Дидактические задачи:
- развитие умения отличать предлог от приставки и правильно писать их;
- формирование навыка самоконтроля, орфографической зоркости.
Оборудование:
- картины с изображением зимней природы,
- музыкальное произведение М.Глинки,
- карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
- Организационный момент.
Тройка – тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица-
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом.
Всё покрылось серебром.
Учитель. Отгадайте загадку. Волшебница зима нарисовала узоры, полюбуйтесь. Что в них интересного?
Во в за на над под у из об с от про о
Дети. Это приставки. Предлоги.
Учитель. Всё же это приставки или предлоги?
Дети. Мы без текста не можем
определить.
Учитель. Сегодня мы будем учиться различать предлоги, приставки и грамотно писать их. Какие основные признаки отличия приставок от предлогов вы знаете?
Дети. Предлог – это служебная
часть речи. Между предлогом и словом можно
вставить ещё слово. Предлог пишется отдельно.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед
корнем.
Учитель. Вышит снег красивой строчкой,
Словно белая сорочка.
Папу я зову во двор:
- Погляди, какой узор!
Смотрит папа сверху вниз:
- Тут письмо тебе Денис!
Пишут птицы и зверюшки:
Сделай нам, Денис, кормушки!
Предлагаю в качестве минутки чистописания записать слова, в которых имеются приставки.
Учитель записывает на доске, дети - в тетрадях.
(На)ступила з*ма. М*роз (на)рисовал (на)окнах (за)тейливые узоры. Сне* (по)крыл землю белым (по)крывалом. Снежные шу*ки (на)кинула ч*родейка (на)ёлочки. Ин*й (пере)ливается (на)со*нце сер*бристыми (о)г*ньками.
Учитель. Волшебница зима взмахнула рукавом и запорошила снежинками текст. Давайте восстановим рассказ. Учащиеся 1 варианта выпишут слова с приставками, 2 варианта слова с предлогами.
Выполнение работы. Самопроверка.
А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба,
Вот такой вышины!
Белый коврик у порога
Вот такой ширины!
Белый коврик у порога
Вот такой ужины!
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги, топ, топ,
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
Ну а в доме нас встречает
И она сама.
Ты хозяйке поклонись-ка:
- Здравствуй, зима!
- Работа по учебнику.
Выполнение упражнения на с. 130 с
дополнительным заданием.
Учитель. Выписать слова с приставками. Взаимопроверка.
- Учитель. Вставьте подходящие по смыслу предлоги, и вы узнаете, о ком может идти речь?
Следы НА снегу.
Спряталась ЗА веточкой.
Спрыгнула С дерева.
Прячется ОТ опасности.
Учитель. О ком идёт речь? Какое слово составилось?
Дети. Наст.
Ведётся лексическая работа, составление
словосочетаний прилагательное +
существительное.
Учитель. Прочитайте и скажите, удачен ли рассказ?
Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю.
Устная работа, запись, чтение готовых миниатюр.
Учитель. Мы с вами проделали
большую работу. Как же отличить приставку от
предлога?
Учитель. Запишите слово, в котором корень земли, приставка пошёл, суффикс речка, окончание зима. Придумайте дома 2 предложения с полученным словом.