Урок русского языка в 9-м классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Разделы: Русский язык


Тема: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

Тип урока: урок-закрепление.

Цели урока:

  • научиться узнавать бессоюзные сложные предложения;
  • научиться устанавливать смысловые отношения между частями БСП;
  • научиться правильно выбирать знаки препинания (двоеточие);
  • научиться употреблять предложения данной конструкции в речи.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания (8–10 мин.)

а) Проверка правила (работа в парах).

б) Упр. 145.

Оценить:

«3» – выписать только предложения с двоеточием, указав его номер;
«4» – составить схемы и объяснить постановку знака;
«5» – по составу – «звучность».

1. [              ] : [              ].     (потому что)
2. [              ] : [              ].     (а именно)
4. [              ] : [              ] , [              ].    (а именно; и)
5. [              ] : [              ].     (и увидел, что)
6. [              ] : [         ,    ].     (а именно)
7. [              ] : [              ] , [              ].     (что)

2. Закрепление

а) Выборочное (осложненное) списывание  (4 мин. + 3 мин. на проверку)

Из предложенных пар выбрать только предложения с уточняющими членами. Провести лексическую работу.

А)
1. Погода была ужас…ная  мокрый снег падал хлопьями.
2. Метель не утихала  небо не про…снялось.

Б)
1. Алексей Толстой утверждал  труд буд…т в человеке творческие силы.
2. Всю дорогу до хутора молчали   г…ворить мешала тряская езда.

В)
1. Он был мастер на все руки  слесарь, столяр, плотник и даже механик.
2. Я вижу  кто(то) скачет на лихом коне.

Г)
1. Я поднял глаза  высоко в небе неслись над станицей птиц… .
2. Безветрие   и все небо залито ровной синевой.

Оценить:

2 предложения – «3»;
3 предложения – «4»;
4 предложения – «5».

Лексическая работа

Хутор – 1. Обособленный земельный участок с усадьбой владельца. 2. На Украине, на Дону, на Кубани: крестьянский поселок, обычно небольшой.
Станица – большое селение в казачьих районах. Донские станицы.

б) Конструирование предложений  (4 мин. + 3 мин. на проверку)

Собрать «рассыпавшееся» предложение.

1. Я путешествовал мало: не позволяло здоровье.
Путешествовал, я, мало, не, здоровье, позволяло.

2. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо.
Меня, я, вдруг, кто-то, за, плечо, берет, чувствую.

3. Маша очень обрадовалась: она в первый раз получала подарки.
Обрадовалась, она, в, подарки, Маша, получала, раз, очень, первый.

4. Неожиданно погода испортилась: поднялся сильный ветер, пошел снег.
Снег, неожиданно, пошел, погода, ветер, испортилась, сильный, поднялся.

Оценить:

2 предложения – «3»;
3 предложения – «4»;
4 предложения – «5».

в) Составление схем предложений (5 мин.)

(Предложения читаю)

1. Мы увидели эту книгу на витрине книжного магазина, когда возвращались домой.
[          ], (когда).  СПП с придаточным обстоят. причины.

2. Книг я читаю много: это доставляет мне удовольствие.
[          ] : [          ].   БСП (причина)

3. Я с жадностью читал новые книги, которые поступали к нам в библиотеку.
[    сущ .], (которые). СПП с придаточным определительным.

4. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей.
[          ] : [           ]. БСП (причина)

5. Однажды Анатоль Франс сказал: «Словарь является вселенной, уложенной в алфавитном порядке».

А: «П».

Оценить по количеству верных схем.

3. Рефлексия

– Что нового узнали?
– Каким приемом пользовались?
– Чем интересна тема?

Ответы учеников.

1. Совершенно новый случай постановки двоеточия. До этого мы знали двоеточие после обобщающего слова при однородных членах, а также при прямой речи.

2. Интересно превращать бессоюзные предложения в союзные. Если получается ССП, то надо ставить запятую или точку с запятой. Если – СПП, надо ставить двоеточие.

3. Интересно рассматривать смысловые отношения между частями БСП: указание причины, пояснение, дополнение.

4. Легко составлять схемы.

5. Интересно работать с тренажером.

– Что оказалось трудным?

Ответы учеников.

1. Смысловые отношения между частями БСП выражены менее четко, чем между частями союзных предложений. Поэтому иногда сомневаюсь в выборе знака.

2. Путаю БСП с простым предложением, в котором есть обобщающее слово при однородных членах.

3. Затрудняюсь, если одна из частей – односоставное предложение.

Из пяти оценок вывести общую, обвести в кружок.

4. Творческое задание

Президент Российской Федерации В.В.Путин объявил 2007 год Годом русского языка. Предлагаю написать  рассказ на тему «Мой родной язык – русский» с использованием бессоюзных сложных предложений, между частями которых ставится двоеточие.

Домашнее задание. П.11, повторить правило, упражнение 149 (1), «5» – разбор.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.

1. Я живу в России, мой родной язык – русский. Я знаю, что это очень сложный язык, но в то же время он необычайно богат и красив. Изучать законы языка, узнавать новые правила, становиться более грамотной мне не просто интересно, а необходимо. Я считаю: моей стране нужны образованные люди.

2. Русский язык для меня – один из самых сложных предметов в школе. Как наука, он включает в себя много разделов. Это фонетика, орфография, лексика, морфология, словообразование, синтаксис  и пунктуация. Не все я понимаю одинаково хорошо, но стараюсь: свой родной язык нужно знать обязательно.

3. Русский язык в моей жизни играет важную роль: на нем я говорю, читаю, думаю. Но я воспринимаю родной язык не только как средство общения. Я вижу в нем источник культуры и стараюсь овладеть всеми нормами русского языка.

4. Русский язык – это язык нашей нации. Это мой родной язык. Он разнообразен настолько, что позволяет передать не только необходимую информацию, но и выразить чувства. Этому способствуют художественные средства. Русский язык необыкновенно богат: он имеет эпитеты, метафоры, олицетворения и многое другое. Я стараюсь использовать эти средства в своей письменной речи во время написания сочинений.

5. Я горжусь русским языком: он является одним из наиболее богатых и развитых языков мира. Красотой русского языка восхищались многие великие люди: Ломоносов и Белинский, Тургенев и Паустовский. Я учила наизусть некоторые их высказывания и считаю, что мы, жители России, – счастливые люди, обладающие таким богатством, как русский язык.

6. Русский язык – язык великого русского народа. Я горжусь, что могу говорить и учиться на своем родном языке. Русский язык богат. Изучайте родной язык: он поможет вам грамотно выражать свои мысли.