Здоровьесберегающий подход в обучении математике

Разделы: Математика


Здоровье до того перевешивает все остальные блага
жизни, что здоровый нищий счастливее больного короля.


Шопенгауэр

В настоящее время складывается твердое убеждение в том, что современная система образования является одним из серьезных факторов риска здоровья школьников. В этой связи особое значение приобретает профессиональная деятельность учителя, направленная на разрешение этой проблемы. О том, что традиционный тип обучения негативно влияет на здоровье не только детей, но и даже взрослых, замечено с самого начала возникновения письменности и книгопечатания. Издавна повелось и свыклось — за грамотность почему-то расплачивается мир взрослых: кто пенсне на носу, а кто нередко и чахоткой. Но самым трагичным здесь оказалось то, что, не проанализировав глубоко причины данного явления, возникшие технологии были внедрены в обучение и  вскоре охватили мир детства.
Вот почему перед учителями нашей школы поставлена задача по внедрению в процесс обучения здоровьесберегающих  технологий.  В своей работе я предприняла попытку решения данной проблемы, создав на уроках  математики условия, способствующие сохранению и укреплению соматического  и  психического здоровья учеников (см. Приложение).
Такую технологию предлагает доктор Владимир Филиппович Базарный. Исследованиями ученых под его руководством  установлено: воспитание без движения – это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой.
Значит, если психомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это  приведет  не только  к  удовлетворению естественных потребностей ребёнка в движении, что уже скажется на состоянии здоровья  детей,  но и  снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению, что позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний. Исходя из задач, стоящих передо мною, я выделяю три основных направления в своей работе по здоровьесбережению на уроках математики:

Направления

Методы, формы и приемы, используемые на уроке

1 Использование элементов технологии доктора Базарного
  1. Режим смены динамических поз.
  2. Физминутки «по Базарному»
  3. Упражнение для тренировки мышц глаз, хрусталика.
2 Игровые элементы Игровые моменты, предполагающие двигательную активность, способствующие снятию статического напряжения с мышц спины.
3 Внедрение междисциплинарной программы «Здоровье» Задачи и задания по здоровьесберегающей тематике.

Режим смены динамических поз

Режим динамических поз в среднем звене (без использования специальной мебели — конторок) осуществляется следующим образом. Учитель периодически (ориентировочно через каждые 10–12 минут) переводит детей из положения, сидя в положение свободного стояния. Дети переводятся в положение «стоя» в тот момент, когда они не заняты письмом. Наиболее целесообразно поднимать детей тогда, когда учитель что-либо объясняет, либо когда один из учеников отвечает, а остальные слушают.
В связи с этим, учебные занятия я провожу в режиме смены динамических поз: в начале и в конце урока меняется поза детей (сидя-стоя), т.е. при устном счете, при устном повторении или обобщении материала, дети встают на 2–3 минуты и работают на уроке стоя. При этом сохраняется и укрепляется  телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма.

При устном счете также я использую мяч. Задавая пример, я бросаю мяч тому, кто будет отвечать. Ученик отвечает и бросает мяч обратно. Если же он не знает ответа на вопрос, то может бросить мяч желающим ответить. При такой организации устного счета сосредотачивается внимание каждого ученика, т.к. он должен не только поймать мяч, но и правильно ответить на вопрос. Результатами таких упражнений является не только активизация познавательной деятельности, но и развитие зрительно-моторной реакции, реакции на экстремальные ситуации.
Практический опыт убедил меня в главном: чем более продолжительное время дети занимаются в режиме "динамических поз", тем выше у них потребность к пребыванию в позе свободного стояния. В целом, предложенный режим существенного повышает психическую активность детей на уроке, в том числе их учебно-познавательные способности.

Физминутки «по Базарному»

То, что дети, как правило, устают на уроках, видели и видят многие на протяжении не одного столетия. Основным же средством борьбы с учебной усталостью учащихся, кроме гигиенических требований, большинство видели в средствах физической культуры, а точнее в физических упражнениях, выполняемых как на уроках, так и вне их.
Выяснилось, что упражнения, активизирующие мышечный тонус, а так же чувство телесной, в т.ч. зрительной, координации в пространстве наиболее эффективен для снятия утомления. Данный тип упражнений заключается в слежении глазами в положении стоя, по заданным траекториям с одновременным вращением головой и туловищем. Отличительные их особенности: а) все упражнения выполняются в позе свободного стояния; б) каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах; в) в процессе такого поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем; г) продолжительность таких упражнений 1,5–2 минуты. Установлено, что наибольший эффект по поддержанию активности детей на уроках от этих упражнений тогда, когда выполняются они в середине каждого урока.
Для выполнения таких активизирующих детей заданий я использую подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые расклеиваются в разных точках класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе.

