Проектная идея "Земноводные"

Разделы: Биология


(Благодарю за техническую помощь в оформлении презентаций Ананьева Алексея , ОПШ №100 г. Караганда)

На изучение данного материала отводиться всего 4 часа, из них 2 аудиторских и 2 внеклассных часа.

Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Проект рассчитан на учащихся любой категории. Контроль над проектом осуществляется учителем. Проект предполагает связь с местной экологической службой и населением региона.

Данный проект был задуман, чтобы получить углубленные знания по предметам, в ходе самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности.

Для организации проекта необходимо:

- владение учащимися Интернетом и программами Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Office.

- Связь с экологическими клубами.

Цели:

Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность.

1. Усвоение учебного материала через поисковую деятельность учащихся с использованием двуязычия, Интернет- ресурсов и ИКТ

2. Введение и закрепление нового материала по теме класса земноводных

3. Развитие навыков пользователя, умение находить и обрабатывать полученную информацию, тренировка грамматических навыков казахской письменной и устной речи. Изучение влияния последствий изменения экологии на жизнедеятельность земноводных в родном крае.

4. Поддерживать мотивацию к предметам через самостоятельную исследовательскую и поисковую работу. Привлечь внимание к экологическим проблемам родного края.

Мотивация:

  1. Развить интерес к исследовательской работе, самостоятельной обработке информации.
  2. Показать взаимосвязь школьных предметов между собой и современной жизнью.
  3. Поднять проблему экологии родного края.

Ожидаемый результат:

  1. Учащиеся должны усвоить значение, строение и жизнедеятельность земноводных.
  2. Знать причины, влияющие на экологическое равновесие планеты.
  3. Развить навыки работы с дополнительной литературой и Интернетом.
  4. Расширить знания учащихся о природных ресурсах материков
  5. Развить умения систематизировать и обобщать пройденный материал, составлять сравнительные характеристики.
  6. Научиться распределять обязанности по силам, работать в группах.
  7. Уметь, используя полученные на уроке знания, с помощью средств Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point подготовить презентацию, реферат, доклад.

Алгоритм проведения проекта:

  1. Разделить класс на группы . в каждую группу должен входить “ мыслитель”, “ исполнитель”, “ наблюдатель”, соответственно высокий уровень, средний и слабый.
  2. Кратко изложить общие сведения о классе Земноводные.
  3. Дать домашнее задание группам.
  4. Провести урок-отчет о проделанной работе.
  5. Провести тестирование по теме “ Класс Земноводных” сразу после отчета групп о проделанной работе, а второй раз после 1-2 уроков. Сравнить полученные результаты, сделать вывод об усвоении материала.
  6. Провести совместно с экологической службой мероприятия по очистке рек (прудов, озер, родников), распространить листовки среди местных жителей. Поставить исследовательскую задачу: вести наблюдения над водоемом и разработать программу по улучшению его состояния.

Управление проектом:

Действия, мероприятия для учителя Сроки вып. Обеспеч. Результат мероприятия
Обсуждение темы и цели проекта, обсуждение целей и задач, путей решения. Распределение заданий по группам. 1 день кабинет составление плана работы над проектом
Работа в группах над проблемой, составление плана мероприятий.

Составить список необходимого оборудования, составить план-график использования компьютерного класса. Подготовить необходимые книги и электронный материал. Определить порядок хранения файлов учащихся на школьном компьютере и доступа к ним.

2 день кабинет

компьют. кабинет

план действий каждого члена группы

список, график инструкция

Проведение консультаций со школьниками – участниками проекта. Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ. ежедневно график, кабинет ежедневные консультации критерии оценок
Купить необходимые принадлежности, призы участникам проекта. Пригласить на презентацию учителей и родителей. 2 дня деньги

пригл. билет

призы
Просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе. ежедневно компьютер контроль выполняемой работы
Предзащита Конец 1 недели компьют. класс исправление ошибок
Провести презентацию проекта. Начало 2 недели компьютер презентация
Оценить проведенную работу и выставить оценки. после презент. кабинет оценки
Разослать благодарности всем, кто помогал в проведении проекта. после презент. кабинет призы, благодарств. письма
Обсудить итоги проекта, выделить сильные и слабые стороны. Продумать план следующих работ. клас. час, после презент. кабинет  

Задание для учащихся:

Техническое задание для группы №1 “ Статотдел”

Низкий уровень

Тема проекта “Численность класса земноводные ”

Цель исследования: Ознакомление учащихся с количественным составом класса Земноводные, изучение их разнообразия.

