Цели.
- Знакомство с историей плетения.
- Развитие познавательных качеств, интереса к плетению.
- Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
Оборудование.
- Плетеные изделия, фото, рисунки, бумага, ручки, карандаши, краски.
- Элементы костюма разных эпох
I Орг. Момент.
Проверка готовности к занятию.
II Объявление темы и цели занятия.
III Теоретическая часть.
Демонстрация рисунков различных плетеных изделий.
- Как вы думаете, это современные изделия? (нет)
- Что между ними общего? (они плетеные)
- Как вы думаете, какое из ремесел самое древнее?
Первый гость (древний человек)
Ткачество, как и прядение, возникло в эпоху неолита 8000 лет до н. э.и широко распространилось в первобытном обществе. Нити человек начал скручивать из шерсти животных, затем из волокон различных растений. Переплетая взаимно перпендикулярные нити— продольные (основа) и поперечные (уток) — люди смогли изготовить ткань. Изобретение ткачества является важнейшей составной частью неолитической революции. Оно изменило быт первобытного человека: из тканей стали шить одежду.
Слово педагога.
А плетение считается прообразом ткачества.
Сначала человек ловил рыбу руками, потом научился делать крючки, гарпуны, специальные заграждения для ловли рыбы, и, наконец, рыболовные снасти в виде воронок.
Демонстрации моделей рыболовных снастей.
Рассуждения детей о материале, способах их изготовления, применения, названиях.
И вот эти мерды, нерета и т.д. через тысячелетия превратились в корзины, лукошки, хлебницы, вазы и многое, многое другое. Плетеные вещи настолько универсальны, что это ремесло распространено практически у всех народов мира.
Второй гость (египтянин)
Самые древние плетеные изделия были найдены археологами в Египте и на Ближнем Востоке. В гробнице Тутанхамона, например, обнаружены два плетеных стула, так хорошо сохранившихся, что вполне могли бы украсить современный интерьер.
Третий гость (житель Древнего Рима)
Восставшие гладиаторы в армии Спартака плели легкие и прочные боевые щиты из виноградной лозы. А когда они были прижаты войсками Рима к краю отвесной пропасти, за одну ночь сумели сплести длинные прочные лестницы, спуститься по ним со скалы и ударить нам в тыл, а нам пришлось спускаться в ту же пропасть, но уже без лестниц…
Рассказ педагога о развитии ремесла плетения в России, о современном состоянии промысла. Коротко о центрах плетения, о промышленном производстве плетеных изделий.
Сейчас необычное задание: написать небольшой рассказ о том, как или почему человек перестал довольствоваться теми орудиями рыбной ловли, которые у него были, и придумал новые, плетеные. Может быть какое-то событие подтолкнуло его к этому. Желающие могут снабдить свой рассказ иллюстрациями.
Оди-два готовых рассказа можно прочитать.
IV Подведение итогов.