Цели урока:
- обобщить знания по теме “Тепловые явления”;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения физики;
- воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
- использования современных информационных технологий.
Оформление и необходимое оборудование:
- рисунок “Карта города Теплота”, парты расставлены по периметру класса, в центре парты для команд, мультимедийная техника
- презентация на компьютере
- карточки
Организационный момент.
Деление обучающихся на команды:
Учитель объявляет, что в сегодняшней игре участвуют три команды.
Ребята рассаживаются, с кем им хочется, затем рассчитываются на 1,2.3.
Первые номера: это первая команда, вторые – вторая команда, третьи – третья команда.
Цель: формирование работы в разных группах.
Название команд – из цвета разложенных на столах карточках (красные, желтые, оранжевые и т.д.)
Жюри: обучающиеся старших классов.
Ход игрыУчитель:
Добрый день! Сегодня у нас урок – игра “Город Теплота”. Вы слышали, когда нибудь о таком городе. А давайте, представим, его. В этом городе есть улицы: испарения, конденсации и т.д. Большие районы: сгорания топлива, нагревания, парообразования, плавления.
Путешествуя по нашему городу, мы вспомним с вами сказки, пословицы, отгадаем загадки и многое другое. А наша карта будет вам подсказкой.
Ну, что, в добрый путь!
Начнем мы наше путешествие с разминки.
Открываем верхние карточки, которые лежат у вас на столах.
Посмотрите все на экран.
Вы видите пять вопросов. В своих карточках пишите правильный ответ.
На разминку отводится 1 минута. Как только вы заполняете всю карточку, капитан команды вешает её на доску. Готовы. Начали.
Разминка.
- Какой из двух металлов (алюминий или медь) вы бы выбрали, чтобы изготовить посуду, годную для расплавления в ней второго металла?
- Можно ли расплавить золото, держа его в оловянной ложке?
- Подсчитано, что если для заправки бензином использовать ведро, то в год потеря горючего( на одну автомашину) составят 200кг. Каковы причины этих потерь?
- Как вы думаете , для чего у чашек сделаны ручки?
- Где в быту и технике используются знания об агрегатных состояниях вещества, процессах плавления, конденсации и др.?
( После сдачи карточек правильные ответы демонстрируются на экране)
Учитель:
Берем вторую карточку.
Вопрос: Как можно изменить внутреннюю энергию.
Правильный ответ – на экране.
Учитель:
Берем третью карточку.
Вопрос: В каком агрегатном состоянии происходят лучше эти явления?
Правильный ответ на экране.
Учитель:
Мы с вами остановились в центре города и немного отдохнем. Я вам загадываю загадки и пословицы, а правильные ответы вы заносите в четвертую карточку.
Смотрим на экран.
В морях и реках обитает, Но частью по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода.) |
В белом бархате деревня - И заборы и деревья. А как ветер нападает, Этот бархат опадает. (Иней.) |
Я, как песчинка, мал, А землю покрываю. Я из воды, и в воздухе летаю. Как пух, лежу я на полях. И, как алмаз, блистаю в солнечных лучах. (Снег.) |
Учитель.
Какой тепловой процесс упоминается в пословице.
- Без мороза дно озеро не покроется льдом.
- Дрова горят с треском – к морозу.
- Суши зерно, пока солнце высоко.
- Когда вода кипит, пар идет горячий.
Правильные ответы показываются на экране.
Учитель.
А теперь отправляемся дальше к району “Плавления”
Возьмите пятую карточку и заполните ее.
Какие тепловые процессы есть в этих сказках.
Из древнегреческой легенды “ Икар”. Сильно взмахнув крыльями, взлетел Икар высоко в небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи расплавили воск, скреплявший крылья. Что означает слова "и лучи расплавили воск”? |
Из русской сказки “Лисичка- сестричка
и волк.” Волк нашел на реке прорубь. Опустил хвост в прорубь и начал приговаривать "Ловись рыбка и мала и велика". А лиса приговаривает: “Мерзни, мерзни волчий хвост”. Хвост и замерз. Какие виды теплопередачи здесь имели место? |
Русская сказка “Байка про тетерева”. Некому выстроить тетереву в зимнюю стужу домишка, а сам не умеет. Одну-то ночь всего надо пережить. Эх - надумал он - куда ни шло! И в бултых снег... В снегу и ночевал. Ничего. Тепло было. Поутру рано встал и по вольному свету полетел. Куда надо. Что спасло тетерева от холода во время ночевки в снегу? |
(Правильные ответы на экране)
Учитель.
И вот наконец мы прошли весь наш город “Теплота”.
И у нас осталась последняя карточка. Она называется “Блиц -турнир”.
За одну минуту вы должны ответить на как можно больше вопросов.
1 КОМАНДА.
2 КОМАНДА .
- Переход вещества из жидкого в газообразное, называется…( парообразование)
- Процесс обратный охлаждению.(нагревание)
- Единица измерения удельной теплоемкости вещества ( Дж/кг 0 С)
- 100 0 ( температура кипения воды)
- Процесс обратный плавлению (кристаллизация)
- Количества теплоты, которое выделяется при конденсации.
- Явление превращения пара в жидкость
- Единицы измерения количества теплоты ( Дж)
- Тепловые двигатели
- Как определить количество теплоты при полном сгорании топлива.
( конденсация)
3 КОМАНДА .
- Энергию, которую тело получает или теряет при теплопередаче, называю( количество теплоты)
- Способы перехода жидкости в газообразное состояние ( испарение, парообразование)
- Единицы измерения удельной теплоты парообразования ( Дж/кг)
- Чему равно количество теплоты выделяющееся при кристаллизации тела.
- Чему равен 1МДж ( 1000000 Дж)
- Что за температура 00 ( замерзания воды, таяния льда)
- Назовите формулу охлаждения тела.
- Переход вещества из жидкого состояния в твердое (кристаллизация)
- Виды теплопроводности (теплопередача, конвекция, излучение)
- Три состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное)
В конце игры жюри подсчитывает баллы. Все участники игры получают призы.