Основополагающий вопрос: какая доля от общего количества царства животных приходиться на класс земноводные?

Учебные вопросы:

1. Какая численность данного класса?

2. На какие виды делиться класс Земноводные?

3. Какой из видов самый многочисленный, какой самый малочисленный.

4. Какие виды обитают в Вашей местности?

Задачи:

1. Собрать информацию о количестве класса Земноводных

2. Рассмотреть деление класса Земноводных на виды.

2. Сравнить полученные результаты с другими классами.

3. Представить результат работы в виде диаграммы используя Microsoft Excel. Деление класса Земноводных изобразить в виде схемы выполненной в Microsoft Word.

Методы сбора информации:

Работа с источниками. Отобрать информацию согласно своим задачам , используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу.

Техническое задание для группы №2

“ Адресное бюро”

Средний уровень

Тема: Происхождение земноводных. Среда обитания.

Основополагающий вопрос: Возникновение класса Земноводные. Как рассредоточены земноводные на планете?

Учебные вопросы:

1. От кого произошли земноводные?

2. Какую точку зрения происхождения жизни на Земле, можно потвердеть, основываясь на происхождении Земноводных?

3. Что связывает Земноводных с предыдущими классами?

4. В какой среде обитают Земноводные? Какой температурный режим способны выдержать?

5. Как они распределены по материкам?

Задачи:

1. Собрать доказательства о происхождении Земноводных, установить “родословную” (от кого произошли).

2. Результат работы отразить в виде схемы выполненной в Microsoft Word.

3. Собрать информацию о среде обитания земноводных на планете.

4. Результат работы предоставить в виде схемы выполненной Microsoft Word

5. Определить распределение земноводных на планете.

6. результат работы предоставьте в виде карты.

Методы сбора информации:

Работа с источниками. Отобрать информацию с задачами , используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу, географические карты.

Техническое задание для группы №3

“ Салон красоты”

Средний уровень

Тема: Внешнее строение земноводных.

Основополагающий вопрос: Чем виды земноводных отличаются друг от друга?

Учебные вопросы:

1. Какие виды земноводных существуют?

2. Чем они отличаются друг от друга?

3. С чем связаны эти отличия?

4. Как объяснить разнообразную окраску земноводных?

5. Как по внешнему виду земноводных можно определить среду их обитания?

Цели исследования:

Изучить внешнее строение земноводных всех видов, выявить их отличия.

Задачи:

1. Определите, на какие виды делятся земноводные.

2. Сделайте сравнительную характеристику, предоставив результаты в виде таблицы (Microsoft Excel)

3. Собрать коллекцию фотографий земноводных, отчет выполнить в виде фотогалереи.

Методы сбора информации:

Работа с источниками. Отобрать информацию согласно своим задачам, используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу, фотоальбомы.

Техническое задание для группы №4

“Диагностический центр”

Средний уровень

Тема: Внутреннее строение земноводных.

Основополагающий вопрос: Как изменилось внутреннее строение земноводных по сравнению с рыбами?

Учебные вопросы:

1. Как усложнилась кровеносная, дыхательная и нервная системы земноводных по сравнению с рыбами?

2. С чем связаны эти изменения?

3. Какой вывод о происхождении жизни на Земле можно сделать, основываясь на данных наблюдениях?

Цели исследования:

Изучить внутреннее строение земноводных всех видов, выявить их отличия.

Задачи:

1. Рассмотрите внутреннее строение земноводных

2. Сделать сравнительный анализ с классом рыб.

3. Предоставить отчет в виде сравнительной таблицы(Microsoft Excel).

Методы сбора информации:

Работа с источниками; Отобрать информацию согласно своим задачам, используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу, фотоальбомы.

Техническое задание для группы №5

“ Детский сад”

Средний уровень

Тема: Размножение и развитие земноводных.

Основополагающий вопрос: Какие условия необходимы для развития земноводных?

Учебные вопросы:

1. Органы размножения земноводных.

2. Как происходит оплодотворение?

3. Как из икринок развивается взрослая особь?

4. Чем головастик отличается от взрослой особи?

5. Почему для размножения необходима вода?

Цели исследования:

Изучить метаморфоз земноводных.

Задачи:

1. Изучите строение органов размножения.

2. Рассмотрите процесс развития взрослой особи из икринки.

3. Предоставьте отчет в виде презентации. Сравните строение головастика и взрослой лягушки. Сделайте сравнительную характеристику (Microsoft Excel).

