"Хорошие манеры не продаются и не покупаются." Игра "Счастливый случай" (10–11-е классы)

Разделы: Внеклассная работа


Плакаты.

  • “Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик ”
  • “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”
  • “Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой”

Цели:

  • усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми,
  • овладеть навыками культурного поведения

Приглашаются две команды. В игре 5 этапов – геймов .

1 гейм.

Номера вопросов выбираются капитанами по очереди .Среди вопросов есть счастливый , номер вопроса заключён в кружок, он оценивается в 3 очка ( остальные – в 1 очко ) .На обсуждение даётся 15 секунд. Звучит гонг. После этого один из участников даёт ответ.

Каждой команде даётся по 6 вопросов. Если команда не отвечает , или ответ неверный , то ответ могут дать болельщики своей команды .Затем болельщики команды- соперницы . Болельщики за верный ответ получают жетон , который в конце игры будет чем-то отмечен .В нашей игре (в конце ) будет так же отмечена организованность команд и болельщиков .

Первый гейм окончен . Счёт .Музыкальная пауза (после окончания каждого гейма ).

2 гейм. Каждому участнику по отдельности задаётся по одной пословице : каждый раскрывает смысл этих пословиц сам , команда не помогает , время на ответ 1 минута.

3 гейм. Работа с текстом “День рождения одноклассницы”. Каждая команда находит в данном тексте ошибки и бестактности, которые совершил герой истории, и записывает их на листке бумаги. Затем ответы зачитываются .(5 очко).

4 гейм .Работа по картине .Каждой команде даётся по одной картине :вместе рассматривают эту картину ,потом один из них передаёт её содержание .

5 гейм “Блиц - турнир” ( 3 мин.)

Начало.

В широком смысле этика – это кодекс , свод правил общения людей , выработанный многими поколениями . Существует и такое понятие , как этика производственных отношений - нормы и правила , а иногда традиции, которых следует придерживаться .

Аристотель (древнегреческий философ и учёный - энциклопедист) 2300 лет назад ввёл новый термин “этика” , образовав его от греческого слова ethos , обозначающего “обычай” , “нрав” , “характер” .

Говоря об этике и морали , уместно будет привести слова известного философа ,родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта : “Две вещи наполняют душу мою все новым всё более сильным удивлением …звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас”

Первый гейм “Этика”.

  1. Что принято считать хорошими манерами?
    (В обществе хорошими манерами считают скромность , сдержанность , деликатность, умение контролировать свои поступки , внимательно и тактично общаться с людьми).
  2. Бережливость - моральное качество . Чем характеризуется ?
    (Характеризуется заботливым отношением людей к материальным и духовным благам , к собственности .)
  3. Кто первым здоровается при входе в помещение?
    (Первым здоровается всегда входящий , независимо от пола и возраста ).
  4. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение?
    ( Первой заходит дама , затем - мужчина ; выходят - наоборот).
  5. Благородство .Как вы считаете с точки зрения этики, что включает в себя это моральное качество ?
    ( Самоотверженность ; верность идеалам; мужество; великодушие).
  6. Если вы опоздали в кино или театр, нужно ли искать своё место?
    ( Необходимо сесть на ближайшее свободное место).
  7. Что нельзя делать во время спектакля?
    (Разговаривать , шуршать бумажками , ёрзать, есть, делиться впечатлениями, вставать и уходить во время представления)
  8. Что такое клевета?
    (Ложное обвинение ).
  9. Почему люди клевещут?
    (Завидуют , пытаются таким образом отомстить, расправиться с недругами).
  10. Когда речь идёт о манерах человека (способ держать себя ,внешняя форма поведения , обращения с людьми ), то входит ли сюда свойства речи, походка, жестикуляция, мимика?
    ( Да!)
  11. Следует ли рассказывать в обществе сенсационные , но не достоверные новости?
    (Нет.)
  12. Можно ли вести беседу двоим, если с ними находится ещё один человек?
    (Вести разговор, в котором не принимают участие все присутствующие - нельзя : третий может подумать ,что речь идёт о нём или что ему не доверяют).

Второй гейм “Пословицы”.

  1. Сыт, одет, тогда и вежлив.
  2. За воротами уступают дорогу трём: старикам , малышам и женщинам .
  3. Где нет вежливости , там нет знакомства.
  4. Вежливости учись у невежи.
  5. Скромность всякому к лицу.
  6. Скромность украшает человека.
  7. Молодцу к лицу вежливость.
  8. На излишнюю вежливость не обижаются.
  9. Невоспитанность - излечимая болезнь, а глупость - безнадёжная.
  10. Хорошие манеры не продаются и не покупаются.
  11. Путём зла не доходят до добра.
  12. Слово не воробей , выпустишь – не поймаешь.

