(Microsoft Excel).
Методы сбора информации:
Работа с источниками; Отобрать информацию согласно своим задачам, используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу, фотоальбомы.
Техническое задание для группы №5
“ Детский сад”
Средний уровень
Тема: Размножение и развитие земноводных.
Основополагающий вопрос: Какие условия необходимы для развития земноводных?
Учебные вопросы:
1. Органы размножения земноводных.
2. Как происходит оплодотворение?
3. Как из икринок развивается взрослая особь?
4. Чем головастик отличается от взрослой особи?
5. Почему для размножения необходима вода?
Цели исследования:
Изучить метаморфоз земноводных.
Задачи:
1. Изучите строение органов размножения.
2. Рассмотрите процесс развития взрослой особи из икринки.
3. Предоставьте отчет в виде презентации. Сравните строение головастика и взрослой лягушки. Сделайте сравнительную характеристику (Microsoft Excel).
Методы сбора информации:
Работа с источниками: Отобрать информацию согласно своим задачам, используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу, фотоальбомы.
Техническое задание для группы № 6
“Столовая”
Средний уровень
Тема: Пищеварительная система и способы питания земноводных.
Основополагающий вопрос: Чем питаются земноводные?
Учебные вопросы:
1. Почему земноводные получили такое название?
2. Чем питаются земноводные у водоемов и вдали от них?
3. Как устроена пищеварительная система земноводных?
4. Чем она отличается от пищеварительной системы рыб?
5. Сколько лягушка может прожить без еды?
Цели исследования: Изучить питание земноводных.
Задачи:
1. Рассмотрите пищеварительную систему земноводных, состав их пищи, необходимое ее количество.
2. Изучите способы питания земноводных и составьте сравнительную таблицу с классом рыб.
3. Составьте презентацию.
Методы сбора информации:
Работа с источниками: Отобрать информацию согласно своим задачам, используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу, фотоальбомы.
Техническое задание для группы № 7
“Эксперты”
Высший уровень
Тема: Влияние экологии на жизнедеятельность земноводных.
Основополагающий вопрос: Как живется земноводным в нашей области?
Учебные вопросы:
1. Где обитают лягушки?
2. Какие виды лягушек водятся в вашей области?
3. Какое место занимает ваша область по загрязнению окружающей среды?
4. Какие заводы и предприятия находятся в вашем городе ( области).
5. Как они влияют на окружающую среду?
6. Какова численность земноводных в ваших водоемах?
7. Значение земноводных?
Цели исследования:
Определить значение земноводных в экологическом равновесии планеты, выработать план по улучшению экологического состояния местных водоемов.
Задачи:
1. Изучить среду обитания земноводных, их значения.
2. Составьте пищевую цепь, включающую земноводных . результат изобразите в виде рисунка.
3. Узнайте, какие Заводы находятся в вашем городе ( области) и как они загрязняют среду.
4. У экологической местной службы получите данные об экологии вашего края и влиянии ее изменений на жизнедеятельность земноводных.
5. Разработайте план по улучшению среды обитания земноводных.
6. Выпустите листовки для местного населения.
7. Подготовьте отчет в виде доклада “ Влияние изменений экологии на жизнедеятельность земноводных”.
Методы сбора информации:
Работа с источниками: Отобрать информацию согласно своим задачам, используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу, фотоальбомы.
Техническое задание для группы № 8
“Лаборанты”
Низкий уровень
Тема: Нестандартное применение земноводных.
Основополагающий вопрос: Почему долго не скисает молоко, если в него запустить лягушку?
Учебные вопросы:
1. Какое значение у земноводных для экологического равновесия Земли?
2. Какое нестандартное применение находят люди земноводным?
Задачи:
1. Проделать опыт : взять два сосуда с молоком. В один поместить лягушку, а в другой оставить без изменений.
2. Через каждый час проверять на вкус качество молока и измерять температуру.
3. Зарегистрировать момент скисания молока в обоих кувшинах.
4. Сделать вывод.
5. Предоставить результат опыта в виде сравнительной характеристики, диаграммы ((Microsoft Excel).
Помощь к проведению проекта:
Для поиска информации можно порекомендовать следующие ссылки (обязательно проверьте сами, что они работают, так как сайты могут перемещаться со своего адреса)
Сылки. http://schools.keldysh.ru/co1678/Project/Sokolova1678/zemnovodnie.htm
На данном сайте вы найдете краткую характеристику прудовой лягушки и тритона.
http://www.fфloranimal.ru/classes/2207.html
краткая характеристика класса Земноводные
http://serokuz.ru/exhibition/authors/?author=Kamenev&album=Amphibia
http://www.bashedu.ru/encikl/zzzz/zemnovod.htm
описание видов земноводных
http://www.portal-slovo.ru/rus/science/105/570/607/531
http://www.rosfoto.ru/shop/theme/fauna/amphibias/?p=4
http://psy.tom.ru/photo/amphibious.html
здесь размещено очень много фотографий земноводных
http://rodniki.bel.ru/uchastok/vod_zemnovod.htm
описание жизнедеятельности земноводных, их внешнего строения, значение.
http://www.volnet.ru/~vipusknik/it2003/it39/korshunova/zem.htm
описание класса Земноводные
Привожу пример работ учащихся: листовки и презентации. (приложения 1-4).