Преемственность дошкольного образования и начальной школы

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время необходим новый взгляд на проблему реализации преемственности дошкольного образования и начальной школы, так как сегодня между ними не существует надёжной связи. Преемственность этих ступеней образования не может рассматриваться только как согласованность программ. Она должна охватывать также цели, задачи, методы, средства, формы организации обучения и воспитания.

Несовпадение целей дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) (сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, всестороннее общее развитие, становление личности ребёнка и т. д.) и начальной школы (формирование практических навыков чтения, письма, счёта и т. п.) ведут к невостребованности образования, полученного ребёнком в детском саду. Так, готовность к школе часто рассматривается как определённый объём полученных знаний и умений, а несформированность фундаментальных личностных качеств, служащих основой успешности школьного образования.

С другой стороны, появление тенденции раннего изучения программ для начальной школы зачастую ведёт к дублированию школьных предметов и излишнему увлечению “школьными” формами обучения (фронтальные занятия, контроль за усвоением знаний и умений и др.). В таких условиях часто недооценивается игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве, не учитывается самоценность каждого возрастного этапа развития ребёнка. Наряду с этим обнаруживается перегрузка дошкольников узкопредметными знаниями и умениями, которые порой не осознаются детьми, а запоминаются как заученные факты. Для устранения указанных выше противоречий в реализации преемственности ДОУ и начальной школы необходимо соблюдение следующих условий:

  • Сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребёнка;
  • Обеспечение поступательного возрастного развития дошкольника и младшего школьника;
  • Для начального образования: опора на достижения дошкольного детства;
  • Согласованность программ ДОУ и начальной школы;
  • Сохранение ведущих видов деятельности (на дошкольной ступени образования – игровой, на начальной школьной – учебной);
  • Устранение дублирования программ;
  • Сотрудничество учителей и воспитателей (взаимопосещение занятий, уроков, проведение совместных совещаний по вопросам преемственности дошкольной и начальной ступеней образования и др.);
  • Создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребёнка;
  • В дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию психологической готовности детей к школе (развитию восприятия, воображения, художественно – творческой деятельности и пр.);
  • Дошкольное образование должно стать обязательным и общедоступным.

Изучив совместно с начальной школой на семинарах, консультациях, педсоветах все проблемы готовности детей к школе, их адаптацию и успешность в обучении, была разработана программа преемственности “Детский сад – начальная школа”.

Мы предлагаем вам мини – педсовет “Преемственность ДОУ и школы”, который проходит ежегодно в августе месяце, одним из вопросов которого является утверждение плана работы на год (Приложение).

Для повышения уровня знаний родителей организована “Школа для родителей будущих первоклассников”. План работы составляется по запросам родителей. Посещают “Школу” родители старшей и подготовительной групп, а также не посещающих детей.