Роль классного руководителя в воспитательном процессе. Сценарий "Последний звонок"

Разделы: Классное руководство


“Классный воспитатель- педагог,
основная деятельность которого – работа,
направленная на помощь школьникам
в личностном развитии”

Согласно целевой комплексной программе развития школы на 2005 – 2010 гг. одной основных задач является :

  • создание условий для развития личности обучающихся соответствующим требованиям 21 века , социально- экономическим потребностям страны, запросам личности, общества, государства.

В ходе реформ и обновления нашей жизни, в том числе и жизни школы, идет особая борьба идей, стилей мышления и поведения, психологических настроев и установок. В связи с этим среди методологических и теоретических проблем воспитания на одно из первых мест выдвигаются проблемы формирования личности, её воспитанности.

И основная роль возлагается на школу:

  • учителей предметников
  • классных руководителей.

Не случайно этой теме была посвящена и августовская городская конференция учителей.

Тема сегодняшнего педсовета “Роль классного руководителя в современной школе”.

Что же

“Воспитание (в образовательном смысле) – специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции и её закреплению в поведении. Воспитание базируется на определенной системе ценностей и является важнейшим фактором социализации, компонентом образовательного процесса ”

( терминологический словарь).

Процесс обучения является главным средством воспитания личности.

В процессе обучения воспитывает все: содержание учебного материала, организация, методы обучения, формы обучения, личность учителя.

  • Личность учителя- носителя культурных ценностей, открывающих ребенку окружающий мир, - выступает в роли помощника, защитника интересов и прав , доверенного лица, носителя педагогической поддержки. Личность воспитывается личностью.

Лаконичные советы учителю:

  • дисциплина – та область педагогики, где мы особо нагрешили.
  • ребята замыкаются, когда видят, что мы для себя интереснее, чем они для нас.
  • к ученику нужно идти вместе с ним.
  • успех определяют: позиция ( дети - не виноваты), подход ( человеческий), способ ( творческий).
  • ощутите ненависть к “двойке”, сделайте все, чтобы её не было, и вы – новатор.

Классный руководитель – педагог, на которого приказом по образовательному учреждению возложены соответствующие обязанности по руководству классом, по организации и координации воспитательной работы с учащимися. Цель его деятельности – содействие саморазвитию и самореализации учащихся в процессе их образования и социализации.

Деятельность классного руководителя в современной школе представляет собой целенаправленный педагогический процесс, осуществляемый на основе личностно ориентированного подхода к ученикам.

Классный руководитель планирует и осуществляет с учетом общих задач школы воспитательный процесс в классе.

Основные задачи классного руководителя:

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого учащегося, сохранения и раскрытия его личностной индивидуальности и потенциальных возможностей;
  • формирование и развитие коллектива;
  • влияние на гуманизацию отношений между учениками, учениками и педагогическими работниками;
  • организация социально значимой, творческой деятельности учащихся;
  • формирование у учащихся нравственных позиций и духовных ориентиров ;
  • защита прав и интересов учащихся.

Функции классного руководителя:

  • Организационно-координирующие функции классного руководителя включают в себя направление его деятельности с детьми и классным коллективом, с семьей учащегося , а также с работниками образовательного учреждения.
  • Контрольные функции ориентируют классного руководителя на организацию и осуществление контроля за посещаемостью учебных занятий учащимися и их успеваемостью.

Деятельность классного руководителя в современной школе оценивается по реализации выше названных функций, а в частности, по организации воспитательной работы с учащимися, по осуществлению взаимодействия с семьей и с работниками школы в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся.

Учитель – ученик – родители.

Классный руководитель ведет документацию установленного образца , план работы классного руководителя, а также готовит портфолио класса.

Портфолио класса включает в себя:

  • список учащихся класса с адресами и фамилиями;
  • краткая характеристика семей учащихся
    1. морально – психологическая обстановка
    2. материальное положение
    3. наличие многодетных и малообеспеченных семей
  • сведения о занятости учащихся во внеурочное время;
  • сведение о работе с “трудными”учащимися;
  • карта развития личности;
  • результаты наблюдений классного руководителя;
  • информация о работе с ученическими дневниками;
  • план работы на год;
  • план проведения родительских собраний;
  • план проведения классных часов;
  • отчеты по экскурсиям;
  • грамоты учащихся;
  • результаты мониторингов.

В этом году, как классный руководитель 9а класса, провела диагностику сферы интересов учащихся.

Цель:

  • изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интересов к активным видам деятельности, к общению, к развлечению, к творчеству.

( показать анализ результатов)

Анализ результатов диагностики сферы интересов учащихся. ( 9а класс,2006/07 учебный год).

  интересы Результаты диагностики(%) Выводы и рекомендации
общение С друзьями 100%- очень высокий интерес Результат соответствует психическому развитию детей подросткового возраста.

Рекомендации: более глубоко использовать этот потенциал в работе с коллективом.

В семье 94% - высокий интерес Рекомендации: использовать стремление к общению в семье для развития чувства ответственности
С учителями 65% - средний интерес Рекомендации: педагог –ученик – родитель.
С противоположным полом 88% - высокий интерес Рекомендация: проведения тренингов межполового общения
С природой 24% - очень низкий интерес Рекомендация: повысить интерес к общению с природой как средству снятия напряжения, развитию эстетических чувств, экологического взгляда на окружающую среду.
  Учеба 88%0 высокий интерес Рекомендация: учитывать для более глубокого развития способностей учащихся через организацию мероприятий познавательного характера.
Спорт, занятия ф/к 41% - низкий интерес Рекомендация: повысить интерес и показать значимость к урокам ф/к
Домашний труд 41% - низкий интерес Рекомендация: провести просветительскую работу среди родителей.
Бизнес 71% - высокий интерес Рекомендация: развивать качества , необходимые для современного общества, через проведение мероприятий экономического характера.
Живопись, лепка и т.д. 12% - очень низкий интерес Рекомендация: организация творческих выставок, конкурсов. Посещение музеев живописи.
Техническое творчество 41% - низкий интерес Рекомендация: развития интереса для развития оригинальности , нестандартности мышления
Изготовление своими руками 53% - средний интерес Рекомендация: развитие самоуважения и самоутверждения : в проведения мероприятий, выставок и т.д.
Походы 35% - низкий интерес Рекомендация:
Экскурсии 59% - средний интерес Рекомендация: проанализировать тематику экскурсий.
Самовоспитание личности 71% - высокий интерес Рекомендация: использовать стремление к самовоспитанию в индивидуальном воспитательной работе
Коллектив класса 82% - высокий интерес Рекомендация: поддерживать и развивать интерес к внутриклассному взаимодействию
Развлечение Телевидение 29% - низкий интерес  
Музыка 53% - средний интерес  
Кино 35% -низкий интерес  
Одежда 71% высокий интерес  
Чтение художественной литературы 18% - очень низкий интерес Рекомендация: проводить диспуты
Ничегонеделания 59% - средний интерес  

Презентация портфолио ученика.( презентация)

Заключение.

“Классный воспитатель- педагог ,основная деятельность которого – работа, направленная на помощь школьникам в личностном развитии”

По итогам работы в 2006/2007 уч.году будут объявлены лидеры года:

  • учитель;
  • классный руководитель;
  • ученик.

Приложение 1