Третий гейм.

День рождения одноклассницы

Поздним зимним вечером, когда стрелка часов приближалась к 12, в квартире Марины раздался телефонный звонок .К телефону подошла бабушка Марины и услышала краткую фразу .

- Марину, пожалуйста,

- Марина уже спит.Могу ли я чем-нибудь помочь?

-Да, дело в том, что Марина пригласила меня на свой день рождения ,а я забыл код парадной, не могли бы Вы мне его сообщить?

Узнав нужную информацию, Дима поблагодарил и закончил разговор.

Спать Дима лёг очень поздно и проспал до обеда. Зная, что опаздывать нехорошо, он не стал отутюживать костюм, а надел футболку и джинсы.

За окнами шёл снег, Дима завернул в газету цветы, приготовленные Марине ,красиво оформил подарок, сдёрнул с крючка куртку так .что оторвалась вешалка, прихватил сменную обувь и вышел из квартиры .Он мгновенно сбежал по лестнице, пнул ногой дверь парадной и выскочил из подъезда. Хорошая спортивная подготовка помогла ему добежать до дома Марины за 25 минут до назначенного времени.

Заботясь о свежести дыхания .Дима высыпал в рот целую пригоршню горошин “тик-так”, а пустую коробочку засунул за батарею между этажами. Чтобы не внести в квартиру снег ,он стряхивал его стуча ботинками о каждую ступеньку.

Подойдя к дверям Марининой квартиры ,Дима дважды мастерски отбарабанил звонком ритм известной мелодии “Happy birthday to you”.Дверь открыла сама виновница торжества .Очень довольный своей музыкальной шуткой ,громко смеясь, Дима с радостью протянул однокласснице завернутые цветы и подарок, вошёл в прихожую, поздоровался и разделся .Он сразу понял, что ещё не всё готово и, давая Марине советы, стал поторапливать, напоминая, что до прихода гостей осталось каких-нибудь 15-20 минут

Вскоре собрались все гости, и тогда Дима попросил именинницу, чтобы она продемонстрировала его подарок . Это были дорогущие колготки, и он очень волновался, понравятся ли они Марине.

За столом Дима держал нож в правой руке, а вилку -в левой, отрезая по одному кусочку мяса и кладя его в рот. Правда, один раз он уронил вилку, перекладывая её из одной руки в другую, но не забыл при этом извиниться.

Плотно закусив ,Дима первым вышел из-за стола и поблагодарил хозяйку :

- Спасибо, Всё было очень вкусно, я просто объелся .

Игры, предусмотренные Мариной, Диму не заинтересовали .Во время всеобщего веселья он позвонил своему приятелю и проболтал с ним минут 40 .Во время танцев Дима уныло сидел в углу комнаты , поскольку Марина в этот вечер была нарасхват ,а другие девочки его не интересовали .

Когда окончательно стемнело ,Дима проявил инициативу и предложил всем присутствующим расходиться по домам .Все гости дружно столпились в прихожей и стали разбирать свои вещи .Один из мальчиков, увидя , что Дима не помогает девочкам одеваться . с иронией заметил:

-Не плохо было бы помочь одеться ближнему .

На это Дима с подобающим чувством юмора ответил:

-Спасибо, я как-нибудь оденусь сам .

Придя , домой ,Дима тотчас позвонил Марине и поблагодарил её за прекрасно подготовленный и проведенный день рождения

Задание залу.

Сформулируйте определение любви.

Приз - за самую лучшую “формулу любви”

Пятый гейм. “Блиц-турнир”

Команде определяется время ( 3 минуты).

  1. Назовите положительные качества ( наиболее типичные черты поведения людей).
    Бережливость, благородство ,вежливость, великодушие , благодеяние, искренность, мужество, ответственность, правдивость, самолюбие, самоотверженность, скромность, смелость, сострадательность, терпимость, трудолюбие, человечность, честность, чуткость, сознательность.
  2. Назовите отрицательные качества.
    Вероломство, высокомерие, грубость, зазнайство. злодеяние, лицемерие, ненависть, себялюбие, скупость, смирение, трусость, тунеядство, тщеславие, ханжество, чванство, эгоизм, пошлость, цинизм.