Цель:
- Систематизировать знания о правописании имен существительных
- Закрепить умения правильного выбора гласных в данных орфограммах.
- Закрепление умения работать с текстом.
Оформление доски.
Число. Классная работа. Тема.
Цель:
Систематизировать знания….
Закрепить умения…
Записаны слова: созидание, творчество
Домашнее задание: параграф 34,35.Составить 2 теста (7 слов) по теме параграфа. Упражнение № 189 (1,2)
Названия книг Лихачева “Раздумья о России”, “Заметки о русском”, “О русской интеллигенции”.
Записано задание.
Редактирование.
Ребята имели возможность написать рецензию о книге Д.С.Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.
Произведение этого автора подобно сосуду, наполненному жизненной мудростью.
Д.С.Лихачев уделял большое внимание нравственному воспитанию молодежи.
Оборудование: доска, мультимедийная установка, толковый словарь, книги Д.С.Лихачева.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Пододвиньте, пожалуйста, рабочие листы, подпишите их. У вас уже записано число, классная работа. Запишите тему урока. Приложение 1
Каковы цели сегодняшнего урока? (цели урока ставятся учащимися самостоятельно) Вариант ответа учащихся:
Цели:
- систематизировать знания о правописании имен существительных,
- закрепить умения правильного выбора гласных в данных орфограммах
- закрепить умение работать с текстом.
Учитель: Ребята, эпиграфом к нашему уроку будут слова академика Д.С.Лихачева, выдающегося российского ученого: “Жизнь – это и есть вечное созидание” (Презентация PowerPoint, слайд1)
Учащимся зачитываются слова.
Учитель: Ребята, как вы понимаете слова Дмитрия Сергеевича Лихачева?
- Несомненно, жизнь – это созидание. А какой синоним можно подобрать к этому слову? Слово творчество.
Обращение к учащемуся, работающему со словарем: Пожалуйста, зачитайте определение слова творчество.
Итак, созидание – это обретение в душе гармонии. А чтобы быть гармонично развитым человеком, нужны знания.
II. Редактирование.
Обратите внимание, перед вами на доске 3 предложения. В одном из них есть грамматическая ошибка. Исправьте её.
Обратите внимание на теоретическую справку (слайд 2)
Ребята имели возможность написать рецензию о книге Д.С.Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.
Произведение этого автора подобно сосуду, наполненному жизненной мудростью.
Д.С.Лихачев уделял большое внимание нравственному воспитанию молодежи.
Запишите предложение в исправленном виде на рабочий лист.
(Ответ проговаривает учащийся. Ребята имели возможность написать рецензию на книгу Д.С.Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.)
Если ваш ответ совпал с правильным, оцените свою работу в +1 балл.
III. Чтобы быть грамотными и не допускать ошибок, необходимо хорошо знать теоретический материал. Обращение к учебному параграфу 34 (слайд 3)
Выполним задание: прочитать материал параграфа, выделить главное, быть готовимся отвечать устно.
- 1 ряд страница 119 – 120
- 2 ряд страница 120 (1,2)
- 3 ряд страница 120 и до конца параграфа
Дифференцированное задание:
Задание: по карточке – информатору подготовьте ответ по параграфу 35 (готовят ответ 2 учащихся.), выполните письменное задание. Карточка-информатор (Приложение 2)
Работа с учащимися по параграфу.
Для 1 ряда - Расскажите, что вы узнали из текста параграфа о правописании падежных окончаний имен существительных?
Для 2 ряда – Какие варианты падежных окончаний у существительных отметили?
Для 3 ряда – Что вы выделили для себя из текста параграфа?
Задание: прослушать ответы учащихся, работающих в паре, по параграфу 35.
Дать рецензию на ответ. Приложение 3.
IV. Работа с рабочим листом. Тест.
(задания теста по книге Гольцовой Н.Г, Шамшина И.В. “Контрольные тесты: орфография и пунктуация. 10-11 классы”)
Учитель: Ребята! Давайте закрепим наши умения в выборе гласных в падежныхРусское слово” окончаниях имен существительных, решая тестовые задания.
На рабочем листе – задания. Выполняем тесты в течение 5 минут. Отмечаем в кружок правильные ответы.
Самопроверка.(слайд 4) За каждый правильный ответ учащиеся ставят +1 балл
Учащиеся, которые работали в парах, сдают тесты на оценку.
Подсчитайте сумму баллов и запишите в клетке. Поднимите руку, у кого 6 баллов? Это высший балл. Молодцы!
V. Работа с текстом (слайд 5). У каждого учащегося текст напечатан на рабочем листе.
Учитель: Когда академику Лихачеву задали вопрос, в чем он видит смысл жизни? Он ответил так.
Жизнь – это драгоценнейший дар, он дается не зря, а для какой-то огромной, великой цел.. .
Вы подумайте: природа создавала человека миллионы лет. И человек обязан отблагодарить природу за это и своей творческ... работ..й продолжать эту соз..дательную деятельность. Но нужно продолжать накапливать в жизн.. добро, накапливать все то, что способствует соз..данию.
Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек должен родиться художник… балерин… или ученым. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя…
Творчество – оно беспрерывно.
(По Д.С. Лихачеву)
Задания.
1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
(Проверка слов - слайд 6)
За каждое следующее, правильно выполненное задание +1 балл.
3. Определите тему текста. (Что такое жизнь)
4.Основную мысль текста. (Жизнь есть творчество)
5. Укажите стиль текст. (Публицистический, т.к. назначение текста – информировать, воздействовать на читателей, передать общественно значимую информацию; характерны образность, логичность. Придают тесту выразительность изобразительно- выразительные средства (метафора). Лексика – книжная)
6. Определите тип речи. Докажите. (Рассуждение)
7. Сформулируйте позицию автора. (Позиция автора состоит в том, что на протяжении всей жизни человек должен творить добро).
8. Сформулируйте письменно, в чем вы видите смысл своей жизни? На данное задание заслушиваются 2 ответа учащихся. Баллы не ставятся.
VI . Проверка работ учащихся. Зачитываются ответы.
VII. Рефлексия.
Подсчитайте сумму баллов. У кого 12 баллов поставьте себе оценку 5, оставьте листы нас столе. Если меньшее количество баллов, следовательно, еще предстоит вам этот материал отработать самостоятельно.
Учитель: Как вы думаете, ребята, урок достиг своей цели?