Цель: проверить умения: работать устно, решать примеры на действия с натуральными числами, решать уравнения и задачи; рассмотреть числовые и буквенные выражения.
Задачи:
- обучающие: знать различные правила действий с числами, уметь применять их при решении примеров, задач, уравнений; рассмотреть числовые и буквенные выражения, их отличие и сходство;
- развивающие: вычислительные умения и навыки; логическое мышление;
- воспитывающие: самостоятельность, умение работать в коллективе, внимание.
Ход урока
1. Сценка:
Действующие лица:
- Ведущий.
- Вася.
- Ошибка.
- Король Равенство.
- Баба Яга.
- Тигр.
- Ноль.
- Знаки.
Ведущий: Есть на свете удивительная страна – страна чисел. В ней живут разные числа и знаки. Есть в этой стране король…
Входит король, садится на трон, рядом с двух сторон стоят знаки.
Знаки: Вот король наш Равенство, Равенство, Равенство. Он нам очень нравится, нравится, нравится.
Ведущий: Все в этой стране были дружными и счастливыми. Они жили по строгим математическим законам. НО однажды в страну чисел забрела Ошибка.
Входит Ошибка.
Ошибка: Здравствуйте! Жители Страны чисел и ты, король. Я, так и быть, соглашусь править в вашей стране. Уступай мне трон.
Все смеются.
Король: Уходи прочь! Или я попрошу своих верных помощников выгнать тебя силой!
Ошибка дует на резанные листки блестящей бумаги, подбегает к доске, на которой написаны примеры, и исправляет плюс на минус, умножение на деление, равенства на неравенства.
Ошибка: А теперь ты тоже так уверен в своей силе?
Все в растерянности.Потом знаки начинают кричать на короля.
Знаки: Все неправильно! Это ненастоящий король! Никакого порядка! Долой Равенство!
Ошибка: Подданные! С сегодняшнего дня я, Моя Нелепость Ошибка, - ваш король. Схватите это ничтожество и бросьте его в тюрьму.
Знаки хватают короля и запихивают его под учительский стол.Все уходят.
Ведущий: Все смешалось в Стране чисел, все знаки и числа стали ссорится и даже драться. Не известно, чем бы закончилась эта история, но приехал туда на каникулы друг короля Равенства – пятиклассник Вася, круглый отличник по математике.
Входит Вася.
Вася: Что лучилось? Я не узнаю этой прекрасной страны. Надо все узнать подробнее. Пойду к Бабе Яге, она все знает. (Подходит к избушке, в окне Баба Яга.) Избушка, Избушка, встань к лесу задом, ко мне – передом.
Баба Яга: Сначала вычисли объем моей избушки, а потом приказывай. Высота – 2 метра, длина – 3 метра, ширина – 3 метра
Вася: Так. Чтобы вычислить объем, надо длину умножить на ширину и на высоту. Итак:
3 X 3 X 2 = 18 м.
Поворачивайся!
Баба Яга: Ишь какой шустрый! У тебя здесь Ее Нелепость Ошибка. Исправляй!
Вася: Так вот же она! Не 18 м, а 18 кубических метров.
Баба Яга:
Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я,
Наконец – то ты, Васятко,
Баба Ежке угодил.
(Поворачивается, шепчет Васе на ухо; потом громко) Ты должен пройти 3 испытания, которые тебе будет посылать Ошибка. Справишься – освободишь короля и всю страну, а не справишься – пиши пропало. Вот тебе волшебный платок, но воспользоваться им ты сможешь только один раз. Иди.
Вася походит к Ошибке.
Вася: Я хочу освободить короля Равенство и боюсь никаких испытаний!
Ошибка: Ну-ну, посмотрим!
Входит тигр и надвигается на Васю.
Тигр: Я сейчас погонюсь за тобой со скоростью 100 м/мин, ты будешь убегать со скоростью 80 м/мин. За сколько минут я догоню тебя и съем, если расстояние между нами 100 м?
Тигр надвигается на Васю.
Вася: (торопливо) Сосчитаем скорость сближения: 100 – 80 = 20. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость. 100 : 20 = 5. Пять минут!
Тигр: Эх, опять остался без обеда!
Ошибка: (злобно) Хорошо, справься со вторым заданием!
Входит Ноль.
Ноль: Реши примеры! 15 X 0?
Вася: 0.
Ноль: 0 : 5?
Вася: 0.
Ноль: 0 в квадрате?
Вася: 0.
Ноль: 1 : 0?
Вася: На ноль делить нельзя!
