Цели:
- Развитие умения различать падежи по их признакам, правильно употреблять существительное в нужном падеже.
- Развитие речи, внимания, памяти.
- Способствовать воспитанию доброго, отзывчивого человека.
Оборудование: Т.Г. Рамзаева "Русский язык" 4 кл., индивидуальные карточки, словарные слова, Ожегов "Толковый словарь", схема путешествия, сказочные герои.
I. Организационный момент.- “ Доброго Вам дня, дорогие ребята!”
- Здравствуйте!
Начинаем урок русского языка.
1. Разминка.
* Давайте настроим наши глазки, на внимательную работу:
круговые движения влево, вправо.
- А теперь погладим наши ушки, чтоб они внимательно слушали
- Разомнем ручки, чтоб они красиво писали.
2. Вводная часть.
- Сегодня у нас необычный урок, мы снова отправляемся в путешествие в маленькую волшебную страну знаний, а поведет нас туда извилистая дорожка.
II. Каллиграфическая минутка.(Безотрывное письмо заглавной и строчной букв О).
III. Тема и цели у рока.* Сегодня в нашем путешествии мы встретимся с новыми жителями этой волшебной страны и расскажем, какие новые знания мы получили. На прошедших уроках мы познакомились с падежами.
Сегодня мы повторим всё, что знаем о падежах, будем различать падежи по их признакам и учиться правильно употреблять существительное в нужном падеже.
IV. Словарная работа.
1. (Развитие памяти, внимания)
- Внимательно посмотрите на словарные слова, постарайтесь их запомнить.
однажды
около
одиннадцать
огород
овца
одежда
обед
овощи
овёс
огурец.
2. Самодиктант.
(Напишите по памяти словарные слова).
3. Взаимопроверка.
* Что общего в этих словах.
V. Склонение существительных.* Что называют склонением?
* Сколько вы знаете падежей?
* Назовите падежи с вопросами?
Как-то раз с большого клена
Оторвался лист зелёный.
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Но листок уже устал,
И в тетрадочку упал.
* У вас на листочках слово. Просклоняйте его.
(Индивидуальная, самостоятельная, дифференцированная работа.)
Каждому ребёнку даётся слово, написанное на кленовом листочке, которое он самостоятельно должен просклонять. Слова подбираются индивидуально. Это маленькая проверочная работа.
VI. Закрепление.Умение употреблять существительные в нужном падеже и определять падеж.
- А вот и первый житель, нашей сказочной страны, его зовут старичок – моховичок.
- Почему его так зовут мы узнаем, восстановив это стихотворение, вам нужно поставить слово мох в нужный падеж.
Жил старичок-моховичок Из мха он сделал пиджачок. Он валенки из мха скатал И сплёл он гамачок. |
Р.п. Р.п, |
Он мхом зелёным укрывался Он сочным, нежным мхом питался, Во мхе он жил и не тужил, Он мху "спасибо" говорил. |
Т.п. Т.п. П.п. Д.п. |
Но был он очень одинок, Тот старичок-моховичок. Так почему его так зовут? |
Физминутка.
VII. Работа с учебником.
Сейчас мы с вами на берегу озера. А что здесь происходит мы узнаем, восстановив текст упражнения № 150.
- Восстановите деформированный текст.
- Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
1. В тихих заводях, плавают белые кувшинки.
(Толкование слова заводь, посмотреть в толковом словаре).
2. Легкие стрекозы трепещут, над водой в воздухе.
3. У берега по воде скользят водяные паучки.
VIII. Повторение ранее изученных орфограмм.- Жители волшебной страны знаний, дают Вам наказ.
Упр. 145
Будь вес..л, чтоб радос…ней стало Тому, с кем п...дружишься ты, Чтоб каждому в жизни хв…тало Прекрасной людской д…броты.
- Какова основная мысль стихотворения, чего хотели пожелать нам жители волшебной страны?
Оценивание.
- На этой доброй нотке мы заканчиваем наш урок, но не заканчивается путешествие в волшебную страну "Знаний"
- Что вы знаете о падежах?
- Что называется склонением?
- Почему нужно уметь различать падежи?
X. Домашнее задание. № 151.Вам нужно разделить текст на части. Вы узнаете из этого упражнения об очень интересном цветке.
- Кувшинке.
Нарисуйте этот замечательный цветок и найдите в справочной литературе интересное о нём.