Укрепление сотрудничества родителей и педагогов по оптимизации условий психоэмоционального благополучия детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие ребенка в дошкольном возрасте – залог успешного воспитания и обучения его в последующие годы. Гармоничное развитие возможно только при согласованности действий родителей и педагогов.

Как правило, педагоги могут назвать достаточно большое количество форм и методов работы с родителями.

Как традиционные:

  1. Консультации через зоны сотрудничества с родителями;
  2. Выступления на родительских собраниях;
  3. Тетради взаимодействия с родителями;
  4. Психологическая диагностика детей в присутствии их родителей;
  5. Открытые занятия;
  6. Информационные письма и памятки;
  7. Анкетирование;
  8. “Почтовые Ящики” и др.

Так и нетрадиционные:

  1. Тренинги;
  2. Семинары-практикумы;
  3. Конкурсы среди родителей;
  4. Деловые игры;
  5. Фотовыставки и фотоконкурсы;
  6. Родительско-детские тренинги;
  7. Круглые столы и др.

Однако большинство педагогов предпочитают на практике использовать традиционные формы работы, да и то нередко под давлением администрации. Что мешает плодотворному сотрудничеству родителей и педагогов? Анкетирование родителей и педагогов показало, что и родители и педагоги испытывают определенные трудности во взаимном общении.

Проблемы, испытываемые родителями при общении с воспитателями

  1. Неуверенность родителей;
  2. Авторитарный стиль воспитателя;
  3. Недостаточно развитые коммуникативные навыки родителей;
  4. Формальное отношение воспитателя в общении с родителями;
  5. Недостаток профессионализма воспитателя;
  6. Занятость воспитателя;
  7. Отсутствие свободного времени у родителей.

Проблемы, испытываемые воспитателями при взаимодействии с родителями

  1. Страх и неуверенность перед родителями;
  2. Психологическая неграмотность в построении общения;
  3. Неумение регулировать свое эмоциональное состояние;
  4. Безучастность и безответственность родителей;
  5. Педагогическая некомпетентность родителей;
  6. Загруженность родителей работой.

Как видно, большинство названных проблем связано с профессионализмом педагога, степенью развития у него коммуникативных навыков, умением регулировать эмоциональное состояние.

Часто педагогам необходимо дать родителям те или иные рекомендации по воспитанию и обучению детей. Откликнутся ли на эти рекомендации родители или проигнорируют зависит преимущественно от формы их представления. (Таб.1) Осознание необходимости выполнения данной рекомендации в ходе решения проблемной ситуации значительно повышает ее выполнение.

Таб.1

Эффективность рекомендаций педагогов для родителей, в зависимости от формы их представления

ФОРМА РЕКОМЕНДАЦИИ КОЛИЧЕСТВО ОТКЛИКНУВШИХСЯ РОДИТЕЛЕЙ (%)
Письменная консультация 10-15
Индивидуальная беседа по инициативе педагога 40-60
Индивидуальная беседа по инициативе родителей 70-85
Решение проблемной ситуации в ходе тренинга, деловой игры 80-100

Активное участие родителей в жизни детского сада не только повышает эффективность сотрудничества в учебно-воспитательном процессе, но и повышает статус дошкольного учреждения в глазах родителей. (Таб.2)

Таб. 2

Отношение родителей к ДОУ в зависимости от степени их участия в жизни ДОУ

УЧАСТИЕ В ЖИЗНИ ДОУ

ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ДОУ

доброжелательное лояльное пассивное негативное
Активное 60 40 - -
Эпизодическое 45 35 20 -
Незаинтересованное 10 25 35 30

Следовательно, педагоги могут влиять на отношение родителей к ДОУ, повышая активность родителей, что подтверждается следующими результатами. (Таб.3)

Таб. 3

Отношение родителей к ДОУ в зависимости от используемых педагогами форм работы.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГАМИ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ОТНОШЕНИЕ К ДОУ

доброжелательное лояльное пассивное негативное
Систематическое 60 30 10 -
Редкое использование активных форм работы, преобладание традиционных 35 40 20 5
Использование традиционных с преобладанием письменных форм общения, редкие родительские собрания 15 35 30 20

Таким образом, активное использование педагогами разнообразных, прежде всего, нетрадиционных форм работы с родителями позволяет успешно решать задачи обучения и воспитания дошкольников, способствует укреплению сотрудничества между родителями и педагогами (снижая проблемы общения между педагогами и родителям и повышая чувство педагогической компетентности у педагогов) и улучшает отношение родителей к ДОУ в целом, что положительно влияет на готовность к положительному сотрудничеству в перспективе.