Интегрированный урок (экономика + география) "Причины возникновения международной торговли. Регулирование международной торговли и протекционизм"

Разделы: География, Экономика


Цели урока:

  • показать учащимся необходимость и целесообразность внешней торговли,
  • познакомить с главными концепциями теории внешней торговли,
  • дать учащимся представление об инструментах регулирования внешней торговли и последствиях этого регулирования для населения и государства.

Новые понятия:

  • абсолютные преимущества,
  • относительные преимущества,
  • протекционизм,
  • таможенная пошлина,
  • квота,
  • зона свободной торговли.

Оборудование:

  • раздаточный материал для учащихся,
  • слайды.

Презентация

1. Знакомство с темой и задачами урока:

Джон Стюарт Милль, английский философ и экономист в свое время сказал “единственная прямая выгода страны от внешней торговли состоит в импорте”, наша задача вспомнить, какое место занимает торговля во всемирных экономических отношениях, вспомнить географию Мировой торговли, изучая новый материал мы должны узнать, причины возникновения международной торговли, каковы достоинства и недостатки международной торговли, способах ее регулирования. (слайд 1).

2. Повторение материала.

Вопрос: вспомните, какие виды всемирных экономических отношений вы знаете?

(слайд 2).

Учитель: Одной из важных форм всемирных экономических отношений и мирового хозяйства является международная торговля. Она характеризуется тремя главными показателями: оборотом, товарной структурой, географическим распределением.

Задание 1. Работа со статистическими материалами:

За последние годы мировая торговля достигла небывалых темпов роста.

Используя статистические данные, сравните оборот мировой торговли в разные годы и сделайте вывод (таблица 1 раздаточного материала для учащихся.)

С чем связано увеличение доли торговли в мировом обороте? (слайд 3).

Год. Оборот, млрд. долл. В том числе.
Экспорт. Импорт.
1960

1970

1980

1990

1995

2000

263

645

4060

6935

10 200

13 000

128

315

2000

3435

5030

135

330

2060

3830

5170

Задание 2. Сравните товарную структуру мировой торговли и сделайте вывод. (диаграмма 1 раздаточного материала для учащихся). (слайд 4).

Вывод: в товарной структуре наблюдается увеличение доли готовых изделий и уменьшение доли сырья. Среди готовых изделий первые места в мировой торговле занимают продукция электроники и электротехники и автомобили, среди сырьевых товаров-нефть и нефтепродукты.

Учитель:

Мировая торговля подразделяется на торговлю товарами и услугами. Торговля услугами растет быстрыми темпами, и на нее приходится 1\3 всей мировой торговли.

Вопрос: приведите примеры международных услуг.

Учитель: рассмотрим географию мировой торговли по регионам мира. (слайд 5).

Страны мира. Доля в мировой торговле, %
1. экономически развитые страны. 70
2. НИС, страны ОПЕК. 27
3. Страны с переходной экономикой 3

Учитель:

Рассмотрим таблицу 3: “Распределение мирового товарного экспорта по ведущим странам” (2000 г). (слайд 6).

Сделайте вывод.

Страны. Экспорт,

млрд. долл.

В % к мировому итогу. Страны. Экспорт, млрд. долл. В % к мировому итогу.
1. США

2. Германия

3. Китай

4. Франция

5. Великобритания

6. Канада

7. Италия

8. Респ. Корея

8. Индонезия

8.о. Тайвань

1070

710

700

420

400

375

365

300

300

300

11,8

7,9

7,7

4,7

4,4

4,2

4,0

3,3

3,3

3,3

9. Мексика

10. Таиланд

11. Индия

12.Нидерланды

13. Бельгия

14. Бразилия

15. Швеция

16. Австралия

17. Россия

260

252

240

230

214

110

108

100

90

2,9

2,8

2,7

2,5

2,4

1,2

1,2

1,1

1,0

Учитель: назовите основные товаропотоки в Мировой экономике.

Заполните таблицу: “Главные страны-экспортеры промышленной и сельскохозяйственной продукции”.

Сделайте вывод, какие категории товаров характерны для экономически развитых и развивающихся стран мира?

Экспортный товар. Главные страны-экспортеры.
1. Продукция авиакосмической промышленности, парфюмерия.

2. Цветы и бытовая электроника.

3. Продукция химической промышленность.

4. Автомобили.

5. Производство часов.

6. Роботы и электроника.

7. Кофе

8. Чай.

9. Сахарный тростник.

