Программные задачи:
Образовательные – систематизировать знания по темам: “Зима”, “Зимующие птицы”, “Зимние забавы и игры детей”; учить ориентироваться по плану местности; закреплять правила дорожного движения, научить правильно называть улицы своего микрорайона.
Развивающие – формировать навыки связной речи; развивать познавательный интерес к окружающей действительности; развивать психические процессы, мелкую и общую моторику;
Воспитательные – воспитывать у детей интерес и любовь к своему городу; воспитывать умение и способность работать в микрогруппах; воспитывать положительное отношение к природе, окружающему нас миру.
Оборудование – письмо от Зимы, план микрорайона, атрибуты к сюжетно – ролевой игре “Автобус”, “волшебная” палочка, макет кормушки с трафаретами зимующих птиц, карточки с заданиями, картины – фотографии микрорайона, мягкая игрушка – Сорока.
Ход занятия
1 часть – введение в игровую ситуацию – письмо от Зимы.
Дети входят в зал, украшенный снежинками, звучит лирическая музыка. В форточку залетает письмо. Воспитатель читает его детям:
“Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Помогите мне, пожалуйста, найти мою “волшебную” палочку. Без нее не могу я приступить к своим обязанностям: покрыть землю белым пушистым снегом, побелить дорожки, заковать в лед реки, спрятать сосны и ели в тяжелые снеговые шубы”.
Воспитатель:
- Дети вы догадались от кого это письмо, кто его мог написать нам? (ответы детей). Надо обязательно помочь Зиме найти её “волшебную” палочку, иначе:
Что же будет, братцы!
На коньках не покататься,
И в снежки не поиграть,
И сугробов не видать.
И на лыжах не побегать.
Скучно будет всем без снега!
Воспитатель:
- Как, вы дети, представляете себе, “волшебную” палочку? (ответы детей).
- Где мы её будем искать? (ответы детей).
Здесь скрывается какая – то тайна! (воспитатель предлагает детям оглянуться вокруг, дети замечают следы). Что же мы будем делать? (дети идут по следам и находят сверток).
Дети разворачивают сверток и достают план микрорайона, на котором цифрами указан маршрут поиска “волшебной” палочки.
Как вы думаете, мы поедим, или пойдем пешком? На чем вы хотите поехать? (дети перечисляют транспорт: автобус, трамвай и т.д.)
2 часть – сюжетно-ролевая игра “Автобус”
С помощью считалки выбирают водителя, кондуктора, покупают билеты, и согласно им садятся на свои места. Билеты разных цветов – синие и красные, таким образом происходит деление на микрогруппы.
Пассажиры:
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал, и автобус побежал.
Светофор:
Стоп! Машинам красный свет,
Дальше вам дороги нет!
Посмотрите-ка, в окошко
И подумайте немножко,
Что за здание пред вами,
Отвечайте быстро сами!
На стенах висят картины – фотографии с изображением знакомых детям зданий и мест микрорайона – галерея, ДК 1 Мая, магазин, школа, здание 20-й больницы, стадион “Енисей”. Дети отвечают.
Остановка 1 – “Проспект Красноярский рабочий”
(воспитатель обращает внимание на поток автотранспорта, предлагает вспомнить правила дорожного движения, указывает на милицейский жезл в руках ребенка – светофора)
Может, это и есть “волшебная” палочка, которую мы ищем? (дети рассматривают жезл, потом отправляются дальше).
Остановка 2 – “Зимний городок”, Д./игра “Валенки, рукавички”
На этой остановке детям показывают картину, на которой изображены зимние забавы детей. Дети вспоминают, что они делали на экскурсии в зимнем городке.
Воспитатель предлагает детям ведерко с кусочками льда – сюрприз от Зимы.
Может это и есть “волшебная” палочка?
Почему льдинки плачут у нас в руках? (версии детей).
Д./игра “Валенки, рукавички” (детям предлагают рассмотреть “зашумленные” картинки, одна микрогруппа ищет и считает рукавички, другая – валенки. Дети выясняют, что “волшебной” палочки среди картинок нет).
3 часть - Физкультминутка “Хлоп, ладошка”
Дети стоят в парах лицом друг к другу, декламируют стихотворение и одновременно выполняют движения:
Вот у нас игра какая:
Хлоп, ладошка, (дети соединяют “зеркально” свою ладошку с ладошкой напарника, начинают с любой, по своему выбору).
Хлоп, другая.
Правой правую
Ладошку
Мы пошлепаем немножко, (3 хлопка правой ладошкой по правой ладошке соседа)
А потом
Ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай. (3 хлопка левой ладошкой)
А потом, потом,
Потом
Левой правую побьем. (3 хлопка левой ладошкой по правой ладошке, и наоборот).
Светофор:
Свет зеленый зажигаю
И вас дальше отправляю.
Дети садятся в автобус и говорят слова:
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал, и автобус побежал.
Остановка 3 – “Стадион “Енисей”
- Что же здесь приготовила нам Зима?
В какие спортивные игры играют на стадионе?
Что нам нужно для игры в хоккей?
Похожа ли клюшка на “волшебную” палочку?
(Дети снова садятся в автобус и едут дальше)
Остановка 4 – “Парк”
Д./ игра “Найди зимующих птиц и посади их на кормушку”
Воспитатель беседуют с детьми о зимующих птицах, затем предлагает детям выбрать и посадить на кормушку трафареты зимующих птиц.
На леске “прилетает” Сорока с “волшебной” палочкой, дети благодарят её, что она нашла потерю. Проводится игра “Волшебная палочка”: дети передают по кругу “волшебную” палочку, называя приметы зимы. Воспитатель обещает переслать “волшебную” палочку её хозяйке – Зиме.
4 часть - итог занятия
Детям предлагают вспомнить, где они побывали и что узнали, обобщение итога в “пальчиковой” гимнастике:
Любим очень мы гулять, (“шагают” пальцами обеих рук по столу)
Все на улице считать:
Детский сад – это раз,
Магазин – это два,
Три – спорткомплекс “Енисей”,
Проходите поскорей!
А четыре – у ДК
Ёлка очень велика.
Пять - по улице Иркутской
Возвращаемся назад.
(на каждое название загибают по пальчику)
Погуляли, посчитали,
Очень многое узнали!
(ритмично сжимать и разжимать пальцы в кулачок).