“Классный воспитатель- педагог,
основная деятельность которого – работа,
направленная на помощь школьникам
в личностном развитии”
Согласно целевой комплексной программе развития школы на 2005 – 2010 гг. одной основных задач является :
- создание условий для развития личности обучающихся соответствующим требованиям 21 века , социально- экономическим потребностям страны, запросам личности, общества, государства.
В ходе реформ и обновления нашей жизни, в том числе и жизни школы, идет особая борьба идей, стилей мышления и поведения, психологических настроев и установок. В связи с этим среди методологических и теоретических проблем воспитания на одно из первых мест выдвигаются проблемы формирования личности, её воспитанности.
И основная роль возлагается на школу:
- учителей предметников
- классных руководителей.
Не случайно этой теме была посвящена и августовская городская конференция учителей.
Тема сегодняшнего педсовета “Роль классного руководителя в современной школе”.
Что же
“Воспитание (в образовательном смысле) – специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции и её закреплению в поведении. Воспитание базируется на определенной системе ценностей и является важнейшим фактором социализации, компонентом образовательного процесса ”
( терминологический словарь).
Процесс обучения является главным средством воспитания личности.
В процессе обучения воспитывает все: содержание учебного материала, организация, методы обучения, формы обучения, личность учителя.
- Личность учителя - носителя культурных ценностей, открывающих ребенку окружающий мир, - выступает в роли помощника, защитника интересов и прав , доверенного лица, носителя педагогической поддержки. Личность воспитывается личностью.
Лаконичные советы учителю:
- дисциплина – та область педагогики, где мы особо нагрешили.
- ребята замыкаются, когда видят, что мы для себя интереснее, чем они для нас.
- к ученику нужно идти вместе с ним.
- успех определяют: позиция ( дети - не виноваты), подход ( человеческий), способ ( творческий).
- ощутите ненависть к “двойке”, сделайте все, чтобы её не было, и вы – новатор.
Классный руководитель – педагог, на которого приказом по образовательному учреждению возложены соответствующие обязанности по руководству классом, по организации и координации воспитательной работы с учащимися. Цель его деятельности – содействие саморазвитию и самореализации учащихся в процессе их образования и социализации.
Деятельность классного руководителя в современной школе представляет собой целенаправленный педагогический процесс, осуществляемый на основе личностно ориентированного подхода к ученикам.
Классный руководитель планирует и осуществляет с учетом общих задач школы воспитательный процесс в классе.
Основные задачи классного руководителя:
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого учащегося, сохранения и раскрытия его личностной индивидуальности и потенциальных возможностей;
- формирование и развитие коллектива;
- влияние на гуманизацию отношений между учениками, учениками и педагогическими работниками;
- организация социально значимой, творческой деятельности учащихся;
- формирование у учащихся нравственных позиций и духовных ориентиров ;
- защита прав и интересов учащихся.
Функции классного руководителя:
- Организационно-координирующие функции классного руководителя включают в себя направление его деятельности с детьми и классным коллективом, с семьей учащегося , а также с работниками образовательного учреждения.
- Контрольные функции ориентируют классного руководителя на организацию и осуществление контроля за посещаемостью учебных занятий учащимися и их успеваемостью.
Деятельность классного руководителя в современной школе оценивается по реализации выше названных функций, а в частности, по организации воспитательной работы с учащимися, по осуществлению взаимодействия с семьей и с работниками школы в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся.
Учитель – ученик – родители.
Классный руководитель ведет документацию установленного образца , план работы классного руководителя, а также готовит портфолио класса.
Портфолио класса включает в себя:
- список учащихся класса с адресами и фамилиями;
- краткая характеристика семей учащихся
- морально – психологическая обстановка
- материальное положение
- наличие многодетных и малообеспеченных семей
- сведения о занятости учащихся во внеурочное время;
- сведение о работе с “трудными”учащимися;
- карта развития личности;
- результаты наблюдений классного руководителя;
- информация о работе с ученическими дневниками;
- план работы на год;
- план проведения родительских собраний;
- план проведения классных часов;
- отчеты по экскурсиям;
- грамоты учащихся;
- результаты мониторингов.
В этом году, как классный руководитель 9а класса, провела диагностику сферы интересов учащихся.
Цель:
- изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интересов к активным видам деятельности, к общению, к развлечению, к творчеству.
( показать анализ результатов)
Анализ результатов диагностики сферы интересов учащихся. ( 9а класс,2006/07 учебный год).
интересы | Результаты диагностики(%) | Выводы и рекомендации | |
общение | С друзьями | 100%- очень высокий интерес | Результат соответствует психическому
развитию детей подросткового возраста. Рекомендации: более глубоко использовать этот потенциал в работе с коллективом. |
В семье | 94% - высокий интерес | Рекомендации: использовать стремление к общению в семье для развития чувства ответственности | |
С учителями | 65% - средний интерес | Рекомендации: педагог –ученик – родитель. | |
С противоположным полом | 88% - высокий интерес | Рекомендация: проведения тренингов межполового общения | |
С природой | 24% - очень низкий интерес | Рекомендация: повысить интерес к общению с природой как средству снятия напряжения, развитию эстетических чувств, экологического взгляда на окружающую среду. | |
Учеба | 88%0 высокий интерес | Рекомендация: учитывать для более глубокого развития способностей учащихся через организацию мероприятий познавательного характера. | |
Спорт, занятия ф/к | 41% - низкий интерес | Рекомендация: повысить интерес и показать значимость к урокам ф/к | |
Домашний труд | 41% - низкий интерес | Рекомендация: провести просветительскую работу среди родителей. | |
Бизнес | 71% - высокий интерес | Рекомендация: развивать качества , необходимые для современного общества, через проведение мероприятий экономического характера. | |
Живопись, лепка и т.д. | 12% - очень низкий интерес | Рекомендация: организация творческих выставок, конкурсов. Посещение музеев живописи. | |
Техническое творчество | 41% - низкий интерес | Рекомендация: развития интереса для развития оригинальности , нестандартности мышления | |
Изготовление своими руками | 53% - средний интерес | Рекомендация: развитие самоуважения и самоутверждения : в проведения мероприятий, выставок и т.д. | |
Походы | 35% - низкий интерес | Рекомендация: | |
Экскурсии | 59% - средний интерес | Рекомендация: проанализировать тематику экскурсий. | |
Самовоспитание личности | 71% - высокий интерес | Рекомендация: использовать стремление к самовоспитанию в индивидуальном воспитательной работе | |
Коллектив класса | 82% - высокий интерес | Рекомендация: поддерживать и развивать интерес к внутриклассному взаимодействию | |
Развлечение | Телевидение | 29% - низкий интерес | |
Музыка | 53% - средний интерес | ||
Кино | 35% -низкий интерес | ||
Одежда | 71% высокий интерес | ||
Чтение художественной литературы | 18% - очень низкий интерес | Рекомендация: проводить диспуты | |
Ничегонеделания | 59% - средний интерес |
Презентация портфолио ученика.( презентация)
Заключение.
“Классный воспитатель- педагог ,основная деятельность которого – работа, направленная на помощь школьникам в личностном развитии”
По итогам работы в 2006/2007 уч.году будут объявлены лидеры года:
- учитель;
- классный руководитель;
- ученик.