Урок математики в 4-м классе "Действия с натуральными числами"

Разделы: Начальная школа


Цель: проверить умения: работать устно, решать примеры на действия с натуральными числами, решать уравнения и задачи; рассмотреть числовые и буквенные выражения.

Задачи:

  • обучающие: знать различные правила действий с числами, уметь применять их при решении примеров, задач, уравнений; рассмотреть числовые и буквенные выражения, их отличие и сходство;
  • развивающие: вычислительные умения и навыки; логическое мышление;
  • воспитывающие: самостоятельность, умение работать в коллективе, внимание.

Ход урока

1. Сценка:

Действующие лица:

  • Ведущий.
  • Вася.
  • Ошибка.
  • Король Равенство.
  • Баба Яга.
  • Тигр.
  • Ноль.
  • Знаки.

Ведущий: Есть на свете удивительная страна – страна чисел. В ней живут разные числа и знаки. Есть в этой стране король…

Входит король, садится на трон, рядом с двух сторон стоят знаки.

Знаки: Вот король наш Равенство, Равенство, Равенство. Он нам очень нравится, нравится, нравится.

Ведущий: Все в этой стране были дружными и счастливыми. Они жили по строгим математическим законам. НО однажды в страну чисел забрела Ошибка.

Входит Ошибка.

Ошибка: Здравствуйте! Жители Страны чисел и ты, король. Я, так и быть, соглашусь править в вашей стране. Уступай мне трон.

Все смеются.

Король: Уходи прочь! Или я попрошу своих верных помощников выгнать тебя силой!

Ошибка дует на резанные листки блестящей бумаги, подбегает к доске, на которой написаны примеры, и исправляет плюс на минус, умножение на деление, равенства на неравенства.

Ошибка: А теперь ты тоже так уверен в своей силе?

Все в растерянности.Потом знаки начинают кричать на короля.

Знаки: Все неправильно! Это ненастоящий король! Никакого порядка! Долой Равенство!

Ошибка: Подданные! С сегодняшнего дня я, Моя Нелепость Ошибка, - ваш король. Схватите это ничтожество и бросьте его в тюрьму.

Знаки хватают короля и запихивают его под учительский стол.Все уходят.

Ведущий: Все смешалось в Стране чисел, все знаки и числа стали ссорится и даже драться. Не известно, чем бы закончилась эта история, но приехал туда на каникулы друг короля Равенства – пятиклассник Вася, круглый отличник по математике.

Входит Вася.

Вася: Что лучилось? Я не узнаю этой прекрасной страны. Надо все узнать подробнее. Пойду к Бабе Яге, она все знает. (Подходит к избушке, в окне Баба Яга.) Избушка, Избушка, встань к лесу задом, ко мне – передом.

Баба Яга: Сначала вычисли объем моей избушки, а потом приказывай. Высота – 2 метра, длина – 3 метра, ширина – 3 метра

Вася: Так. Чтобы вычислить объем, надо длину умножить на ширину и на высоту. Итак:

3 X 3 X 2 = 18 м.

Поворачивайся!

Баба Яга: Ишь какой шустрый! У тебя здесь Ее Нелепость Ошибка. Исправляй!

Вася: Так вот же она! Не 18 м, а 18 кубических метров.

Баба Яга:

Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я,
Наконец – то ты, Васятко,
Баба Ежке угодил.

(Поворачивается, шепчет Васе на ухо; потом громко) Ты должен пройти 3 испытания, которые тебе будет посылать Ошибка. Справишься – освободишь короля и всю страну, а не справишься – пиши пропало. Вот тебе волшебный платок, но воспользоваться им ты сможешь только один раз. Иди.

Вася походит к Ошибке.

Вася: Я хочу освободить короля Равенство и боюсь никаких испытаний!

Ошибка: Ну-ну, посмотрим!

Входит тигр и надвигается на Васю.

Тигр: Я сейчас погонюсь за тобой со скоростью 100 м/мин, ты будешь убегать со скоростью 80 м/мин. За сколько минут я догоню тебя и съем, если расстояние между нами 100 м?

Тигр надвигается на Васю.

Вася: (торопливо) Сосчитаем скорость сближения: 100 – 80 = 20. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость. 100 : 20 = 5. Пять минут!

Тигр: Эх, опять остался без обеда!

Ошибка: (злобно) Хорошо, справься со вторым заданием!

Входит Ноль.

Ноль: Реши примеры! 15 X 0?

Вася: 0.

Ноль: 0 : 5?

Вася: 0.

Ноль: 0 в квадрате?

Вася: 0.

Ноль: 1 : 0?