Методы сбора информации:

Работа с источниками: Отобрать информацию согласно своим задачам, используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу, фотоальбомы.

Техническое задание для группы № 6

“Столовая”

Средний уровень

Тема: Пищеварительная система и способы питания земноводных.

Основополагающий вопрос: Чем питаются земноводные?

Учебные вопросы:

1. Почему земноводные получили такое название?

2. Чем питаются земноводные у водоемов и вдали от них?

3. Как устроена пищеварительная система земноводных?

4. Чем она отличается от пищеварительной системы рыб?

5. Сколько лягушка может прожить без еды?

Цели исследования: Изучить питание земноводных.

Задачи:

1. Рассмотрите пищеварительную систему земноводных, состав их пищи, необходимое ее количество.

2. Изучите способы питания земноводных и составьте сравнительную таблицу с классом рыб.

3. Составьте презентацию.

Методы сбора информации:

Работа с источниками: Отобрать информацию согласно своим задачам, используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу, фотоальбомы.

Техническое задание для группы № 7

“Эксперты”

Высший уровень

Тема: Влияние экологии на жизнедеятельность земноводных.

Основополагающий вопрос: Как живется земноводным в нашей области?

Учебные вопросы:

1. Где обитают лягушки?

2. Какие виды лягушек водятся в вашей области?

3. Какое место занимает ваша область по загрязнению окружающей среды?

4. Какие заводы и предприятия находятся в вашем городе ( области).

5. Как они влияют на окружающую среду?

6. Какова численность земноводных в ваших водоемах?

7. Значение земноводных?

Цели исследования:

Определить значение земноводных в экологическом равновесии планеты, выработать план по улучшению экологического состояния местных водоемов.

Задачи:

1. Изучить среду обитания земноводных, их значения.

2. Составьте пищевую цепь, включающую земноводных . результат изобразите в виде рисунка.

3. Узнайте, какие Заводы находятся в вашем городе ( области) и как они загрязняют среду.

4. У экологической местной службы получите данные об экологии вашего края и влиянии ее изменений на жизнедеятельность земноводных.

5. Разработайте план по улучшению среды обитания земноводных.

6. Выпустите листовки для местного населения.

7. Подготовьте отчет в виде доклада “ Влияние изменений экологии на жизнедеятельность земноводных”.

Методы сбора информации:

Работа с источниками: Отобрать информацию согласно своим задачам, используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу, фотоальбомы.

Техническое задание для группы № 8

“Лаборанты”

Низкий уровень

Тема: Нестандартное применение земноводных.

Основополагающий вопрос: Почему долго не скисает молоко, если в него запустить лягушку?

Учебные вопросы:

1. Какое значение у земноводных для экологического равновесия Земли?

2. Какое нестандартное применение находят люди земноводным?

Задачи:

1. Проделать опыт : взять два сосуда с молоком. В один поместить лягушку, а в другой оставить без изменений.

2. Через каждый час проверять на вкус качество молока и измерять температуру.

3. Зарегистрировать момент скисания молока в обоих кувшинах.

4. Сделать вывод.

5. Предоставить результат опыта в виде сравнительной характеристики, диаграммы ((Microsoft Excel).

Помощь к проведению проекта:

Для поиска информации можно порекомендовать следующие ссылки (обязательно проверьте сами, что они работают, так как сайты могут перемещаться со своего адреса)

Сылки. http://schools.keldysh.ru/co1678/Project/Sokolova1678/zemnovodnie.htm

На данном сайте вы найдете краткую характеристику прудовой лягушки и тритона.

http://www.fфloranimal.ru/classes/2207.html

краткая характеристика класса Земноводные

http://serokuz.ru/exhibition/authors/?author=Kamenev&album=Amphibia

http://www.bashedu.ru/encikl/zzzz/zemnovod.htm

описание видов земноводных

http://www.portal-slovo.ru/rus/science/105/570/607/531

http://www.rosfoto.ru/shop/theme/fauna/amphibias/?p=4

http://psy.tom.ru/photo/amphibious.html

здесь размещено очень много фотографий земноводных

http://rodniki.bel.ru/uchastok/vod_zemnovod.htm

описание жизнедеятельности земноводных, их внешнего строения, значение.

http://www.volnet.ru/~vipusknik/it2003/it39/korshunova/zem.htm

описание класса Земноводные

Привожу пример работ учащихся: листовки и презентации. (приложения 1-4).