Здоровьесберегающие традиции в деятельности дошкольного учереждения

Разделы: Работа с дошкольниками


Жизнь в ХХІ веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особо остро эта проблема стоит в образовательном учреждении, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты. Именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Конечно же, проблема здоровьесбережения не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всех участников педагогического процесса.

В практике работы Муниципального дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида: детский сад № 10 сложилось немало традиций, направленных на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в ДОУ: детей, педагогов и родителей.

Наиболее интересной, на наш взгляд, традицией является проведение “Недели здоровья”.

Цель всех проводимых мероприятий: содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ; валеологическому просвещению родителей и их приобщению к физической культуре.

Деятельность на неделе посвящена активному отдыху и физкультуре. Отменяются все занятия, режим дня насыщается активной двигательной и творческой деятельностью.

При определении тематики недели здоровья учитываем годовые задачи дошкольного учреждения, наиболее значимые спортивные события.

Например, при решении задач воспитания на идеях народной педагогики, приобщения к традициям народов Южного Урала проводим “Неделю народных игр”, “Праздники русского народа: Масленая неделя”, “Спортивные традиции уральских казаков”, “Неделя богатырского здоровья”.

Для рациональной организации мероприятий составляется план, который обсуждается коллективом ДОУ, родительским комитетом. Также учитываются интересы и мнение детей.

План проведения утверждается заведующей детского сада не позднее, чем за 7 дней до начала “Недели здоровья”, назначаются ответственные за каждое мероприятие.

Затем педагоги (старший воспитатель, специалисты – музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели высшей и первой квалификационной категории) приступают к планированию отдельных мероприятий – разработке сценариев праздников, досугов, походов, спортивных конкурсов и соревнований… Также заранее продумываем формы поощрения всех участников.

Каждый день организуется одно большое общее спортивное мероприятие, требующее тщательной подготовки.

Так, например, проходила “Неделя богатырского здоровья”.

В понедельник: торжественное открытие “Недели богатырского здоровья” на спортивном празднике “Олимпийские звезды”.

Во вторник: организуется турпоход в лес “Веселые туристята”.

Среда: “Учитесь здравствовать” - день взаимодействия с семьями воспитанников. Формы разнообразные, зависят от возраста детей, физической подготовленности, активности родителей. Это могут быть физкультурные досуги “Вместе – дружная семья”; соревнования “Сильные, смелые, ловкие”; семейные спортивные конкурсы “Самые – самые…”.

Четверг проходит под девизом “Здоровье – стиль жизни сотрудников ДОУ”, и активными участниками запланированных мероприятий являются руководители, воспитатели, специалисты, помощники воспитателей, младший обслуживающий персонал дошкольного учреждения. Традиционными стали: торжественное построение участников на спортплощадке, спортивное шествие сотрудников, игры – аттракционы, эстафеты, индивидуальные рекорды, витаминный стол, круг почета.

В пятницу состоится закрытие недели здоровья, награждение участников. С этой целью организуем праздник “Дружба, смех, здоровье”.

Для повышения настроения участников и общего эмоционального фона при организации всех мероприятий недели красочно оформляем места проведения (спортивный зал или площадку) в соответствии с содержанием праздника или досуга, а также обязательно используем музыку. Традиционным стало и соблюдение определенных ритуалов: торжественной церемонии открытия и закрытия “Недели здоровья”, парад и представление участников, показательные выступления победителей, награждение и т.д.

Деятельность детей не ограничивается участием в общих физкультурно – оздоровительных мероприятиях ДОУ, имеют место различные формы познавательной, трудовой, творческой деятельности. Воспитатели проводят экскурсии (на спортплощадку, в спортивный зал, на стадион); совместную спортивно-игровую деятельность детей разных возрастных групп; дегустацию целебных блюд (салатов, напитков, отваров), игры – тренинги “Познай себя”, “Я и мои эмоции” и т.п. Педагоги вместе с дошкольниками издают книги, газеты, работают с посадками “Огород на окне”, разрабатывают символы здоровья.

Традиционные формы работы, рекомендованные программой “Радуга”, также посвящены теме здоровья: “Встречи с интересными людьми” (с врачом, физкультурным работником, тренером, учителем физкультуры); “Сладкие вечера” с витаминными блюдами, соками, фруктами и овощами; беседы с детьми (спорт в моей семье, о правильном питании, здоровые девочки, спортивные мальчики). Часто в игровой и театрализованной формах сообщаются гигиенические знания, закрепляются гигиенические навыки.

Как показала практика, наши традиции приводят не только к улучшению состояния здоровья воспитанников (заболеваемость в 2007 году составила 6,7 дней на одного ребенка), но и повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе, расширяют кругозор. Хорошим показателем является то, что сотрудники детского сада, практически, не имеют проблем со здоровьем. Неделя здоровья является и пропагандой валеологических знаний среди родителей: они больше внимания уделяют своему здоровью и здоровью своих детей, занимаются с ними утренней гимнастикой, физкультурой, выполняют элементарный самомассаж…

Таким образом, наши традиции направлены не только на сохранение и укрепление здоровья детей, но и на формирование у всех участников педагогического процесса (родителей, педагогов, воспитанников) ответственности в деле сохранения собственного здоровья.