Задачи урока:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с понятием “пищевые продукты”, “питательные вещества”, “пищеварение”;
- рассмотреть функции пищеварительной системы, роль питательных веществ;
- формировать навыки работы с учебником, компьютером и инструктивными карточками.
- воспитывать самостоятельность мышления, бережного отношения к здоровью.
Оборудование: таблица “Схема строения органов пищеварения”, презентация “Строение и функции пищеварительной системы”, диск “Биология” – 9класс (ЗАО “Просвещение-МЕДИА-2003 год)
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий.
Методы обучения: поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала.
1. Какие две группы веществ входят в состав любой живой клетки?
(Неорганические и органические)
2.Какие неорганические вещества, входящие в состав живой клетки, вам известны?
(Вода и минеральные соли)
3.Укажите роль воды в клетке.
(Вода – универсальный растворитель: в виде водных растворов вещества поступают в клетку, выводятся из клетки, перемещаются внутри клетки. При участие воды протекает большая часть реакций в клетке)
4. Расскажите о значении минеральных солей в клетке.
(Минеральные соли играют важную роль в распределении воды между клетками и межклеточным веществом)
5. Какие органические вещества, входящие в состав живой клетки?
(Белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты)
6. Используя слайд №2 презентации, назовите продукты, в которых содержаться названные органические вещества.
7.Какая важная особенность объединяет все органические вещества и существенно отличает их от неорганических?
(Органические вещества являются источником энергии, так как их химические связи чрезвычайно богаты энергией. Но, чтобы извлечь эту энергию, необходимо органические вещества подвергнуть процессам расщепления и окисления)
Ученик: примеры продолжительности жизни человека и животных без пищи при наличии воды:
- человек весом 70 кг – от 30 до 50 дней; собака – до 60-и дней; петух – до 34 дней; лошадь – до 24 дней; кошка – до 18 дней; голубь – до 11 дней.
8. Какое же значение играет питание для человека?
(Пища – это строительный материал и источник энергии)
III. Изучение нового материала
Запись темы урока в тетради.
Учитель. Мы употребляем различные продукты питания для того, чтобы снабдить свой организм энергией и питательными веществами. А какое же отличие между понятиями “пищевые продукты” и “питательные вещества”?
Прошу вас в правый столбик выписать продукты питания, а в левый – питательные вещества: слайд №3
Капуста, фасоль, масло, минеральные соли,
рис, колбаса, молоко, углевод,
хлеб, сало, сливки, жир,
белок, витамины, рыба, мясо.
Учитель. Объяснение понятий “пищевые продукты” и “питательные вещества” слайд №4
Задание классу.
1.Найдите в учебнике, какой процесс называется пищеварением.
(Пищеварение – сложный физиологический процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическим и физическим изменениям и всасывается в кровь или лимфу) – запись в тетради.
Слайд 5,6
2.Используя слайд №2, расскажите, до каких веществ расщепляются в пищеварительном тракте белки, жиры и углеводы.
3.Что собой представляет пищеварительная система?
Слайд№7 (запись в тетради)
4. Самостоятельная работа со слайдом презентации №8
Цель: познакомиться с функциями пищеварительной системы.
(запись схемы в тетради)
5.Самостоятельная работа с диском “Биология” и слайд №9, 10
Цель: познакомиться со строением органов пищеварительной системы.
Задание: прочитайте раздел “ Строение органов пищеварения” и “Пищеварительные железы” рассмотрите рисунок на диске, в учебнике и таблице и составьте схему:
6. Самопроверка схем (Слайд №11 и №12)
7. Работа со схемами: назвать отделы пищеварительного тракта и пищеварительные железы и показать их на таблице.
8.Самостоятельная работа с диском.
Задание: рассмотрите слайд №13 “Строение стенки пищеварительного канала” и ответьте на вопрос:
– Какими слоями образована стенка пищеварительного канала?
(Стенка пищеварительного канала трёхслойна: слой соединительной ткани покрывает снаружи пищеварительный канал, слой гладких мышц, которые своими сокращениями продвигают пищу вдоль пищеварительной трубки и внутренняя слизистая оболочка из эпителиальной ткани)
9. Почему слизистая оболочка пищеварительного канала имеет складчатую поверхность?
(Это увеличивает её поверхность и позволяет значительно растягивать, например, желудок пищей без повреждений. В слизистой оболочке имеется большое количество мелких желез, выделяющих пищеварительные соки с ферментами слизь.)
10. Роль ферментов в пищеварении.
Задание: на стр.149 учебника прочитайте текст о ферментах и ответьте на вопросы:
- Что такое “фермент”, и каковы его функции?
- Может ли один фермент переваривать белки, жиры и углеводы?
Слайд №14(Ферменты – биологически активные белковые вещества, которые катализируют химические реакции.
- Каждый фермент расщепляет питательные вещества только определенной группы /белки, жиры, углеводы/ и не расщепляют другие.
- Ферменты действуют только в определённой химической среде щелочной или кислой
- Наиболее активно действуют ферменты при t0 тела, а при 70-1000 С разрушаются.
IV.
Светочи России.Учитель. Есть на Руси люди, которых называют Светочи России или Сыны Отечества, которые внесли в развитие науки неоценимый вклад.
Иван Петрович Павлов – великий русский физиолог, которому принадлежит большая заслуга в изучении органов пищеварения. Слайд №15.
- Биография И.П. Павлова (сообщение учащегося).
V. Закрепление изученного материала.
Работа в группах. Учащиеся групп задают друг другу вопросы по изученной теме. Эксперт за каждым столом фиксирует количество правильных ответов учениками его группы.
VI. Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
VI. Задание на дом:
изучить текст и рисунки на стр. 148-149; ответить на вопросы рубрик на стр.150-151. Подготовить презентацию “Здоровые зубы, здоровое тело”.