Обобщающий урок по теме "Информационные технологии"

Разделы: Информатика


Тип урока: закрепление и применение полученных знаний на практике.

Цели:

  • Обобщение  и анализ возможности использования информационных технологий при решении творческих задач.
  • Формирование информационных и  коммуникативных компетентностей учащихся

Форма урока: деловая игра.

Доминирующая дидактическая цель: создание условий для систематизации и обобщения знаний по теме: “ Информационные технологии ”.

Триединая дидактическая цель:

  • обучающий аспект: создание условий для формирования целостной системы знаний по теме: “Информационные технологии”;    
  • развивающий аспект: создание условий для проявления познавательной активности: развития навыков самостоятельной работы с источником информации, инструментами и технологиями; развития навыков коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии; развитие навыков мыслительной деятельности при планировании, анализе, синтезе, структурировании, самоанализе, рефлексии.
  • воспитательный аспект: создание условий для воспитания культуры учебного труда, воспитание организованности, ответственности, сосредоточенности.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Метод обучения: творчески-проблемный.

Задачи для ученика:

  • развитие познавательного интереса ;
  • развитие уверенности в собственных силах;
  • практическое применение ИТ при решении творческих задач;
  • развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, сравнение), памяти (лучше всего запоминается то, что связано с практическим применением, преодолением затруднений).

Задачи для учителя:

  • отметить уровень усвоения материала;
  • провести анализ целесообразности использования программ при решении творческой задачи;
  • отследить рост знаний ученика в процессе обучения.

Методическое обоснование данного урока:

  • повышение мотивации у учащихся к изучении данного предмета;
  • возможность выбора;
  • рост знаний учащегося.
  • итоговая работа с использованием информационных технологий через решение творческих задач.

Рефлексия: 

  • На сколько правильно выбрана программа?
  • На сколько правильно поставлена цель?
  • На сколько она реализована?
  • Можно ли  сделать лучше?

Оборудование урока: интерактивная доска, мультимедийный проектор, система голосования, персональные компьютеры, ноотбуки, графический планшет, принтер, сканер, ксерокс.

Организационная структура урока:

Этап 1. Организационный момент. Мотивация деятельности учащихся.

Цель: представление участников бизнес-клуба  (используя  интерактивную доску) – файл презентации – “Бизнес-клуб” (Приложение 1).

Длительность этапа: 2–3 минуты.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ: работа с интерактивной доской.

Форма организации деятельности учащихся: коллективный просмотр демонстрационного материала на интерактивной доске.

Функции преподавателя на данном этапе: вступительное слово (цель заседания бизнес- клуба  – получение и распределение инвестиций. Осуществление показа презентации.

Основные виды деятельности преподавателя: работа за РМП и с интерактивной доской, открытие файла  презентации.

Этап 2. Тестирование учащихся.

Цель: контроль знаний.

Длительность этапа: 5–7 минут.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ: работа за РМП, с интерактивной доской и с системой голосования в режиме “Оценка” (Тест “Информационные технологии-1”).

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная работа. Полученные баллы соответствуют уставному капиталу фирмы.

Этап 3. Представление бизнес-планов фирм

Цель:  Проверка домашнего задания.

Длительность этапа: 3–4 минуты.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ: работа с интерактивной доской.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная работа  –  бизнес- план каждой фирмы представляет её директор, коллективный просмотр демонстрационного материала.

Функции преподавателя на данном этапе: контроль за работой учащихся.

Основные виды деятельности преподавателя: осуществление контроля за ходом работы учеников с интерактивной доской. Возможно оказание помощи при технических сбоях.

Промежуточный контроль: fнализ бизнес-планов с занесением баллов в журнал учёта денежных средств.

Критерии оценивания:

  • правильное решение поставленной творческой задачи;
  • оригинальность выполненного задания;
  • оформление задания, согласно требованиям,
  • представление бизнес-плана и технологии его создания..

Рефлексия:

  • На сколько правильно выбрана программа?
  • На сколько правильно поставлена цель?
  • На сколько она реализована?
  • Можно ли  сделать лучше?

Этап 4. Блиц-турнир: Word, Excel, Access

Изготовление логотипа фирмы, визитки для каждого сотрудника фирмы, создание рекламного проспекта (Word), расчёт себестоимости продукции (Excel), создание базы данных “Сотрудники” (Access); распечатка, сканирование, ксерокопирование рекламного проспекта.

Цель: контроль знаний и умений учащихся.

Длительность этапа: 20–25 минут.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ: работа с ПК, локальной сетью, принтером, сканером, ксероксом.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная работа (Интерактивная доска . Задания – создание логотипа фирмы,Word, Excel, Access.).
Работа по группам: логотип, визитка, рекламный проспект, расчёт  себестоимости, база данных «Сотрудники», распечатка, ксерокопирование и сканирование проспекта, сброс на РМП  с последующей демонстрацией на интерактивной доске.  

Функции преподавателя на данном этапе: контроль за работой учащихся

Основные виды деятельности преподавателя: осуществление контроля за ходом работы учеников у интерактивной доски. Возможно оказание помощи при технических сбоях. Решение организационных вопросов.

Промежуточный контроль: анализ блиц-турнира и работы по группам с занесением баллов в журнал учёта денежных средств.

Критерии оценивания:

  • правильное решение поставленных задач;
  • оригинальность выполненного задания;
  • оформление задания, согласно требованиям,
  • вклад каждого в работу команды.
  • качество работы с оргтехникой.

Рефлексия:

  • На сколько правильно распределены задания?
  • На сколько правильно поставлена цель?
  • На сколько смогли ее реализовать?
  • Могли ли  сделать лучше?

Этап 5. Демонстрация рекламных роликов в процессе выполнения задач 4-го этапа

Цель:  проверка домашнего задания.

Длительность этапа: 5–6 минут.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ: работа с интерактивной доской.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная работа  –  рекламный ролик  каждой фирмы представляет её менеджер.

Функции преподавателя на данном этапе: контроль за работой учащихся.

Основные виды деятельности преподавателя: осуществление контроля за ходом работы учеников с интерактивной доской. Возможно оказание помощи при технических сбоях.
Анализ рекламных роликов с занесением баллов в журнал учёта денежных средств.

Критерии оценивания:

  • правильное решение поставленной творческой задачи;
  • оригинальность выполненного задания;
  • оформление задания, согласно требованиям,
  • представление бизнес-плана и технологии его создания..

Рефлексия:

  • На сколько правильно выбрана программа?
  • На сколько правильно поставлена цель?
  • На сколько смогли её реализовать?
  • Можно ли  сделать лучше?

Этап 6. Итоговый контроль

Цель: подведение итогов урока.

Длительность этапа: 2–3 минуты.

При наличии времени проведение теста в режиме «Быстрое решение».

Подведение итогов по журналу учёта денежных средств (распределение инвестиций) выставление оценок.

Домашнее задание: подготовка к контрольной работе.

Презентация