10. Хлопчатник

11. Углеводородное сырье.

 

Примеры стран: Страны ОПЕК, Бразилия, Франция, Япония, Голландия, Германия, США, Россия, Колумбия, Узбекистан, Шри-Ланка, Китай, Индия, Швейцария, Куба.

Учитель:

перейдем к экономическим показателям мировой торговли. Характеризуя мировую торговлю, большое значение имеют показатели экспорта и импорта, сальдо внешней торговли. Что означают эти показатели? (таблица 1 раздаточного материала для учащихся).

3. Изучение нового материала.

Учитель:

Международная торговля - древнейший вид экономической деятельности.

Какое значение имеет международная торговля для потребителей?

Почему возникла международная торговля?

Посмотрите на слайд: “Экономические основы международной торговли”, (слайд 7).

  1. Неравное распределение благ;
  2. Абсолютное преимущество в производстве;
  3. Относительное преимущество в производстве.

Учитель объясняет новый материал по схеме.

Вопрос: Каковы достоинства и недостатки международной торговли? (для государства, фирм, потребителя), (слайд 8).

Демонстрация учащимися результатов исследования, проведенных в результате изучения рынка товаров:

1. рынок овощей и фруктов;

2. рынок гигиенических средств;

3. рынок бытовой техники. (слайды 9-13).

Учащиеся делают вывод о достоинствах международной торговли:

1. удовлетворение потребностей покупателей, граждане смогут купить больше товаров;

2. возможность производить благ больше, чем в условиях изоляции от мирового рынка, получение большей прибыли;

3. государство получает налоги от международной торговли;

4. рост уровня жизни граждан, улучшение внутриполитической ситуации в стране.

Выступления учащихся с результатами изучения мнения родителей “Торговля в условиях плановой и рыночной экономических систем.” (слайды 14,15).

Учитель:

Мы видим достоинства международной торговли. Они достаточно убедительны. В том, что международная торговля , безусловно идет на пользу гражданам любой страны, россияне могли лишь убедиться на собственном примере. Едва в 1992 году государственная монополия внешней торговли и право заключения внешнеторговых сделок получили все отечественные фирмы, ситуация на потребительском рынке улучшилась в лучшую сторону. Трудно представить, что еще осенью 1991 года в витринах продовольственных магазинов практически ничего не было, все остальные продукты питания можно было купить либо на городских рынках, либо по блату, как говорили в то время.

Демонстрация учащимися результатов исследования, проведенных в результате изучения рынка товаров: 1. рынок автомобилей. (слайд 16,17).

Учащиеся делают вывод о недостатках международной торговли:

1. Сократятся продажи отечественных товаров;

2. Упадут доходы отечественных фирм-производителей, и государство получит меньше налогов;

3. Начнутся увольнения в отечественной промышленности, что приведет к уменьшению налоговых поступлений с заработной платы при увеличении расходов на выплату пособий по безработице;

4. Безработные и владельцы отечественных предприятий будут протестовать против политики нынешнего правительства и это уменьшит его шансы на сохранение власти;

5. Возрастет зависимость страны от поставок товаров из-за рубежа, что может ослабить ее политическую зависимость.

Бизнесмены многих стран прилагают огромные усилия, чтобы заставить государство перекрыть путь на национальный рынок зарубежным конкурентам. Под давлением таких требований правительства многих стран проводят политику протекционизма (от латинского слова - “прикрытие”.

Вопрос: Давайте рассмотрим, как государство может защищать отечественного производителя? Как можно ограничить ввоз иностранных товаров?

Учитель объясняет новый материал о политике протекционизма (слайд 18).

  • введение таможенных пошлин;
  • импортные квоты;
  • импортные лицензии;

Учитель:

Развитие международной торговли в 20 веке стало решающим фактором экономического роста для большинства стран мира. Многие страны открывают свой рынок товаров и услуг, создавая зоны свободной торговли, Международные экономические организации.

Выступлении учащихся : ВТО, зона свободной торговли.

4. Закрепление (слайд 19):

1. Каковы экономические факторы возникновения международной торговли?

2. Для чего правительство страны вводит ограничение на международную торговлю?

3. Почему многие страны стремятся создать на своей территории свободные экономические зоны?

5. Тестирование. Выставление оценок.

Раздаточный материал для учащихся.

Причины возникновения международной торговли.

Регулирование международной торговли и протекционизм.

Таблица 1. Оборот Мировой торговли (2000 год).

