Музыкальный салон "Пушкин и музыка"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Дорогие друзья! Мы рады встрече с вами в нашем “Музыкальном салоне”. Сегодня мы вернемся на 196 лет назад, в то время, когда женщины носили красивые, пышные платья, а мужчины строгие фраки. Когда по улицам ездили кареты, запряженные лошадьми, а на балах звучала классическая музыка.

Звучит “Фугетта” Карулли. Исполняют А. Ольхин и Д. Белькова. (гитара)

Именно тогда, в начале 19 века, было открыто необычное учебное заведение - Лицей. А состоялось это открытие 19 октября 1811 года в одном из пригородов Москвы - Царском селе (сейчас это город Пушкин).

Видеозапись царского села и музея “Лицей Пушкина”

В лицей было принято 30 мальчиков из дворянских семей, среди которых был и Александр Пушкин. Пушкинский Лицей размещался в четырехэтажном здании, которое соединялось аркой с царским Екатерининским дворцом. В арке была лицейская библиотека, на 4 этаже – комнаты воспитанников. На других этажах залы, учебные классы, хозяйственные помещения. Учиться лицеистам предстояло 6 лет, без отъездов на каникулы к родителям. Лицеисты постигали не только точные науки, но и воспитывались духовно : рисуя картины, слушая классическую музыку, постигая тонкости хореографического искусства. Может быть соприкоснувшись с прекрасным мы тоже станем чуточку добрее, талантливее, душевнее?

Музыкальный номер: Шуман “Марш”. Исполняет Агеева Е. (фортепиано)

Лицей готовил государственных деятелей и политиков. Но лишь А. Пушкин обессмертил свое имя великой поэзией. Читаешь пушкинские строки и кажется, что только там и тогда в начале 19 столетия, существовали благородная дружба, мудрые наставники, высокая поэзия. Традиции Лицея воспитывали не меньше, чем люди, а чувство гордости за свое учебное заведение не заменит даже самая совершенная педагогическая система.

Учебные предметы были самые разнообразные: история, математика, иностранные языки, фехтование и многие другие. Лицеист Пушкин не был успешен в математике, но зато блестяще владел французским языком, российской словесностью, фехтованием. Главное же – в Лицее Пушкин состоялся как поэт.

А те дни- во мгле дубравных сводов
Близ вод, текущих в тишине,
В углах лицейских переходов
Являться муза стала мне…

В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось бы в музыке, как творчество Пушкина. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни.

“Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки”, - писал А. Н. Серов. А замечательный русский композитор А. К. Лядов говорил: “О Пушкин, Пушкин! Вечный, лучезарный, свободный художник… Вот перед кем могу стоять на коленях!”

Если роль творчества Пушкина так велика в развитии русской музыкальной культуры, то не менее интересно проследить, какое же значение имело музыкальное искусство в жизни и творчестве самого поэта.

Сила воздействия музыки на Пушкина была очень велика. Часто, упоенный звуками, поэт произносил: “И замереть и умереть можно…”

С детских лет и до конца дней Пушкин сохранил любовь к народной музыке и песне. Вспоминая юношеские годы, поэт писал, обращаясь к няне:

Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.

Звучит запись Романс Яковлева “Зимний вечер”.

Ребята, давайте сейчас немного пофантазируем и представим себе, что каждый из вас – композитор. Послушайте, пожалуйста стихотворение Пушкина “Зимняя дорога”, а после ответьте, какую бы музыку вы написали к этому стихотворению ? А именно в каком характере и темпе его можно было бы исполнить?

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
На печальные поляны льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный утомительно гремит.
Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика.
То разгулье удалое, то смертельная тоска.
Ни огня, ни черной хаты. Дождь и снег.
Навстречу мне только версты полосаты
Попадаются одне.

(Ответы учащихся)

А теперь послушайте романс “Зимняя дорога” в исполнении учителя музыки Агеевой Р. А.

Музыкальный номер: романс на слова А.С. Пушкина, музыка Н.П. Елисеева

В Царскосельском лицее теперь музей. Проходя по его залам мы до сих пор вдыхаем атмосферу высокой духовности и дружбы лицеистов. Множество воспоминаний написано выпускниками разных лет, чтобы сохранить для следующих поколений “прекрасный союз” лицейский друзей. Поэт Илличевский А.Д. посвятил лицею в1822 году следующие строки: (музыка “Овод”)

Стихотворение Илличевского А.Д. ( на 19 октября 1822 года). читает А.Полтавский.

В одно время с Пушкиным жили и создавали свои прекрасные произведения такие выдающиеся композиторы как: Шуберт, Россини, Бетховен, Вебер. Произведения этих композиторов не потеряли своей красоты, несмотря на то, что были созданы почти 200 лет назад. Они так же волнуют каждого из нас. Слушая звуки этих произведений, хочется, и плакать, и смеяться. Они помогают нам на мгновение остановиться и задуматься о Вечном и всегда прекрасном. Сейчас вы увидите и услышите произведение Сергея Рахманинова “Вокализ”в исполнении преподавателя Темиртауского музыкального училища, человека, посвятившего себя музыке Альфреда Риппе.

Просмотр видеофрагмента выступления А. Риппе

Как и где рождается музыка? Наверное это не важно. Сегодня путешествуя по страничкам воспоминаний о Царскосельском Лицее мы поняли, что для настоящей музыки, написанной не просто пером, а душой, неважно, где и когда она была написана. Она всегда прекрасна и современна.

Музыкальный номер: “Маленькая ночная Серенада” В. Моцарт исполняют Т. А. Изюмка и Н. В. Кнауб.

Мы благодарим вас за посещение нашего салона и желаем вам всего самого доброго. До новых встреч, друзья.