Конспект интегрированного урока грамоты в 1-м классе "Знакомство с буквой Ц. Решение задач. Прописывание элементов печатных и письменных букв"

Разделы: Начальная школа


Тема: Знакомство с буквой Ц. Решение задач. Прописывание элементов печатных и письменных букв.

Цели:

  • Познакомить с буквой Ц и особенностями звука [Ц], учить составлять задачи по рисункам и решать их, учить правильному написанию печатной буквы Ц.
  • Развивать фонематический слух, познавательную активность.
  • Воспитывать чувство прекрасного.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Звучит песня  В. Шаинского «Песенка о цирке».

– Ребята, вы любите цирк?
– Я приглашаю вас на цирковое представление. Представьте, что вы находитесь под куполом цирка, а доска – это арена, где будет проходить выступление артистов цирка. Все представление с нами будут веселые клоуны. Их имена мы узнаем в конце урока

II. Знакомство с буквой Ц

– Клоуны дают вам первую подсказку. У каждого из них есть любимая птица. У одного – цапля, у другого – синица. Клоуны предлагают сделать анализ этих слов и отгадать первую букву.

                             

                                   

1. Звуковой анализ слов ЦАПЛЯ, СИНИЦА. (Дети дают подробную характеристику каждого звука)

– Сколько звуков в каждом слове?
– Сколько гласных?
– Сколько слогов?
– Какой ударный?
– Сколько согласных?
– Сколько твердых? Мягких?
– Сколько всего звуков в словах?
– С каким новым звуком мы познакомились?
– Звук [Ц] всегда твердый, и обозначается буквой Цц.

2. Написание буквы Ц (рабочая тетрадь «Грамота» №3, с.55)

а) Давайте поучимся её писать, но сначала сравним печатные и письменные буквы ц. Что вы о них можете сказать?
Напишите по три печатных заглавных и строчных букв Ц.

б) Жук «Буквоед» опять испортил часть букв, восстановите их.
– Сколько всего букв восстановили?
– Сколько заглавных?
– Строчных?

в) Потренируемся в написании письменной буквы Ц.
– Сколько элементов нужно для написания буквы?
– В какой букве уже встречался такой элемент?

– Вы неплохо потрудились и клоуны готовы открыть вам первую букву (Ц)

III. Составление слов из букв и их запись

– Внимание на арене веселый Арлекин. Он жонглирует не простыми шарами, на них есть буквы. Если будете внимательны, то сможете из этих букв составить слово.

– Что это за слово? (Цирк)
– Арлекин перепутал буквы не только на своих шарах, но и в ваших тетрадях. Догадайтесь, что это за слова? (Птица, цифра, отец).
– Какое слово лишнее? Почему?
– Молодцы! Открываем вторую букву. (У)

IV. Физминутка. (Под музыку песни В. Шаинского «Песенка о цирке»)

V. Решение задач

1. Работа с геометрическим материалом

– А сейчас на сцене веселая обезьянка. Обезьяны – животные хитрые, и задание у нее непростое. Выполнив его, вы сможете открыть следующую букву.

– Назовите все фигуры.
– Сколько всего фигур на рисунке?
– Сколько красных фигур?
– Сколько фигур другого цвета?
– Найдите маленькую фигуру, не зеленую, не желтую, не круг. (Это маленький красный треугольник)
– Открываем третью букву имени (Р)

2. Работа по составлению задач

Следующее задание предлагает медведь. (Рабочая тетрадь «Грамота» №3, с.56.) Он большой сластёна и задание у него сладкое.

– Сколько ягод у медведя?
– Посмотрите в свои тетради и составьте задачу про клубнички и медведя.
– Как решить эту задачу? (9 – 5 = 4)
– Еще одна задача от клоунов-близнецов. У них все одинаковое и они все делят пополам. Сколько было всего шаров? (10)

– Как делили шары близнецы? (поровну)
– Составьте задачу на деление и решите её. (10 : 2 = 5)
– Молодцы! Открываем четвертую букву (Л)

VI. Физминутка. (По тренажеру Базарного) (Приложение 1.)

VII. Составление словосочетаний

– А этот артист просит вашей помощи. Клоун Бим не умеет подбирать пары к словам. А вы умеете?
– Например: клоун – какой? (Веселый, грустный, смешной)

ЗЕЛЕНАЯ
РАДОСТНОЕ
ВЕСЁЛЫЙ
ШИРОКАЯ

ЛИЦО
ЛЯГУШКА
УЛИЦА
ЦИРК

 

– Молодцы, у вас получается. Значит вы легко справитесь с заданием учебника. (учебник «Грамота» с.181) А чтобы вам было легче, я его вынесла на доску.
– Подберите к каждому слову из левого столбца подходящее слово из правого столбца. Отлично. Открываем пятую букву (Я)
– Итак, первого клоуна зовут – Цурля

VIII. Классификация слов и их запись (рабочая тетрадь «Грамота» №3, с.57)

– Клоун Клёпа очень красиво пишет и предлагает вам выбрать и так же красиво написать в своих тетрадях по одному слову на каждую букву.

Ч: …………………
Ц: …………………
Щ: ………………..

– Молодцы.  А теперь задание на внимание. Настоящий клоун должен быть очень внимательным. Найдите лишнюю букву в каждой группе и объясните, почему она лишняя (задание в тетради).

– Второй клоун открывает вам букву, которой его имя отличается. Как зовут второго клоуна? (Цирля)

IX. Итог урока

– В конце представления артистам обычно дарят цветы.

– Раскрасив дома эти картинки, вы узнаете, какие цветы подарили участникам нашего представления, а заодно и зрительно запомните букву Ц.
– Кому понравился урок?
– Кому было трудно?
– Кто узнал что-то новое?
– Спасибо всем за работу.
– Представление окончено. Прожектора погасли, и артисты отправились отдыхать перед следующим представлением.