Дидактическое обоснование урока
Цель:
- познакомить с оркестром русских народных инструментов, с историей его создания.
Задачи:
- учить определять и различать русские народные инструменты;
- развивать тембровый и ритмический слух учащихся; воспитывать интерес и любовь к русскому фольклору.
Оборудование:
- иллюстрации художественное слово (стихи, словесные зарисовки, загадки),
- ТСО (аудиозапись),
- портрет,
- музыкальные инструменты.
Методы обучения:
- упражнения,
- беседа,
- творческие задания,
- самостоятельная работа.
Методы преподавания:
- устное изложение учебного материала,
- беседа,
- учебная демонстрация,
- создание проблемной ситуации
Ход урока
1. Организационный момент:
Вход под “Русскую народную мелодию”,
попевка “Звонок”:
“Прозвенел звонок -
Начинается урок.
Будем ноты изучать
И “пятёрки” получать”.
2. Закрепление пройденного материала
Учитель: Сегодня мы продолжим чудесное путешествие в царстве Её Величества - Музыки. На прошлом уроке мы побывали в деревне “Русских народных инструментов”. А сегодня мы попробуем открыть дверь старинного замка Оркестр.
- Само слово пришло к нам из Древней Греции. Орхестрой называли место перед сценой, где располагался хор. А сейчас это слово означает большую группу музыкантов, которые слаженно, дружно играют на различных инструментах.
Но чтобы попасть в этот волшебный замок необходимо преодолеть препятствия, а именно отгадать, какие инструменты живут в этом замке. (с каждым правильным ответом окошко в замке открывается)
Задание №1. Какой старый народный инструмент состоит из тонких дощечек, нанизанных на шнур или ремешок. (Трещотки)
Задание №2. Этот русский народный музыкальный инструмент можно встретить на кухне в каждом доме. (Раньше к ним привязывали маленькие бубенчики) (Ложки).
Задание №3. “Три струны, три угла
Тронешь струны – музыка слышна” (Балалайка)
- А что вы можете рассказать об этом русском народном инструменте?
- ответы детей
Задание №4. Угадайте следующий музыкальный инструмент по внешнему
виду. (Домра)
- Как вы догадались?
- А теперь послушайте, как звучит домра.
Исполняется русская народная песня “Во саду ли, в огороде” (или любая другая русская народная песня) в ансамбле домры и фортепиано.
- А что вы знаете об этом инструменте?
-ответы детей
Задание №5. Назовите музыкальный клавишно-духовой инструмент, который был изобретен в Берлине, а его ближайшие родственники очень популярны в России и по сей день.
(Гармоника)
(Баян)
(Аккордеон)
Задание №6.
- Угадайте инструмент по звучанию. (звучит аудиозапись) (Жалейка)
- Для чего использовали этот инструмент на Руси и кто? (Пастухи)
Задание №7.- Назовите ближайших родственников жалейки. (Свирель, рожок)
Задание №8.- Угадайте самый
древний музыкальный инструмент по звучанию
(Гусли)
- В какой опере и какого автора звучит этот
инструмент? (“Садко” Н. А. Римский — Корсаков)
-На какие группы можно разделить инструменты?
(Духовые, струнные, ударные, клавишно - духовые)
- Вот мы с вами и открыли все окошки в волшебном
замке. А каким словосо-
четанием можно назвать все эти инструменты?
(Русские народные) Почему? Ответы детей:
(Создал русский народ)
-А каким словом можно назвать народное творчество? (Фольклор)
-А теперь мы можем открыть дверь в этот удивительный замок.
И встречает нас русский музыкант - виртуоз, композитор.
В.В. Андреев
- Вы уже слышали эту фамилию на прошлом уроке. Что вы можете рассказать об этом замечательном человеке? Ответы детей
3. Новый материал:
- Созданный Андреевым “Кружок любителей игры на балалайках” и стал позднее первым оркестром русских народных инструментов.
- Послушайте запись. (Звучит аудио- или видиозапись)
- Оркестры русских народных инструментов существуют и в наши дни. Они пользуются огромной популярностью не только в России, но и за рубежом.
4. Творческая деятельность детей:
- А мы с вами попробуем организовать свой небольшой оркестр, состоять он будет из ударной группы. Какие инструменты мы должны выбрать?
(Ложки, трещотки)
Исполним музыкально - ритмическую композицию “Зимушка-Зима”. (произведение по усмотрению учителя)
Наши музыканты будут ритмично дружно выделять сильную долю. А остальные будут весело, звонко петь и выразительно выполнять танцевальные движения. (исполняется несколько раз, участники меняются)
-Молодцы! На следующих уроках мы продолжим работу над своим оркестром.
5. Итог:
-А теперь пора подвести итоги.
-На каждом столе лежит тест. Вам необходимо выбрать правильный ответ из двух вариантов. Приложение 3
Самоанализ
-А теперь сверьте свои ответы с правильными
- Б
- А
- А
- Б
- Б
-Кто ответил на все вопросы правильно, тот внимательно слушал материал урока и получил оценку “5”.
Анализ учителя
6. Домашнее задание:
Составить кроссворд на тему “Оркестр русских народных инструментов”
Попевка “Звонок”
“Прозвенел звонок -
Мы закончили урок”.