Развитие ребенка в дошкольном возрасте – залог успешного воспитания и обучения его в последующие годы. Гармоничное развитие возможно только при согласованности действий родителей и педагогов.
Как правило, педагоги могут назвать достаточно большое количество форм и методов работы с родителями.
Как традиционные:
- Консультации через зоны сотрудничества с родителями;
- Выступления на родительских собраниях;
- Тетради взаимодействия с родителями;
- Психологическая диагностика детей в присутствии их родителей;
- Открытые занятия;
- Информационные письма и памятки;
- Анкетирование;
- “Почтовые Ящики” и др.
Так и нетрадиционные:
- Тренинги;
- Семинары-практикумы;
- Конкурсы среди родителей;
- Деловые игры;
- Фотовыставки и фотоконкурсы;
- Родительско-детские тренинги;
- Круглые столы и др.
Однако большинство педагогов предпочитают на практике использовать традиционные формы работы, да и то нередко под давлением администрации. Что мешает плодотворному сотрудничеству родителей и педагогов? Анкетирование родителей и педагогов показало, что и родители и педагоги испытывают определенные трудности во взаимном общении.
Проблемы, испытываемые родителями при общении с воспитателями
- Неуверенность родителей;
- Авторитарный стиль воспитателя;
- Недостаточно развитые коммуникативные навыки родителей;
- Формальное отношение воспитателя в общении с родителями;
- Недостаток профессионализма воспитателя;
- Занятость воспитателя;
- Отсутствие свободного времени у родителей.
Проблемы, испытываемые воспитателями при взаимодействии с родителями
- Страх и неуверенность перед родителями;
- Психологическая неграмотность в построении общения;
- Неумение регулировать свое эмоциональное состояние;
- Безучастность и безответственность родителей;
- Педагогическая некомпетентность родителей;
- Загруженность родителей работой.
Как видно, большинство названных проблем связано с профессионализмом педагога, степенью развития у него коммуникативных навыков, умением регулировать эмоциональное состояние.
Часто педагогам необходимо дать родителям те или иные рекомендации по воспитанию и обучению детей. Откликнутся ли на эти рекомендации родители или проигнорируют зависит преимущественно от формы их представления. (Таб.1) Осознание необходимости выполнения данной рекомендации в ходе решения проблемной ситуации значительно повышает ее выполнение.
Таб.1
Эффективность рекомендаций педагогов для родителей, в зависимости от формы их представления
ФОРМА РЕКОМЕНДАЦИИ | КОЛИЧЕСТВО ОТКЛИКНУВШИХСЯ РОДИТЕЛЕЙ (%) |
Письменная консультация | 10-15 |
Индивидуальная беседа по инициативе педагога | 40-60 |
Индивидуальная беседа по инициативе родителей | 70-85 |
Решение проблемной ситуации в ходе тренинга, деловой игры | 80-100 |
Активное участие родителей в жизни детского сада не только повышает эффективность сотрудничества в учебно-воспитательном процессе, но и повышает статус дошкольного учреждения в глазах родителей. (Таб.2)
Таб. 2
Отношение родителей к ДОУ в зависимости от степени их участия в жизни ДОУ
УЧАСТИЕ В ЖИЗНИ ДОУ | ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ДОУ |
|||
доброжелательное | лояльное | пассивное | негативное | |
Активное | 60 | 40 | - | - |
Эпизодическое | 45 | 35 | 20 | - |
Незаинтересованное | 10 | 25 | 35 | 30 |
Следовательно, педагоги могут влиять на отношение родителей к ДОУ, повышая активность родителей, что подтверждается следующими результатами. (Таб.3)
Таб. 3
Отношение родителей к ДОУ в зависимости от используемых педагогами форм работы.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГАМИ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ |
ОТНОШЕНИЕ К ДОУ |
|||
доброжелательное | лояльное | пассивное | негативное | |
Систематическое | 60 | 30 | 10 | - |
Редкое использование активных форм работы, преобладание традиционных | 35 | 40 | 20 | 5 |
Использование традиционных с преобладанием письменных форм общения, редкие родительские собрания | 15 | 35 | 30 | 20 |
Таким образом, активное использование педагогами разнообразных, прежде всего, нетрадиционных форм работы с родителями позволяет успешно решать задачи обучения и воспитания дошкольников, способствует укреплению сотрудничества между родителями и педагогами (снижая проблемы общения между педагогами и родителям и повышая чувство педагогической компетентности у педагогов) и улучшает отношение родителей к ДОУ в целом, что положительно влияет на готовность к положительному сотрудничеству в перспективе.