Учитель: Сегодня мы проведем необычный урок, но очень важный для каждого из нас. Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (Высказывания детей). Вы рассказали, в каких прекрасных местах вы побывали, что нового узнали, что увидели. Но где бы вы ни находились вас всегда тянет домой. Мы часто слышим слово – Родина. А как вы понимаете его значение? (Высказывания детей). Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда мы слышим слово Родина. А теперь представьте (включается музыка): знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, береза, распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Это ли не Родина?
Уважаемые ребята, гости, члены жюри и зрители! Сегодня мы встретились здесь, чтобы показать свои знания о нашей Родине. При входе в зал каждый из вас взял из коробочки полоску: красную, белую или синюю, тем самым вы разделились на три команды. Значит, будем соревноваться в знании. Перед вами табло с номерами и названиями конкурсов:
(СЛАЙД)
- Отгадай-ка
- Собирай-ка
- Узнай-ка
- Продолжай-ка
- Вспоминай-ка
- Составляй-ка
- Угадай-ка
- Творческая работа
Выигрывает та команда, которая наберет больше баллов.
1. Отгадай-ка.
2. Собирай-ка.
Дети должны в каждом слове поменять местами буквы и прочитать слова.
Н-И-Г-М | Гимн |
Г-А-Ф-Л | Флаг |
Б-Е-Г-Р | Герб |
Учитель: Что это за слова?
Дети: Это государственная символика России.
3. Узнай-ка.
Главный символ любого государства. В нем в образной форме выражена государственность страны и ее государствообразующей нации.
Двуглавый орел – символ вечности России, символ сохранения в чистоте в русском народе православной веры, символ уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы Орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, три короны над ними, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях Орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь Орла, защищенная щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву, как на собирательницу и защитницу земель русских. (Герб)
Это слово греческого происхождения, от слова “флего”, что означало “сжигать, озарять гореть”. С глубокой древности восточные славяне – русы, имели свои слова для обозначения его. Наиболее древнее – “стяг”. Оно сохраняется и в наше время.
Он, как и герб, является символом государства. Его поднимают над государственными учреждениями, правительственными зданиями, венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни им украшают дома и улицы. Ему отдают почести и чтят его, как святыню.
Размеры его и цветовую гамму устанавливают верховые власти страны. В России его цвет утверждает Государственная Дума и Президент.
Цвет никогда не выбирают случайно. Даже русские цари при утверждении цвета должны были считаться с древними традициями народа, с их любимыми цветами. Существует специальная наука, которая изучает государственную символику – геральдика. В ней разработаны определенные условия создания символов.
По решению Государственной Думы и Президента России с 2000г. принят бело-сине-красный государственный флаг.
Это слово с греческого означает “торжественная песнь”. Они разнообразны: государственные, отечественные, религиозные, военные, в честь исторического события или героя.
С 1 января 2001г. им снова стало произведение с модифицированным, современным текстом С. Михалкова на музыку А. Александрова. Текст его утвержден Государственной Думой и Президентом. (Гимн)
4. Продолжай-ка.
Учитель: Команда должна продолжить стихотворение и назвать автора и его название.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
(Озера, реки и поля,
Леса и степи, горы).
Н. Забило “Наша Родина”.Если скажут слово, “Родина”
Сразу в памяти встает
(Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот).
З. Александрова “Родина”.Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землей пролети:
(Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти!)
М. Исаковский “Поезжай за моря-океаны...”Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля:
(Это – русское раздолье,
Это - русская земля!)
М. Исаковский
5. Вспоминай-ка.
Учитель: Мир на Земле прежде всего зависит от любви к своей Родине. Наш город Свободный является его частичкой. Жить и не интересоваться историей родного края немыслимо.
Ученик:
Я гордо славлю этот город,
Достойный почестей любых.
За широту его кварталов,
За красоту его девчат,
А мужества ему хватало,
Хоть и не носит он наград.
Учитель: - В каком году был основан наш город? (В 1912г.)
- Как он назывался раньше? (г. Алексеевск)
- На берегу какой реки располагается город Свободный? (р.Зея) - Как называлось первое поселение? (п. Суражевка)
6. Составляй-ка.
Дети должны из слов составить пословицу.
На листах: “Родина-мать, умей за нее постоять”
“Родная сторона – мать, чужая – мачеха”
“На чужой стороне Родина милей вдвойне”
Учитель: Полезны ли для вас эти пословицы? Чем? Объясните.
7. Угадай-ка.
Учитель: Узнайте по фотографиям памятные места г. Свободного.
Ответы:
- Памятник красным партизанам
- Памятник, заложенный в честь города в 1912году
- Камень на месте будущего мемориала жертвам политических репрессий
- Мемориал воинам, погибшим в Великой Отечественной войне
- Аллея свободненским Героям Советского Союза
- Стадион “Локомотив”
- Памятник В.И. Ленину на площади
- Стенд по истории города
- Памятник Л. Гайдаю
8. Творческая работа.
Каждая команда на листах ватмана рисует любимый “уголок” родного края.
Подведение итогов и награждение победителей.
Цель: Воспитывать у учащихся патриотизм, любовь к Родине.
Задачи:
- Познакомить учащихся с государственной символикой России: гимном, гербом, флагом.
- Расширить знания учащихся о родном городе.
- Развивать интерес родному языку, литературе, истории.
Оформление:
- Герб, флаг России, табло с названиями номинаций, шары.
- Выставка книг.
- Фотографии г. Свободного.
- Фонограмма гимна России.