Например:

– при проведении какой-либо самостоятельной работы на уроке в классе я заранее развешиваю варианты ее решения, среди которых один вариант верный. Ученики после выполнения работы могут проверить свое решение и найти правильный ответ.

Задание: приведите подобные слагаемые:  8х – 6у + 7х – 2у,

Варианты ответов:  х + 6у,  7ху, 15х – 8у,  15х – 4у   и т.д.

– при проведении устной работы для повторения или закрепления навыков я показываю часть формулы, а вторую часть ученики должны отыскать вокруг себя.

img6.gif (1578 bytes)

С целью «смягчения» воздействия закрытых помещений и ограниченных пространств в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а  также на развитие внимания и быстроты реакции я использую специальные офтальмотренажеры карточки. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой, туловищем в позе свободного стояния или сидя за партой и базируются на зрительно-поисковых стимулах. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации, скорости ориентации в пространстве. Занимают эти упражнения не более 1–1,5 минуты на уроке.

Примеры тренажеров:

Упражнения для мышц глаз и хрусталика

На своих уроках я пытаюсь максимально использовать режим движения наглядного учебного материала для укрепления мышц глаза и хрусталика. При данном режиме текст задания фиксируется на специально изготовленной ручной "держалке". Ответ ученик дает в соответствии со своей скоростью вычисления. Учитель показывает «держалку» сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от ученика, «заставляя» при этом переключать зрение с ближнего на дальнее, тренируя тем самым мышцы глаза.

Держалка:

Примеры заданий:

 Игровые моменты, предполагающие двигательную активность, способствующие снятию статического напряжения с мышц спины

Для разминок и упражнений глаз я использую игровые элементы урока, включающие двигательную активность. При этом ученики должны «собрать» условие задания, которое по частям находится вокруг них, совершая повороты головы, туловища, что повышает не только физическую активность детей на уроках, но и эффективность учебно-познавательного процесса.

Пример 1:  Условие задачи записано на доске: «Теплоход прошел по течению _ _км   за   _ _ _ часов. Сколько времени потребовалось ему на обратный путь, если скорость течения _ _ _ км/ч?»

Дополнения к условию задачи развешены на стенах, и ученики должны их найти:

Пример 2:  Найдите значение выражения:  10а2b0 – 27a0 c3.

Значения переменных развешены –

Задачи и задания по здоровьесберегающей тематике

На уроках математики я использую задачи, содержащие сведения о здоровом образе жизни. Они призваны заинтересовать учащихся вопросами устройства тела человека, а учитель по ходу выполнения заданий может помогать систематизации знаний.

Задачи основаны на фактическом материале и составлены таким образом, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать и беречь свое здоровье. В ходе решения заданий ученики узнают много новых фактов о своем теле, особенностях его существования и развития на разных этапах жизни, могут  взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика.

Математическое содержание заданий соответствует прохождению программы в течение учебного года, задачи разнообразны по содержанию и уровням сложности и позволяют использовать материалы на различных этапах урока.

Например: Выполни вычисления по алгоритму, заданному блок-схемой. Расположи ответы примеров в порядке возраста­ния, и ты узнаешь, где в теле человека кислород перехо­дит в кровь. Какие  ещё органы дыхания ты знаешь?

а

0

1

2

3

4

5

6

7

х                                                
Буквы

Л

Ь

В

О

А

Е

Л

Ы

Ответ: альвеолы.

Итак, практика моей работы по здоровьесбережению показала, что внедрение в урок форм, методов и приемов работы, сочетающей  умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный  интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.

Список литературы:

  1. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе». М.: АРКТИ.– 2005.
  2. Базарный В.Ф. «Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Сергиев Посад, 1995.
  3. Алимов  Т.М.  «Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5–9 классы»: Методическое пособие, М. 2003.