Цель урока:
- изучить силу, действующую на погруженное в жидкость или газ тело;
- формирование умения анализировать, делать выводы;
- воспитание активности.
Тип-урок-исследование
Оборудование: тело, мензурка, динамометр, виды жидкости,
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос-загадку:
Кто решит известный спор,
Почему плывет линкор,
Но потонет гвоздик малый,
Хоть он из того же металла?
Чтобы решить этот спор, мы должны сначала изучить материал нашего урока.
2. Подготовка к новому материалу.
Повторение формул в виде игры домино по заранее подготовленным карточкам.
Построить логическую цепочку
3. Объяснение нового материала.
Прошу учащихся экспериментально определить объем воды в мензурке до и после погружения тела.
V1- объем воды в мензурке до погружения тела
V2- объем воды мензурке после погружения тела
V- Объем погруженного тела
Прошу учащихся измерить объем погруженного тела с помощью линейки.
Погруженное тело нужно взять в виде простой геометрической фигуры. В 7 классе учащиеся умеют рассчитывать объем по формуле: V= abc.
Теперь предлагаю учащимся сравнить результаты двух экспериментов и сделать вывод, учащиеся самостоятельно дают формулировку закону Архимеда:
Объем погруженного тела равен объему вытесненной жидкости.
Предлагаю учащимся провести следующий эксперимент определить вес тела в воздухе и в воде, сравнить полученные результаты. Учащиеся видят, что вес тела в воздухе больше веса тела в воде, так как на тело действует выталкивающая сила.
H1-уровень жидкости, который создает давление на верхнюю грань тела
H2- уровень жидкости, который создает давление на нижнюю грань тела
H- высота тела
F=F2-F1
F=S(P2-P1)=Gs(H2-H1)= gV
F=gV
Выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость или газ тело, называется силой Архимеда.
4. Закрепление нового материала.
1). Прошу дать объяснение на вопрос-загадку, поставленную в начале урока.
2). Работа с вопросами картинками.
Примерное задание:
На каком из рисунков на тело действует больше сила Архимеда. Почему?
3). Объяснить эксперимент с картофелем, погруженным в пресную и соленную воду. Почему в пресной воде картофель тонет, а соленной воде картофель плавает?
5. Решение задач примерного типа:
- Чему равна выталкивающая сила, действующая на тело объемом 200мл, погруженного в бензин?
- Брусок размером 50см*20см*10см погрузили в воду. Чему равна сила Архимеда, действующая на брусок?
- Чему равна сила Архимеда, действующая на стеклянное тело массой 500г в соленной воде?
- Чему равна масса алюминиевого тела, если сила Архимеда, действующая на тело в керосине, равна 400Н?
- Чему равна плотность тела, если вес тела в воздухе 15Н, а вес этого тела в воде 14,2Н?
6. Итог урока
7. Рефлексия
- Что на уроке для вас было самым важным?
- В чем заключались трудности?
- Оцените свою деятельность по 5-бальной системе?