Вася: На ноль делить нельзя!

Ноль: Ошибка! Я сделал все, что мог! (Опускает руки, уходит)

Ошибка: Сейчас ты будешь иметь дело со мной! Со сколькими моими воинами ты можешь сравняться?

Вася: С пятью.

Ошибка дует на бумагу.

Ошибка: Мои воины, которые охраняют Равенство, могут съесть на обед 8 котлет. Им привозят 40 котлет. Сколько у меня воинов?

Вася (как в тумане): 40 : 8 = 4; 4 X 8 = 32;

40 – 32 = 8; 8 : 8 = 1. Значит, получается 41. Не может быть!

Деление проверятся умножением: 41 X 8; 8 X 1 = 8; 8 X 4 = 32; 8 + 32 = 40. Вроде все верно!

Ошибка: Хи-хи-хи! Говори ответ!

Вася вытирает платком лоб волшебным платком.

Вася: 5!

Ошибка стонет и убегает,

Вася идет к доске, исправляет все примеры, достает из-под стола Равенство, Король усаживается на троне.

Все знаки жмут друг другу руки, встают рядом.

Решение: Мы отправимся в Страну чисел, проверим свои знания на действия с натуральными числами.

2. Устный счет: (ответы на листок)

Задания для 4 “А”: ученикам выдаются задания серии от А до L, взаимопроверка одинаковых серий. Потом сдают ассистентам (из числа участников сценки), они проверяют и сообщают итог.

Задания для 4 “Б”:

  • увеличить 15 в 2 раза;
  • разделить 130 на 10;
  • число 156 умножить на 0 и результат увеличить на 2;
  • скорость автомашины 60 км/ч, расстояние, которое она пройдет за 3 часа;
  • 180 : 0;
  • 132 · 1;
  • в одном мешке 4 шара, а в другом в 3 раза больше; сколько в двух;
  • из 200 вычесть 13;
  • 152 разделить пополам;
  • 11 умножить на 60;
  • 327 уменьшить в 3 раза;
  • на одной полке 16 книг, на другой 10 книг; сколько на третьей, если их вместе 40; 13) 142 уменьшить на 7;
  • 2500 : 50;
  • 1 число 14, 2 – на 2 больше, их сумма;
  • вычесть 50 из 125;
  • сложить 831 и 17;
  • 153 + 0;
  • за 3 кг яблок заплатили 540 тенге; 1кг
  • 630 : 90.

Поменяться листочками с соседом, читаем ответы, проверяем. Выставляем оценку с расчетом: 20 – 18 – “5”; 14 – 17 - “4”; 10 – 13 – “3”.

Итог (счетная комиссия из числа учеников, участвовавших в сценке)

Каждому ученику листок с заданиями; задания выполняются в течение 10 мин:

Для 4 “А”:

  • выполнить действия: (18 + 12 · 27) : (327 – 156) (2);
  • задача: в первой книге 92 стр., во второй на 36 стр. меньше, а в третьей – в 2 раза больше, чем в двух книгах вместе. Сколько страниц в третьей книге? Cоставить выражение по решению задачи. ( ((92 – 36) + 92) · 2 = 296);
  • решить уравнение: (х – 32) · 19 = 1596 (х = 116)

Для 4”Б”:

  • задача: С одной станции вышел поезд со скоростью 48 км/ч. Через 2 часа с той же станции в противоположном направлении вышел другой поезд, и через 3 часа после его выхода расстояние между поездами стало 402 км. Найти скорость второго поезда.
  • решить уравнение:6528 : (a-39)=64
  • выполнить действия: 7980 : 38 – 16146 : (3912 – 3834).

Проверка выполненных заданий у доски.

Кто решает быстрее, дополнительные задания. (приложение 1)

Итог.

Физминутка.

Для 4”А”:

120 · 6 + 340 : 17 = 740

значение числового выражения

? Какие правила встретились при нахождении числового выражения (умножение на круглое число)

! Если поменять одно из чисел в левой части на х, например, 17, то получим уравнение:

120 · х + 340 : 17 = 740

А, если поменять одно из чисел в левой части на х, а число справа закрыть, то получим буквенное выражение.

? Отличие буквенного выражения от числового (2). Значение буквенного выражения зависит от значения буквы, входящей в это выражение.

120 · х + 340 : 17 = 120х + 20 (упростим) 120 · х + 340 : 17 = 740

х = 3; 120 · 3 + 20 = 380 (из буквенного выражения получили числовое)

х= 2; 120 · 2 + 20 = 620

3. Итог урока, рефлексия.

Напутственное слово будущим пятиклассникам: (на цветном бланке) (приложение 2)