Музыкальная валеалогия

Разделы: Музыка


Курс предназначен для учащихся старших классов и может быть востребован учащимися как возможность для повышения компетенции в сфере валеологии, психологии и музыкального искусства.

Программа курса ориентирована на практическое освоение учащимися ключевых компетенций “надпрофессионального” характера, которые необходимы в любой деятельности (даже необязательно – профессиональной), а именно: умение поддерживать здоровье и повышать его устойчивость, снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус посредством музыки, арттерапии, музыкально-рациональной терапии, дыхательной гимнастики, релаксации. Одновременно с этим курс рассчитан на расширение знаний в области психологии и музыкального искусства, формирование ценностного отношения к здоровью, воспитание устойчивого интереса к музыке.

В содержательном плане курс построен по принципу “от общего к частному”, что находит подтверждение в тематическом плане.

Первый раздел курса (“Музыка и здоровье”) раскрывает философскую проблему смысла жизни, понятий “счастья”, “здоровья”, “здорового образа жизни”; формирует представление о терапевтических возможностях музыкального искусства.

Следующие три раздела (“Целительные возможности организма”, “Индивидуальные особенности в восприятии музыки”, “Саморегуляция организма”) раскрывают особенности человеческого организма, как саморегулируемой системы, на практике знакомят с методами самооздоровления организма посредством музыки, дыхательной гимнастики, релаксации, а также формируют представление об индивидуальных особенностях личности при восприятии музыки, помогают соотнести их со своими музыкальными предпочтениями.

Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельна исследовательская работа в группах, образуют пространство для практического применения учащимися знаний о способах сохранения здоровья.

Курс рассчитан на один учебный год, один час в неделю аудиторных занятий. Общий объем курса 34 часа. Значительная часть времени отводится на проведение практических занятий: дыхательной гимнастики, тестирования, релаксации.

В процессе работы по изучению данного курса у школьников должны быть сформированы:

Знания и представления:

  • о психологическом и соматическом здоровье;
  • о музыкальных стилях и их влиянии на здоровье;
  • о видах арттерапии и их значении в сохранении здоровья;
  • о видах дыхательной гимнастики;
  • о способах релаксации.

Умения:

  • снимать нервно-психические перегрузки и восстанавливать положительный эмоциональный тонус посредством музыки;
  • распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения;
  • владеть навыками дыхательной гимнастики;
  • владеть навыками релаксации;
  • различать музыкальные стили.

Формы контроля

Итогом работы отдельных учащихся или группы учащихся по данной программе могут стать подготовленные самостоятельно рефераты или сообщения из области музыкального искусства, психологии, валеологии, артерапии. Кроме того, целесообразно при оценке результата использовать нетрадиционную систему оценивания – оценка ведения психологического дневника наблюдений, куда входит набор работ ученика (письменных работ, сочинений, творческих работ). Текущий отчет в форме индивидуального отчета по каждой теме.

Формы и методы организации занятий

Изучение курса проводится в различных формах – как групповых (в ходе выполнения практических работ, диагностических процедур), так и индивидуальных. Эффективность курса повышается, если он реализуется в виде погружения, или интенсива.

Методы организации занятий преимущественно практико – ориентированные и проблемно – поисковые. Поскольку проблематика вопросов, затрагивающих основания для принятия решений о выборе смысла, цели, образа жизни, методов и техники духовно – нравственного оздоровления человека, очень сильно отличаются от привычной учащемуся проблематики учебных предметов, работа с ней создает благоприятное поле для реализации эвристического характера учебного процесса. В ходе реализации курса целесообразно создавать эвристические ситуации, направленные на определенный объект (понятие, явление, музыкальное произведение, процесс) и связанную с объектом и интересную для учащихся проблему. Такая образовательная ситуация может завершаться подготовкой материализованного образовательного продукта в виде выступлений с компьютерными презентациями, рефератов, сочинений и т.д.

Музыкальный материал курса представляет программу из семи блоков терапевтической музыки, направленной на профилактику и реабилитацию эмоционального напряжения, стресса. Отбор музыкальных произведений должен отвечать следующим требованиям: они должны быть художественными и увлекательными для учащихся, педагогически целесообразными, выполнять определенную воспитательную роль, направленную на расширение и обогащение спектра переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает учащимся быть здоровыми и счастливыми, что является сутью музыкально – рациональной терапии. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия – лечение красотой и артерапия – лечение идеалами, в основе которых лежит прием музыкально – образной релаксации, специальные дыхательные упражнения, ритмические движения, внимательное прослушивание аффективно насыщенных произведений из “золотого фонда” музыкальной культуры, просмотр шедевров мировой живописи. Методы эврестичекой беседы, погружения в музыкальный образ, дискуссию, рассказ, наблюдение, сравнение, обобщение.

