“Без прошлого нет настоящего и будущего”
Народная мудрость
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности.
Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Проведенные среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ исследования показывают:
- к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
- у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
- 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
- 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
- 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решение данной проблемы мы видим в реализации проекта “Лабиринты времени”.
Данный проект ориентирован на:
- Воспитание любви к малой родине, чувство гордости за наследие предков;
- Осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
- Приобретение, детьми опыта исследовательской деятельности, включая умение ее планировать;
- Применение и приобретение детьми новых знаний путем собственной деятельности;
- Развитие творческой личности ребенка.
Активная познавательная деятельность позволяет дошкольникам экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности.
При организации проектной деятельности педагоги:
- Изучают возможности, потребности и прошлый опыт детей;
- Вносят предложения, которые являются отправной идеей для совместного обсуждения с детьми, дети дополняют или изменяют предложения взрослого, предлагают новые идеи. Результатом совместного обсуждения является план работы, затем проект – как последовательность действий;
- Реализуют проект совместно с детьми, родителями;
- Анализируют результат.
Реализацией проекта руководит проектный совет. Участниками и исполнителями проекта являются сотрудники ДОУ, ИПК РО, Краеведческого музея, родители и жители микрорайона. Проектной группой педагогов разработана модель реализации проекта “Лабиринты времени” (Приложение №1)
На территории ДОУ в зависимости от сезона создаются следующие тематические площадки:
- Мини-театр (небольшая сцена под навесом, пластмассовые кресла, сменные декорации). Предназначена для проведения массовых мероприятий, презентаций, праздников, театральных постановок.
- Метеоплощадка;
- Лесная аптека. Высажены лекарственные растения, а также растения, занесенные в Красную книгу. Дети знакомятся со свойствами растений, учатся помогать себе без таблеток.
- Зимняя крепость “Красный Яр” (макет крепости). Предназначена для проведения занятий, исторических инсценировок, творческих игр, военной игры - взятие крепости.
- Транспортная зона (твердое покрытие, дорожная разметка, дорожные знаки). Предназначена для знакомства и закрепления правил дорожного движения, проведения праздников, игр.
- Мини-Сад. Предназначен для экспериментальной работы: посева семян, наблюдения за ростом растений и ухода за ними, знакомства с особенностями почвы, климата.
- Сельский уголок позволяет знакомить детей с различиями города и села, выращивать и реализовывать рассаду.
Путешествуя по тропе “Лабиринты времени” дети не только получают новые знания, закрепляют, но и преодолевают игровые препятствия.
В группах ДОУ функционируют мини-музеи “Панорама времени”. В них собираются как предметы быта прошлых лет, так и настоящего времени. Экспонаты собираются, и пополняются родителями. администрацией ДОУ заключен договор о сотрудничестве с Краеведческим музеем на цикл выездных занятий “Незнайка едет в гости”, дополнительный договор на сменные экспозиции Краеведческого музея по истории города, края на базе нашего сада. Экспозиции меняются раз в квартал.
Совместно с КК ИПК РО создана базовая площадка, что позволяет эффективно проводить работу в ДОУ по приобщению воспитанников к культурным и историческим ценностям города, края.
Для оказания информационных услуг населению ДОУ печатает интересные факты об истории города на родительских квитанциях (Приложение №2), выпускает газету “Добрая дорога детства”.
Результатом реализации проекта стали:
- Повышение уровня знаний детьми истории своего города, края;
- Заинтересованность родителей к проекту, истории города, края;
- Работа мини-музея; тропы “Лабиринты времени”;
- Информационные услуги населению: печать интересных фактов об истории города на родительских квитанциях, выпуск и распространение брошюр, газеты “Добрая дорога детства”;
- Система эффективной работы в ДОУ по приобщению воспитанников к культурным и историческим ценностям города и края;
- Сотрудничество с общественными организациями.