Урок музыки в 4-м классе "Оркестр русских народных инструментов"

Разделы: Музыка


Дидактическое обоснование урока

Цель:

  • познакомить с оркестром русских народных инструментов, с историей его создания.

Задачи:

  • учить определять и различать русские народные инструменты;
  • развивать тембровый и ритмический слух учащихся; воспитывать интерес и любовь к русскому фольклору.

Оборудование:

  • иллюстрации художественное слово (стихи, словесные зарисовки, загадки),
  • ТСО (аудиозапись),
  • портрет,
  • музыкальные инструменты.

Методы обучения:

  • упражнения,
  • беседа,
  • творческие задания,
  • самостоятельная работа.

Методы преподавания:

  • устное изложение учебного материала,
  • беседа,
  • учебная демонстрация,
  • создание проблемной ситуации

Ход урока

1. Организационный момент:

Вход под “Русскую народную мелодию”,

попевка “Звонок”:

“Прозвенел звонок -
Начинается урок.
Будем ноты изучать
И “пятёрки” получать”.

2. Закрепление пройденного материала

Учитель: Сегодня мы продолжим чудесное путешествие в царстве Её Величества - Музыки. На прошлом уроке мы побывали в деревне “Русских народных инструментов”. А сегодня мы попробуем открыть дверь старинного замка Оркестр.

- Само слово пришло к нам из Древней Греции. Орхестрой называли место перед сценой, где располагался хор. А сейчас это слово означает большую группу музыкантов, которые слаженно, дружно играют на различных инструментах.

Но чтобы попасть в этот волшебный замок необходимо преодолеть препятствия, а именно отгадать, какие инструменты живут в этом замке. (с каждым правильным ответом окошко в замке открывается)

Задание №1. Какой старый народный инструмент состоит из тонких дощечек, нанизанных на шнур или ремешок. (Трещотки)

Задание №2. Этот русский народный музыкальный инструмент можно встретить на кухне в каждом доме. (Раньше к ним привязывали маленькие бубенчики) (Ложки).

Задание №3. “Три струны, три угла

Тронешь струны – музыка слышна” (Балалайка)

- А что вы можете рассказать об этом русском народном инструменте?

- ответы детей

Задание №4. Угадайте следующий музыкальный инструмент по внешнему

виду. (Домра)

- Как вы догадались?

- А теперь послушайте, как звучит домра.

Исполняется русская народная песня “Во саду ли, в огороде” (или любая другая русская народная песня) в ансамбле домры и фортепиано.

- А что вы знаете об этом инструменте?

-ответы детей

Задание №5. Назовите музыкальный клавишно-духовой инструмент, который был изобретен в Берлине, а его ближайшие родственники очень популярны в России и по сей день.

(Гармоника)

(Баян)

(Аккордеон)

Задание №6.

- Угадайте инструмент по звучанию. (звучит аудиозапись) (Жалейка)

- Для чего использовали этот инструмент на Руси и кто? (Пастухи)

Задание №7.- Назовите ближайших родственников жалейки. (Свирель, рожок)

Задание №8.- Угадайте самый древний музыкальный инструмент по звучанию (Гусли)
- В какой опере и какого автора звучит этот инструмент? (“Садко” Н. А. Римский — Корсаков)

-На какие группы можно разделить инструменты?

(Духовые, струнные, ударные, клавишно - духовые)

- Вот мы с вами и открыли все окошки в волшебном замке. А каким словосо-
четанием можно назвать все эти инструменты? (Русские народные) Почему? Ответы детей: (Создал русский народ)

-А каким словом можно назвать народное творчество? (Фольклор)

-А теперь мы можем открыть дверь в этот удивительный замок.

 И встречает нас русский музыкант - виртуоз, композитор.

В.В. Андреев

- Вы уже слышали эту фамилию на прошлом уроке. Что вы можете рассказать об этом замечательном человеке? Ответы детей

3. Новый материал:

- Созданный Андреевым “Кружок любителей игры на балалайках” и стал позднее первым оркестром русских народных инструментов.

  • Послушайте запись. (Звучит аудио- или видиозапись)
  • Оркестры русских народных инструментов существуют и в наши дни. Они пользуются огромной популярностью не только в России, но и за рубежом.

4. Творческая деятельность детей:

- А мы с вами попробуем организовать свой небольшой оркестр, состоять он будет из ударной группы. Какие инструменты мы должны выбрать?

(Ложки, трещотки)

Исполним музыкально - ритмическую композицию “Зимушка-Зима”. (произведение по усмотрению учителя)

Наши музыканты будут ритмично дружно выделять сильную долю. А остальные будут весело, звонко петь и выразительно выполнять танцевальные движения. (исполняется несколько раз, участники меняются)

-Молодцы! На следующих уроках мы продолжим работу над своим оркестром.

5. Итог:

-А теперь пора подвести итоги.

-На каждом столе лежит тест. Вам необходимо выбрать правильный ответ из двух вариантов. Приложение 3

Самоанализ

-А теперь сверьте свои ответы с правильными

  1. Б
  2. А
  3. А
  4. Б
  5. Б

-Кто ответил на все вопросы правильно, тот внимательно слушал материал урока и получил оценку “5”.

Анализ учителя

6. Домашнее задание:

Составить кроссворд на тему “Оркестр русских народных инструментов”

Попевка “Звонок”

“Прозвенел звонок -
Мы закончили урок”.

Приложение.