Патриотическое воспитание дошкольников посредством реализации проекта "Лабиринты времени"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Без прошлого нет настоящего и будущего”

Народная мудрость

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности.

Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Проведенные среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ исследования показывают:

  • к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
  • у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
  • 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
  • 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
  • 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решение данной проблемы мы видим в реализации проекта “Лабиринты времени”.

Данный проект ориентирован на:

  1. Воспитание любви к малой родине, чувство гордости за наследие предков;
  2. Осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
  3. Приобретение, детьми опыта исследовательской деятельности, включая умение ее планировать;
  4. Применение и приобретение детьми новых знаний путем собственной деятельности;
  5. Развитие творческой личности ребенка.

Активная познавательная деятельность позволяет дошкольникам экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности.

При организации проектной деятельности педагоги:

  1. Изучают возможности, потребности и прошлый опыт детей;
  2. Вносят предложения, которые являются отправной идеей для совместного обсуждения с детьми, дети дополняют или изменяют предложения взрослого, предлагают новые идеи. Результатом совместного обсуждения является план работы, затем проект – как последовательность действий;
  3. Реализуют проект совместно с детьми, родителями;
  4. Анализируют результат.

Реализацией проекта руководит проектный совет. Участниками и исполнителями проекта являются сотрудники ДОУ, ИПК РО, Краеведческого музея, родители и жители микрорайона. Проектной группой педагогов разработана модель реализации проекта “Лабиринты времени” (Приложение №1)

На территории ДОУ в зависимости от сезона создаются следующие тематические площадки:

  1. Мини-театр (небольшая сцена под навесом, пластмассовые кресла, сменные декорации). Предназначена для проведения массовых мероприятий, презентаций, праздников, театральных постановок.
  2. Метеоплощадка;
  3. Лесная аптека. Высажены лекарственные растения, а также растения, занесенные в Красную книгу. Дети знакомятся со свойствами растений, учатся помогать себе без таблеток.
  4. Зимняя крепость “Красный Яр” (макет крепости). Предназначена для проведения занятий, исторических инсценировок, творческих игр, военной игры - взятие крепости.
  5. Транспортная зона (твердое покрытие, дорожная разметка, дорожные знаки). Предназначена для знакомства и закрепления правил дорожного движения, проведения праздников, игр.
  6. Мини-Сад. Предназначен для экспериментальной работы: посева семян, наблюдения за ростом растений и ухода за ними, знакомства с особенностями почвы, климата.
  7. Сельский уголок позволяет знакомить детей с различиями города и села, выращивать и реализовывать рассаду.

Путешествуя по тропе “Лабиринты времени” дети не только получают новые знания, закрепляют, но и преодолевают игровые препятствия.

В группах ДОУ функционируют мини-музеи “Панорама времени”. В них собираются как предметы быта прошлых лет, так и настоящего времени. Экспонаты собираются, и пополняются родителями. администрацией ДОУ заключен договор о сотрудничестве с Краеведческим музеем на цикл выездных занятий “Незнайка едет в гости”, дополнительный договор на сменные экспозиции Краеведческого музея по истории города, края на базе нашего сада. Экспозиции меняются раз в квартал.

Совместно с КК ИПК РО создана базовая площадка, что позволяет эффективно проводить работу в ДОУ по приобщению воспитанников к культурным и историческим ценностям города, края.

Для оказания информационных услуг населению ДОУ печатает интересные факты об истории города на родительских квитанциях (Приложение №2), выпускает газету “Добрая дорога детства”.

Результатом реализации проекта стали:

  1. Повышение уровня знаний детьми истории своего города, края;
  2. Заинтересованность родителей к проекту, истории города, края;
  3. Работа мини-музея; тропы “Лабиринты времени”;
  4. Информационные услуги населению: печать интересных фактов об истории города на родительских квитанциях, выпуск и распространение брошюр, газеты “Добрая дорога детства”;
  5. Система эффективной работы в ДОУ по приобщению воспитанников к культурным и историческим ценностям города и края;
  6. Сотрудничество с общественными организациями.