Ноль: Ошибка! Я сделал все, что мог! (Опускает руки, уходит)
Ошибка: Сейчас ты будешь иметь дело со мной! Со сколькими моими воинами ты можешь сравняться?
Вася: С пятью.
Ошибка дует на бумагу.
Ошибка: Мои воины, которые охраняют Равенство, могут съесть на обед 8 котлет. Им привозят 40 котлет. Сколько у меня воинов?
Вася (как в тумане): 40 : 8 = 4; 4 X 8 = 32;
40 – 32 = 8; 8 : 8 = 1. Значит, получается 41. Не может быть!
Деление проверятся умножением: 41 X 8; 8 X 1 = 8; 8 X 4 = 32; 8 + 32 = 40. Вроде все верно!
Ошибка: Хи-хи-хи! Говори ответ!
Вася вытирает платком лоб волшебным платком.
Вася: 5!
Ошибка стонет и убегает,
Вася идет к доске, исправляет все примеры, достает из-под стола Равенство, Король усаживается на троне.
Все знаки жмут друг другу руки, встают рядом.
Решение: Мы отправимся в Страну чисел, проверим свои знания на действия с натуральными числами.
2. Устный счет: (ответы на листок)
Задания для 4 “А”: ученикам выдаются задания серии от А до L, взаимопроверка одинаковых серий. Потом сдают ассистентам (из числа участников сценки), они проверяют и сообщают итог.
Задания для 4 “Б”:
- увеличить 15 в 2 раза;
- разделить 130 на 10;
- число 156 умножить на 0 и результат увеличить на 2;
- скорость автомашины 60 км/ч, расстояние, которое она пройдет за 3 часа;
- 180 : 0;
- 132 · 1;
- в одном мешке 4 шара, а в другом в 3 раза больше; сколько в двух;
- из 200 вычесть 13;
- 152 разделить пополам;
- 11 умножить на 60;
- 327 уменьшить в 3 раза;
- на одной полке 16 книг, на другой 10 книг; сколько на третьей, если их вместе 40; 13) 142 уменьшить на 7;
- 2500 : 50;
- 1 число 14, 2 – на 2 больше, их сумма;
- вычесть 50 из 125;
- сложить 831 и 17;
- 153 + 0;
- за 3 кг яблок заплатили 540 тенге; 1кг
- 630 : 90.
Поменяться листочками с соседом, читаем ответы, проверяем. Выставляем оценку с расчетом: 20 – 18 – “5”; 14 – 17 - “4”; 10 – 13 – “3”.
Итог (счетная комиссия из числа учеников, участвовавших в сценке)
Каждому ученику листок с заданиями; задания выполняются в течение 10 мин:
Для 4 “А”:
- выполнить действия: (18 + 12 · 27) : (327 – 156) (2);
- задача: в первой книге 92 стр., во второй на 36 стр. меньше, а в третьей – в 2 раза больше, чем в двух книгах вместе. Сколько страниц в третьей книге? Cоставить выражение по решению задачи. ( ((92 – 36) + 92) · 2 = 296);
- решить уравнение: (х – 32) · 19 = 1596 (х = 116)
Для 4”Б”:
- задача: С одной станции вышел поезд со скоростью 48 км/ч. Через 2 часа с той же станции в противоположном направлении вышел другой поезд, и через 3 часа после его выхода расстояние между поездами стало 402 км. Найти скорость второго поезда.
- решить уравнение:6528 : (a-39)=64
- выполнить действия: 7980 : 38 – 16146 : (3912 – 3834).
Проверка выполненных заданий у доски.
Кто решает быстрее, дополнительные задания. (приложение 1)
Итог.
Физминутка.
Для 4”А”:
120 · 6 + 340 : 17 = 740
значение числового выражения
? Какие правила встретились при нахождении числового выражения (умножение на круглое число)
! Если поменять одно из чисел в левой части на х, например, 17, то получим уравнение:
120 · х + 340 : 17 = 740
А, если поменять одно из чисел в левой части на х, а число справа закрыть, то получим буквенное выражение.
? Отличие буквенного выражения от числового (2). Значение буквенного выражения зависит от значения буквы, входящей в это выражение.
120 · х + 340 : 17 = 120х + 20 (упростим) 120 · х + 340 : 17 = 740
х = 3; 120 · 3 + 20 = 380 (из буквенного выражения получили числовое)
х= 2; 120 · 2 + 20 = 620
3. Итог урока, рефлексия.
Напутственное слово будущим пятиклассникам: (на цветном бланке) (приложение 2)