Чтобы результаты музыкальной терапии были более надежные, необходимо их контролировать с помощью специальных тестов. Для определения тревожности используется тест Ч.Д. Спилберга (США), адаптированный в СССР Ю.Л. Ханиным. Тестировать состояние необходимо до, и после прослушивания блоков программы. Такие замеры позволяют зафиксировать влияние музыки, то есть эффективность музыкальной фармакопеи.

Изучение разделов психологии предполагает использование игровых упражнений, диагностических и развивающих процедур.

Цели и задачи курса

Основной целью курса является формирование ценностного отношения к здоровью, установки к здоровому образу жизни, представления о терапевтических возможностях музыки, овладение способами поддержания здоровья.

В задачи курса входит:

  • осознание значимости и актуальности сохранения здоровья;
  • овладение навыками снятия нервно-психических перегрузок и восстановления положительного эмоционального тонуса посредством музыкотерапии;
  • овладение умениями распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;
  • углубление знаний в области музыкальной литературы;
  • познание себя, своего внутреннего мира;
  • оформление представлений о музыкальных стилях и их влиянии на здоровье;
  • овладение навыками дыхательной гимнастики.

Программа курса

1. Музыка и здоровье

1.1. Связь музыки и медицины. Роль музыки в жизни человека. Учения древних цивилизаций о положительном воздействии музыки на животных, растения и человека. Понятие “барды”. Современные исследования в области музыкотерапии. Оздоравливающий феномен колокольного звона, звучания музыкальных инструментов. Слушание музыки для уменьшения раздражительности, разочарования и для повышения чувства бренности жизни и своей принадлежности к большой жизни природы, частью которой являешься (Колокольный звон).

Диагностика уровня тревожности.
Тест “Насколько здоровый образ жизни вы ведете” (“Потенциал вашей личности” стр. 220).

1.2 Смысл жизни и здоровье человека. Проблема смысла жизни. Духовная сфера личности и психологическое здоровье. Концепция гармонии здоровья (психическое и физические здоровье). Система гармоничного целительства: психотерапия, арттерапия, соматотерапия. Слушание музыки для уменьшения раздражительности, разочарования и для повышения чувства бренности жизни и своей принадлежности к большой жизни природы, частью которой являешься .

Л.В.Бетховен “Соната № 14”.
И.С. Бах “Кантата № 2”
Изучение самооценки (“Потенциал вышей личности” стр. 25).
Анкетирование “Молодежный образ жизни”.

1.3. Истоки жизни и здоровья. Духовно-генетическая теория здоровья. Индивидуально-социальные факторы здоровья. Понятие “здоровье”. Слушание музыки для уменьшения раздражительности, разочарования.

Г.Ф. Гендель. Соната для скрипки с оркестром.
Г.Ф. Гендель “Пассакалия”.
Тест на стресс (Энциклопедия стр. 270)
Диагностика уровня физического здоровья.

2. Целительные возможности организма

2.1. Дыхание по А.С. Стрельниковой. Примеры эффективности метода Стрельниковой. История разработки метода. Минздрав о парадоксальной дыхательной гимнастике. Суть парадокса. Метод Стрельниковой как способ самооздоровления. Отличие дыхательной гимнастики от физкультуры. Слушание музыки для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном исходе происходящего.

Ф. Шопен Прелюдия №4
И. Штраус. Вальсы.
Тест “Умеете ли вы правильно дышать” (Потенциал вашей личности” стр. 237)
Дыхательные упражнения № 1 – 4.

2.2 Терапевтические возможности музыкального искусства. Музыкотерапия, вокалотерапия, музыкотерапия, фольклорная арттерапия, ритмотерапия, логоритмика. Звуки природных шумов и их благотворное влияние на организм человека. Слушание музыки для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть.

Дебюсси “Свет луны”
М.И. Глинка “Фантазия”
П.И. Чайковский “Ноябрь”
Диагностика уровня тревожности.
Дыхательные упражнения № 5,6.

3. Индивидуальные особенности в восприятии музыки

3.1 Эмоции и чувства в восприятии музыки. Как наши чувства влияют на нашу жизнь. Эмоциональные состояния личности. Понятия культуры ощущений музыки, слуховой чувствительности. Слушание музыки для общего успокоения, умиротворения.

Л.В.Бетховен. “К Элизе”
Ф. Шуберт “Аве Мария”
Ф. Шуберт “Баркарола”
Ф. Шопен “Ноктюрн соль-минор”.
Диагностика эмоциональных состояний.
Дыхательные упражнения № 7,8.

3.2 Ощущения и восприятие. Физиологические механизмы. Восприятие музыки. Взаимосвязь зрительных, слуховых и мышечных ощущений в восприятии музыки. Слушание музыки для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей.

