Урок русского языка по теме "Упражнение в распознавании приставок и предлогов"

Разделы: Начальная школа


Дидактические задачи:

  • развитие умения отличать предлог от приставки и правильно писать их;
  • формирование навыка самоконтроля, орфографической зоркости.

Оборудование:

  • картины с изображением зимней природы,
  • музыкальное произведение М.Глинки,
  • карточки для индивидуальной работы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Тройка – тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица-
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом.
Всё покрылось серебром.

Учитель. Отгадайте загадку. Волшебница зима нарисовала узоры, полюбуйтесь. Что в них интересного?

Во в за на над под у из об с от про о

Дети. Это приставки. Предлоги.

Учитель. Всё же это приставки или предлоги?

Дети. Мы без текста не можем определить.

  1. Сообщение темы урока.

Учитель. Сегодня мы будем учиться различать предлоги, приставки и грамотно писать их. Какие основные признаки отличия приставок от предлогов вы знаете?

Дети. Предлог – это служебная часть речи. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово. Предлог пишется отдельно. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем.

  1. Минутка чистописания.

Учитель. Вышит снег красивой строчкой,
Словно белая сорочка.
Папу я зову во двор:
- Погляди, какой узор!
Смотрит папа сверху вниз:
- Тут письмо тебе Денис!
Пишут птицы и зверюшки:
Сделай нам, Денис, кормушки!

Предлагаю в качестве минутки чистописания записать слова, в которых имеются приставки.

Учитель записывает на доске, дети - в тетрадях.

  1. Упражнение по употреблению в тексте слов с приставками и предлогами, орфографическая работа. На доске запись.

(На)ступила з*ма. М*роз (на)рисовал (на)окнах (за)тейливые узоры. Сне* (по)крыл землю белым (по)крывалом. Снежные шу*ки (на)кинула ч*родейка (на)ёлочки. Ин*й (пере)ливается (на)со*нце сер*бристыми (о)г*ньками.

Учитель. Волшебница зима взмахнула рукавом и запорошила снежинками текст. Давайте восстановим рассказ. Учащиеся 1 варианта выпишут слова с приставками, 2 варианта слова с предлогами.

Выполнение работы. Самопроверка.

  1. Физкультминутка.

А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба,
Вот такой вышины!
Белый коврик у порога
Вот такой ширины!
Белый коврик у порога
Вот такой ужины!
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги, топ, топ,
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
Ну а в доме нас встречает
И она сама.
Ты хозяйке поклонись-ка:
- Здравствуй, зима!

  1. Работа по учебнику.

Выполнение упражнения на с. 130 с дополнительным заданием.

  1. Слушание грамзаписи – произведение о зиме.

Учитель. Выписать слова с приставками. Взаимопроверка.

  1. Учитель. Вставьте подходящие по смыслу предлоги, и вы узнаете, о ком может идти речь?

Следы НА снегу.

Спряталась ЗА веточкой.

Спрыгнула С дерева.

Прячется ОТ опасности.

Учитель. О ком идёт речь? Какое слово составилось?

Дети. Наст.

Ведётся лексическая работа, составление словосочетаний прилагательное + существительное.

  1. Работа по развитию речи.

Учитель. Прочитайте и скажите, удачен ли рассказ?

Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю.

Устная работа, запись, чтение готовых миниатюр.

  1. Подведение итогов.

Учитель. Мы с вами проделали большую работу. Как же отличить приставку от предлога?

  1. Домашнее задание.

Учитель. Запишите слово, в котором корень земли, приставка пошёл, суффикс речка, окончание зима. Придумайте дома 2 предложения с полученным словом.