Год. Оборот, млрд. долл. В том числе.
Экспорт. Импорт.
1960

1970

1980

1990

1995

2000

263

645

4060

6935

10 200

13 000

128

315

2000

3435

5030

135

330

2060

3830

5170

Сделайте вывод: о развитии Мировой торговли, какие причины этому способствовали?

Диаграмма 1. Товарная структура Мировой торговли.

Вывод: как изменилась товарная структура Мировой торговли, почему?

Таблица 2. География Мировой торговли по регионам мира (2002 год).

Страны мира. Доля в мировой торговле, %
1. экономически развитые страны. 70
2. НИС, страны ОПЕК. 27
3. Страны с переходной экономикой 3

Сделайте вывод: почему Мировая торговля достигла высокого уровня развития в экономически развитых странах мира?

Таблица 3. Распределение Мирового товарного экспорта по ведущим странам  (2000 г).

Страны. Экспорт, млрд. долл. В % к мировому итогу. Страны. Экспорт, млрд. долл. В % к мировому итогу.
1. США

2. Германия

3. Китай

4. Франция

5. Великобритания

6. Канада

7. Италия

8. Респ. Корея

8. Индонезия

8.о. Тайвань

1070

710

700

420

400

375

365

300

300

300

11,8

7,9

7,7

4,7

4,4

4,2

4,0

3,3

3,3

3,3

9. Мексика

10. Таиланд

11. Индия

12.Нидерланды

13. Бельгия

14. Бразилия

15. Швеция

16. Австралия

17. Россия

260

252

240

230

214

110

108

100

90

2,9

2,8

2,7

2,5

2,4

1,2

1,2

1,1

1,0

Сделайте вывод: какие страны по уровню экономического развития являются лидерами в Мировой торговле и почему?

Таблица 4 : “Главные страны - экспортеры промышленной и сельскохозяйственной продукции”.

Сделайте вывод, какие категории товаров характерны для экономически развитых и развивающихся стран мира?

Экспортный товар. Главные страны-экспортеры.
1. Продукция авиакосмической промышленности, парфюмерия.

2. Цветы и бытовая электроника.

3. Продукция химической промышленности.

4. Автомобили.

5. Производство часов.

6. Роботы и электроника.

7. Кофе

8. Чай.

9. Сахарный тростник.

10. Хлопчатник.

11. Углеводородное сырье.

 

Примеры стран: Страны ОПЕК, Бразилия, Франция, Япония, Голландия, Германия, США, Россия, Колумбия, Узбекистан, Шри-Ланка, Китай, Индия, Швейцария, Куба.

Сделайте вывод: какие категории товаров характерны для экономически развитых и развивающихся стран мира?

Экономические основы развития Международной торговли?

1.
2.
3.

Достоинства и недостатки Международной торговли.

Достоинства:

1.
2.
3.

Недостатки:

1.
2.
3.

Политика протекционизма:

1.
2.
3.

Новые методы организации Мирового рынка.

1.
2.

Итоговое тестирование по теме: “Причины возникновения международной торговли и способы ее регулирования”.

1. В основе международной торговли лежат следующие обстоятельства:

А) экономические ресурсы распределяются в мире неравномерно и эффективное производство товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов;

Б) экономические ресурсы, имеющиеся у страны, не дают возможности удовлетворить потребности общества;
В) обмен товарами между странами позволяет получить большие прибыли “купцам” этих стран, например российским “челнокам”;

2. Цели государства от введения таможенного тарифа заключается в:

А) получении дохода государством от международной торговли и повышении объема импортной продукции;
Б) получении дохода государством от международной торговли и снижении цен на экспортную продукцию;
В) получении дохода государством от международной торговли и защите от иностранной конкуренции.

3. Квота-это:

А) количество ввозимых и вывозимых в страну товаров в натуральном и стоимостном выражении;
Б) ограничение в цене и количестве импортных и экспортных товаров;
В) ограничение импорта и экспорта товаров в натуральном и стоимостном выражении.

4. Свободная экономическая зона- это:

А) территория, где совместные предприятия производят экспортную продукцию;
Б) территория с налоговыми и валютно-финансовыми льготами;
В) территория, где совместные предприятия производят совместную продукцию для продажи на внутреннем рынке.

5. Увеличение правительством России таможенных пошлин на ввозимые потребительские товары может быть выгодно:

А) отечественным предприятиям, производящим аналогичную продукцию;
Б) отечественным производителям, работающим на экспорт;
В) потребителям;
Г) только государству.