И.С. Бах “Итальянский концерт”
И. Гайдн “Симфония №4”
Я.Сибелиус “Вальс”
П.И. Чайковский “Декабрь”

3.3 Темперамент. Свойства нервной системы. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Зависимость результатов деятельности от темперамента. Зависимость музыкальных предпочтений от свойств нервной системы. Слушание музыки для снятия эмоциональных симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.

Барток “Квартет № 5”
И.С. Бах “Соната для клавесина” И.С. Бах “Концерт для скрипки с оркестром” (ре минор)
Барток “Соната для фортепиано”
И.С. Бах “Кантата № 21”

4. Саморегуляция организма

4.1. Нейропсихическая саморегуляция. Причины и признаки эмоционального стресса, его воздействие на жизнь и здоровье человека. Пути преодоления последствий стресса. Системы психологической регуляции организма. Аутогенная тренировка. Понятие “релаксации”. Методы релаксации. Слушание музыки для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением.

П.И. Чайковский “Времена года” “Апрель”.
В.А. Моцарт “Дон Жуан”.
Ф. Лист “Венгерская рапсодия № 1”.
Диагностика эмоциональных состояний
Комплекс дыхательных упражнений № 2.

4.2 . Музыка и воображение. Значение воображения в восприятии музыки. Виды воображения. Функции воображения, его развитие. Слушание музыки для поднятия общего жизненного тонуса: улучшения самочувствия, повышения активности, улучшения настроения.

А.И. Хачатурян “Вальс” (“Маскарад”).
А. Вивальди “Зима”.
Л.Бетховен “Увертюра “Эгмонт”.
Диагностика творческих способностей.
(“ Потенциал вашей личности” стр. 86)
(“Школа Mensa” стр.44)
Дыхательная гимнастика.

4.3. Заключение. Итоговое занятие – зачет. Выступления учащихся с исследовательскими работами. Слушание музыки для поднятия общего жизненного тонуса. Слушание музыки по выбору учащимися.

Ф. Лист “Венгерская рапсодия № 2”.
В. Мей.
Диагностика уровня тревожности, самооценки, уровня стрессоустойчивости.

Музыкальные программы для коррекции эмоциональных состояний

Коррекция эмоционального состояния

Музыкальное произведение

Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства бренности жизни и своей принадлежности к большой жизни природы, частью которой являешься   И.С. Бах “Кантата №2”; Л.В.Бетховен “Лунная соната”; С. Прокофьев “Соната ре - минор”.
Уменьшение чувства тревоги, неуверенности в благополучном исходе происходящего   Ф. Шопен “Мазурки и прелюдии”; И. Штраус Вальсы4 А.Рубинштейн “Мелодия”.
Уменьшение злобливости, зависти к успехам других людей И.С. Бах “Итальянский концерт”; И.Гайдн “Симфония № 4”; Я. Сибелиус “Финляндия”.
Общее успокоение, умиротворение и согласие с жизнью в том виде, какая она есть   Л.В. Бетховен “Симфония № 6”; И. Брамс “Колыбельная”; Ф. Шуберт “Аве Мария”; Ф. Шопен “Ноктюрн соль - минор”; К.Дебюсси “Свет луны”.
  Снятие эмоциональных симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми И.С. Бах “Концерт ре-минор”; А. Барток “Соната фа – минор”.
Уменьшение головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением     П.И. Чайковский “Времена года” (“Апрель”); В.А. Моцарт “Дон Жуан”; А.И. Хачатурян Сюита “Маскарад”; Дж. Гершвин “Голубая рапсодия”.
  Поднятие общего жизненного тонуса: улучшение самочувствия – повышение активности – улучшение настроения А. Вивальди “Времена года” (“Зима”, “Лето”); Л.В. Бетховен Увертюра “Эгмонт”; Ф. Лист “Венгерская рапсодия № 2”.

Литература

  1. Барканов С. Мелодия здоровой жизни. // Здоровье детей. – “Первое сентября”, 2006, № 7.
  2. Касьянов С. Энциклопедия психологических тестов. М:Эксмо, 2002.
  3. Лобанова Е.А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий. //Музыка в школе, 2005, № 3.
  4. Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. – Санкт-Петербург, 2000.
  5. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М.: Владос, 2000.
  6. Седунова Л.М. О современных тенденциях развития общего музыкального образования
  7. // Музыка в школе, 2004, № 1.
  8. Степанов А. Дыхательные гимнастики. – Санкт-Петербург: Вектор, 2005.
  9. Трошин В.Д. Целительная сила организма. Доступные методы восстановления здоровья. – М.: ЗАО Центр-полиграф, 2004.
  10. Тютюнникова Т.Э. Урок музыки. Система обучения К.Орфа. – М.: Астрель, 2000.
  11. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе, 2003, № 5.