Цель:
- повторить и обобщить знания по информатике;
- развитие логического мышления; познавательного интереса, творческой активности учащихся;
- связать информатику с другими предметами;
- воспитывать уважение к сопернику, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- компьютерная программа MS PowerPoint;
- файл с презентацией, демонстрирующий тексты вопросов и заданий Приложение1;
- компьютерная программа для выбора номера вопроса;
- компьютерная программа игра “Учимся мыслить логически2”.
Ход игры:
Игра состоит их 16 вопросов и заданий. Одно очко дается за правильный ответ на один вопрос или за одно задание. Играют две команды. Побеждает команда, набравшая 7 очков. Программа-презентация демонстрирует на экране название игры и колесо с номерами вопросов. Сначала ассистент на компьютере выбирает случайно номер вопроса с помощью компьютерной программы. Затем ведущий выбирает на экране этот номер и демонстрируется вопрос или задание. Отвечает та команда, которая раньше поднимет руку. Если команда отвечает неправильно, то право ответа предоставляется другой команде. Когда ни одна команда не ответит правильно, очко переходит в следующий тур, т.е. при правильном ответе на следующий вопрос команда получает уже два очка и т.д.
Итог игры:
Команды награждаются памятными призами за победу и участие.
Вопросы и ответы “Брейн-ринга” по информатике.
1. Назовите устройства, которые служили для облегчения вычислений.
Ответ. Абак, счеты, суан-пан, логарифмическая линейка, арифмометр, калькулятор.
2. Когда появился манипулятор типа “мышь”, то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя этого персонажа.
Ответ. “Колобок” (источник – Математический энциклопедический словарь, 1988 г.)
3. Какая связь между городом в Англии, ружьем калибра 30 х 30 и одним из элементов компьютера?
Ответ. Они все связаны со словом “винчестер”.
4. О какой компьютерной программе идет речь в песне:
Он мне дорог с давних лет
И его милее нет –
Этих окон негасимый цвет.
Ответ. Речь идет об операционной системе Windows, хотя некоторые слова песни изменены (Windows – англ., окна).
5. Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру, давшему команду: “По порядку номеров – рассчитайся!”?
Ответ. “А в какой системе счисления считать?”
6. Ребусы.
Ответ. 1) Курсор, 2) Компьютер, 3) Дискета.
7. Расположить приведенные значения количества информации в порядке их возрастания:
- 106 килобайт;
- 106 бит;
- 1024 байта;
- 8000000 бит.
Ответ. 3), 2), 4), 1).
8. В приведенных текстах некоторые подряд идущие буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Найдите эти термины.
Искомые термины – элементы компьютера.
- Этот процесс орнитологи называют миграцией.
- Потом они торжествовали и радовались, как дети.
- По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.
Ответ. 1) Процессор; 2)Монитор; 3)Мышка.
9. Вам предложены слова, представляющие собой половину другого слова, связанного с информатикой и компьютерами, а так же комментарий к этому слову.
- Заданное слово: овод. Искомое слово: часть системного блока персонального компьютера.
- Заданное слово: карта. Искомое слово: носитель информации в компьютерах первых поколений.
- Заданное слово: ряд. Искомое слово: позиция в записи числа.
Ответ. 1) Дисковод; 2) Перфокарта; 3) Разряд.
10. Учебная игра “В яблочко!” Необходимо угадать четырехзначное число, называя по одной цифре. Цифры в числе не повторяются. Если цифра названа правильно, но стоит не на своем месте, то дырка будет на зеленом поле мишени. А если названная цифра на своем месте, то дырка будет на красном поле.
11. Перед вами - две колонки слов и словосочетаний Необходимо найти пары слов (по одному из каждой колонки), являющиеся синонимами.
1. Винчестер |
1. CD-ROM. |
2. Дискета. |
2. RAM. |
3. Лазерный диск. |
3. Графопостроитель. |
4. Монитор. |
4. Иконка. |
5. ОЗУ. |
5. Каталог. |
6. Папка. |
6. Жесткий магн. диск. |
7. Пиктограмма. |
7. Дисплей |
8. Плоттер. |
8. Компьютер. |
9. ЭВМ. |
9. Гибкий магн. диск. |
Ответ. 1-6, 2-9, 3-1, 4-7, 5-2, 6-5, 7-4, 8-3, 9-8.
12. Все наоборот
Приведенные словосочетания получены из словосочетаний, связанных с компьютерами и информатикой, слова в которых заменены на противоположные по смыслу, назначению, размерам и т.п.
- Беззвучный микрофон.
- Коллективные счеты.
- Гибкое кольцо.
Ответ.
- Звуковая колонка.
- Персональный компьютер.
- Жесткий диск.
13. Целое и часть.
Для каждого из терминов, представленных в левой колонке, необходимо в правой колонке указать понятие, являющееся его составной частью.
1. Байт. |
1. Файл. |
2. Системный блок. |
2. Кнопка. |
3. Клавиатура. |
3. Цифра. |
4. Меню. |
4.Бит. |
5. Папка. |
5. Клавиша. |
6. Число. |
6. Дисковод. |
7. “Мышь”. |
7. Пункт. |
Ответ. 1-4, 2-6, 3-5, 4-7, 5-1, 6-3, 7-2.
14. Заменить букву – получить новое слово.
- Бант.
- Болонка.
- Профессор.
- Риск.
- Ком.
Ответ. 1) Байт; 2) Колонка; 3) Процессор; 4) Диск; 5) Код.
15. Заменить букву – получить новое слово.
- Хобот.
- Интернат.
- Чистота.
- Пробег.
- Штифт.
Ответ. 1) Робот; 2) Интернет; 3) Частота; 4)Пробел; 5) Шрифт.
16. Антианаграмма. Заданные слова получены из некоторого слова по правилам анаграммы. Необходимо найти исходное слово.
- Фен, тело.
- Нал, сиг.
- Кость, яр.
Ответ. 1) Телефон; 2) Сигнал; 3) Яркость.
Содержание вопросов по материалам газеты “Информатика”.