Современная география - это наука об окружающей среде, о взаимодействии человека и природы. Сложность и многообразие объектов исследований делают географическую науку многоотраслевой . В этом география имеет больше преимущество перед другими отраслями знаний , так как обладает наиболее развитой инфраструктурой и разнообразными методами исследований.
География является для подростка не только источником новых сведений о мире, не только инструментом познания части объективной действительности, но и необходимым фактором его нормального психического развития.
В центре внимания современного образования поставлена личность, уважения к ней, стремления помочь ее социализации и развитию. В условиях преобразования всех сторон общества, когда старые ценности и идеалы устарели, а новые еще не сформированы, особенно возрастает роль географии в социализации школьника.
Географическое образование является надежной основой для социализации и воспитания хозяина своей страны и земли как общего дома человечества. Оно может действенно участвовать в воспитании патриотизма и интернационализма, в осознании современного мира и человечества в его многообразии и единства. Поэтому совершенствование школьной географии выражается в усилении социально-гуманной направленности
Согласно стандарту среднего географического образования, наука хотя и является наиболее объективной формой отражения действительности, но все же она_ только из форм познания человеком мира. Она часть того, что принято называть материальной и духовной культурой человечества. Поэтому собственно научное знание может и должно быть важной, но не единственной составляющей содержания географического образования .Оно значительно шире по содержанию и по спектру своего воздействия.
Кроме научных знаний о земле, должны присутствовать исторически сложившиеся нормы и правила отношения человека к Земле, представления о составе населения, сложившиеся в рамках религии. Но во многом именно эти составляющие позволяют выполнять социальную функцию на уроках географии.
Обязательными условиями социализации учащихся являются воздействия на их эмоционально-волевую сферу, включение их в практическую деятельность, поэтому необходимы средства социально-духовного воспитания и проведение самостоятельных работ, в ходе которых приобретаются не только новые знания и умения, но и применяются уже имеющиеся социализации
Сегодня актуальным является вопрос социализации у школьников через чувства патриотизма, потому что возрождения великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Любовь к Родине- гордость за свою страну, за нацию, за свой род. Чтобы воспитать чувство любви к Родине, необходимо ее знать. А ведь известно, что любовь к большой Родине начинается с любви к малой.
Радикальные изменения политической и экономической системы страны вызвали к жизни ряд новых для России социально-экономических явлений, без включения которых в содержание программы невозможно сформировать комплексное представление о населении и хозяйстве страны.
Программа способствует формированию систематизированного целостного представления о закономерностях размещения хозяйства и общества, о функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях нашей страны, о роли географии в их назначении. Актуальность изучения данного курса диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования. Быстрая динамика изменений во всех сферах жизни страны потребовало усиления внимания к анализу тенденций происходящих изменений.
Все более обостряющиеся противоречия между хозяйственной деятельностью общества и состоянием окружающей среды, способствовало введению в курс знаний об основных причинах, нарушающих устойчивость природных систем влияющих на качественное состояние природных компонентов в природных комплексах, снижающих способность природы воспроизводить ресурсы, необходимые для жизни человека, для дальнейшего развития общества. Изучение географии по программе способствует формированию научного мировоззрения учащихся, пониманию ими неразрывного единства природы и общества, роли географических и других наук в оптимизации отношений личности и природы. Программа закладывает основы экономического мышления и знаний о рациональном использовании ресурсов и условий окружающей среды, изменяет представление школьников а неисчерпаемости природной среды. Включает материал, который предполагает формирование новых целостных ориентаций по отношению к природе гуманистических идей, знакомит школьников с реальными экономическими проблемами современной науки.
Только при ярко выраженной экономической направленности географические знания могут приобрести не просто познавательную, но и большую научно-практическую и воспитательную ценность. Социализации географических знаний необходимые для подготовки самостоятельной жизни, способствует развитию учащихся как свободных и творчески мыслящих, верующих и чувствующих себя как продолжателей рода, нации личностей. В программе должны использоватся материалы об областях культуры в которых наиболее ярко проявился талант того или иного народа. На уроках должны дать понятия, что судьбы народов привязаны к определенной географической обстановке, нередко проистекают из нее, что культура человека формируется и развивается в определенной географической среде, которая влияет на него, но и сама меняется под его воздействием, знания пробуждают интерес и воспитывают уважение к культуре своего народа и других народов России.\ \
Географические дисциплины порождают потребность к знанием, стремление к поиску, постоянному самосовершенствованию, искренний интерес к познанию окружающего мира и внутреннего мира людей, чем-то отличающего от нас. И наконец, усиливается роль географических дисциплин как создателя в сознании школьников представления о непреходящей ценности духовных богатств людей.
1.2. Практическая работа “ Мое родословное древо”.
Практические знания позволяют учащимся самостоятельно проанализировать на основе работы с картой, пакетом статистических материалов и других источников знаний проявление общих закономерностей размещения хозяйства и общества. Такая структура курса закладывает основу пространственного мышления, позволяет лучше ориентироваться в современном мире.
Практическая работа – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать умения и навыки на уроках географии.Но и получить новые знания, часто выходящие за рамки учебника. Для выполнения практических работ узнают дополнительные сведения, позволяющие творчески подойти к выполнению заданий.
Современные ученые и философы признают огромную роль географической среды в развитии общества. Географическая среда представляет собой арену труда, среда предпосылку материального и духовного производства
Практическая работа: Изучение структуры населения России через родословное древо.
Работу можно выполнять в начале изучения темы “Населения России” как поисково-проблемную или в конце как обобщаюше-закрепляющую работу для 9 класса
Цели и задачи:
- Осознать сущность структуры населения России на примере своего родословного древо.
- Формирование навыков выполнения сбора статистических данных.
Перед выполнением работы необходимо вспомнить состав трудовых ресурсов , понятие “миграция”,национальный и религиозный состав.
Порядок выполнения работы
Первая части выполняется на уроке:
- По памяти постройте свое родословное древо.
- .Используя сведения тем: “Рынок труда”, “Миграция населения”, “Национальный и религиозный состав”, выявить и записать на родословном древе состав трудовых ресурсов, национальный и религиозный состав.
- На контурной карте показать путь миграции и размещения населения своего рода.
Вторая часть выполняется дома поэтому плану с родителями.
Для успешной работы учащимся понадобится следующие издания:
Алексеев А. И. География: населения и хозяйство России: Учебник для 9 кл.
Атлас: география России 8-9 кл.
Статистические сведения полученные от родителей, от близких родных людей.
Наше родословное древо учит помнить свои корни, имена своих прародителей, знать, что сделал каждый конкретный предок для своей страны, для своей семьи. Подростков увлекает работа по воссозданию облика родных, событий, когда приходится использовать разрозненные, а иногда отрывочные сведения .Им приходится уточнять даты, имена, географические названия, которые они слушают с удовольствием , с большим желанием и интересом записывают воспоминания их бабушек и дедушек. Когда подросток начинает знакомиться со своими корнями, у него формируется гордость за свою фамилию. Он осознает свою ответственность как продолжатель своего рода.