Тема: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Тип урока: урок-закрепление.
Цели урока:
- научиться узнавать бессоюзные сложные предложения;
- научиться устанавливать смысловые отношения между частями БСП;
- научиться правильно выбирать знаки препинания (двоеточие);
- научиться употреблять предложения данной конструкции в речи.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания (8–10 мин.)
а) Проверка правила (работа в парах).
б) Упр. 145.
Оценить:
«3» – выписать только предложения с двоеточием,
указав его номер;
«4» – составить схемы и объяснить постановку
знака;
«5» – по составу – «звучность».
1. [ ] :
[
]. (потому что)
2. [ ] :
[
]. (а именно)
4. [ ] :
[ ] ,
[
]. (а именно; и)
5. [ ] :
[
]. (и увидел, что)
6. [ ] :
[ ,
]. (а именно)
7. [ ] :
[ ] ,
[
]. (что)
2. Закрепление
а) Выборочное (осложненное) списывание (4 мин. + 3 мин. на проверку)
Из предложенных пар выбрать только предложения с уточняющими членами. Провести лексическую работу.
А)
1. Погода была ужас…ная мокрый снег падал
хлопьями.
2. Метель не утихала небо не про…снялось.
Б)
1. Алексей Толстой утверждал труд буд…т в
человеке творческие силы.
2. Всю дорогу до хутора молчали г…ворить
мешала тряская езда.
В)
1. Он был мастер на все руки слесарь, столяр,
плотник и даже механик.
2. Я вижу кто(то) скачет на лихом коне.
Г)
1. Я поднял глаза высоко в небе неслись над
станицей птиц… .
2. Безветрие и все небо залито ровной
синевой.
Оценить:
2 предложения – «3»;
3 предложения – «4»;
4 предложения – «5».
Лексическая работа
Хутор – 1. Обособленный земельный
участок с усадьбой владельца. 2. На Украине, на
Дону, на Кубани: крестьянский поселок, обычно
небольшой.
Станица – большое селение в
казачьих районах. Донские станицы.
б) Конструирование предложений (4 мин. + 3 мин. на проверку)
Собрать «рассыпавшееся» предложение.
1. Я путешествовал мало: не позволяло здоровье.
Путешествовал, я, мало, не, здоровье, позволяло.
2. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо.
Меня, я, вдруг, кто-то, за, плечо, берет, чувствую.
3. Маша очень обрадовалась: она в первый раз
получала подарки.
Обрадовалась, она, в, подарки, Маша, получала, раз,
очень, первый.
4. Неожиданно погода испортилась: поднялся
сильный ветер, пошел снег.
Снег, неожиданно, пошел, погода, ветер,
испортилась, сильный, поднялся.
Оценить:
2 предложения – «3»;
3 предложения – «4»;
4 предложения – «5».
в) Составление схем предложений (5 мин.)
(Предложения читаю)
1. Мы увидели эту книгу на витрине книжного
магазина, когда возвращались домой.
[ ], (когда). СПП с
придаточным обстоят. причины.
2. Книг я читаю много: это доставляет мне
удовольствие.
[ ] :
[ ]. БСП
(причина)
3. Я с жадностью читал новые книги, которые
поступали к нам в библиотеку.
[ сущ .], (которые). СПП с придаточным
определительным.
4. Любите книгу: она поможет вам разобраться в
пестрой путанице мыслей.
[ ] :
[ ]. БСП (причина)
5. Однажды Анатоль Франс сказал: «Словарь является вселенной, уложенной в алфавитном порядке».
А: «П».
Оценить по количеству верных схем.
3. Рефлексия
– Что нового узнали?
– Каким приемом пользовались?
– Чем интересна тема?
Ответы учеников.
1. Совершенно новый случай постановки двоеточия. До этого мы знали двоеточие после обобщающего слова при однородных членах, а также при прямой речи.
2. Интересно превращать бессоюзные предложения в союзные. Если получается ССП, то надо ставить запятую или точку с запятой. Если – СПП, надо ставить двоеточие.
3. Интересно рассматривать смысловые отношения между частями БСП: указание причины, пояснение, дополнение.
4. Легко составлять схемы.
5. Интересно работать с тренажером.
– Что оказалось трудным?
Ответы учеников.
1. Смысловые отношения между частями БСП выражены менее четко, чем между частями союзных предложений. Поэтому иногда сомневаюсь в выборе знака.
2. Путаю БСП с простым предложением, в котором есть обобщающее слово при однородных членах.
3. Затрудняюсь, если одна из частей – односоставное предложение.
Из пяти оценок вывести общую, обвести в кружок.
4. Творческое задание
Президент Российской Федерации В.В.Путин объявил 2007 год Годом русского языка. Предлагаю написать рассказ на тему «Мой родной язык – русский» с использованием бессоюзных сложных предложений, между частями которых ставится двоеточие.
Домашнее задание. П.11, повторить правило, упражнение 149 (1), «5» – разбор.
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.
1. Я живу в России, мой родной язык – русский. Я знаю, что это очень сложный язык, но в то же время он необычайно богат и красив. Изучать законы языка, узнавать новые правила, становиться более грамотной мне не просто интересно, а необходимо. Я считаю: моей стране нужны образованные люди.
2. Русский язык для меня – один из самых сложных предметов в школе. Как наука, он включает в себя много разделов. Это фонетика, орфография, лексика, морфология, словообразование, синтаксис и пунктуация. Не все я понимаю одинаково хорошо, но стараюсь: свой родной язык нужно знать обязательно.
3. Русский язык в моей жизни играет важную роль: на нем я говорю, читаю, думаю. Но я воспринимаю родной язык не только как средство общения. Я вижу в нем источник культуры и стараюсь овладеть всеми нормами русского языка.
4. Русский язык – это язык нашей нации. Это мой родной язык. Он разнообразен настолько, что позволяет передать не только необходимую информацию, но и выразить чувства. Этому способствуют художественные средства. Русский язык необыкновенно богат: он имеет эпитеты, метафоры, олицетворения и многое другое. Я стараюсь использовать эти средства в своей письменной речи во время написания сочинений.
5. Я горжусь русским языком: он является одним из наиболее богатых и развитых языков мира. Красотой русского языка восхищались многие великие люди: Ломоносов и Белинский, Тургенев и Паустовский. Я учила наизусть некоторые их высказывания и считаю, что мы, жители России, – счастливые люди, обладающие таким богатством, как русский язык.
6. Русский язык – язык великого русского народа. Я горжусь, что могу говорить и учиться на своем родном языке. Русский язык богат. Изучайте родной язык: он поможет вам грамотно выражать свои мысли.