Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями культуры и искусства Китая.
Задачи:
- Развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности.
- Воспитывать художественно-творческий вкус и потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры.
- Учить использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- мультимедийная презентация к теме урока,
- образцы вееров,
- фарфоровая посуда,
- карточки с заданиями,
- репродукции картин китайских художников разных жанров.
Ход урока
Здравствуйте ребята, меня зовут Боярская Людмила Николаевна, я работаю в Зоркинской средней школе учителем изобразительного искусства и мировой художественной культуры.
Сегодня я предлагаю вам, совершить путешествие в древнюю и загадочную страну находящуюся далеко на востоке, которая подарила миру много изобретений, и которыми человечество пользуется до сих пор. В этой стране впервые было изобретено колесо, бумага, порох, компас, фарфор и еще множество других вещей. Никто из вас не догадался, куда мы отправимся?
Я предлагаю совершить путешествие в древнюю, необычную и загадочную страну – Китай и познакомиться с ее культурой и искусством. Будьте внимательны, всё хорошенько запоминайте, потому, что в конце урока мы проверим ваши знания.
И так, приглашаю вас на борт авиалайнера, который доставит нас в столицу Китая – древний город Пекин. Приготовьтесь, наш полет будет проходить на высоте 4000 км и продлится несколько минут.
Китай или Поднебесная империя как с незапамятных времен китайцы называли свое государство, раскинулась на необъятных просторах Восточной и Центральной Азии. Китай третья по величине страна в мире, после России и Канады. Ее территория составляет свыше 9000 квадратных километров. Китай отличается большим разнообразием рельефа и климата. В Китае располагаются самые высокие в мире горные хребты и обширные речные долины, есть обширные низменности с влажным климатом и жаркие безводные пустыни. Но горы составляют неотъемлемую часть китайского пейзажа. Здесь в долине реки Хуанхэ около 6000 лет назад зародилась одна из древнейших цивилизаций, которая оказала влияние на развитие всех народов населяющих страны Дальнего Востока.
Наш авиалайнер начинает спуск, и с высоты птичьего полета мы видим грандиозное сооружение, которое видно даже из космоса – это Великая Китайская стена. В III тысячелетии до н.э. по приказу императора на севере страны было начато строительство мощного крепостного сооружения. Великая Китайская стена протянулась более чем на 3500 км и защищала Китай от нападений кочевников. Стена с зубчатым завершением в некоторых местах в высоту достигала 50 метров, а в ширину 5-8 метров. На множестве сигнальных башен при малейшей опасности вспыхивали огни, предупреждая об угрозе нападения. В настоящее время Великая Китайская стена – музей под открытым небом – ее ежегодно посещают тысячи туристов.
Внимание, мы совершаем посадку в аэропорту столицы Китая – древнем городе Пекине. С 1421 года Пекин является столицей государства, где сосредоточено множество культурных и исторических ценностей страны. Обратите внимание на архитектурные сооружения окружающие нас. Многоярусность крыш, загнутые вверх края крыш – отличительная черта строений в восточном стиле. Главным архитектурным ансамблем Пекина является расположенный в центре города – монументальный и величественный императорский дворец – Запретный город, окруженный со всех сторон высокими крепостными стенами и рвом наполненным водой. Запретный город состоит из множества дворцов, павильонов и храмов. Главный из которых – Храм Неба, являющейся символом китайской культуры и религии. Монументальность и праздничность – вот отличительная черта китайской архитектуры.
Наряду с тем в отличие от архитектуры жилых зданий и храмов подчиненных строгим правилам и канонам сады и парки в Китае представляют собой очень широкое разнообразие. Это сады для созерцания, сады воды, сады камней… Единственным правилом для составления китайского сада служит обязательное использование четырех элементов мироздания – растительности, земли, воды и камня – и при том, сад должен выглядеть так, будто его не коснулась рука человека. Традиционный китайский сад ничего не выражает, он символизирует свободу и безмятежность. (задание № 1)
Уважаемые туристы продолжим наше путешествие и следующую остановку мы сделаем в Пекинском художественном музее. Давайте войдем и посмотрим на экспонаты выставки.
В первом зале мы с вами видим древние керамические изделия. Керамика – это изделия из обожженной глины. Здесь широко представлены предметы домашней утвари созданной еще в V тысячелетии до н.э. Большую часть зала занимает так называемая “Терракотовая армия” – это керамические фигуры воинов выполненных в полный рост в боевом облачении, с оружием и даже с боевыми лошадьми и колесницами. Не один из этих воинов не похож друг на друга. Эта армия была обнаружена неподалеку от гробницы императора жившего в III тысячелетии до н.э.. Построенное в боевом порядке глиняное войско охраняло покой своего императора.
В этом же зале мы с вами можем увидеть одно из чудес и загадок Китая. Фарфоровые изделия с давних времен привлекают к себе внимание мастеров всего мира. Китайская фарфоровая посуда настолько тонка, что кажется прозрачной, ее сравнивают с яичной скорлупой. При этом посуда, украшенная затейливым, сказочным орнаментом становится просто бесценной. Цари и императоры всего мира считали большой честью иметь у себя сервизы из китайского фарфора. Однако разгадать секрет изготовления китайского фарфора не одному иноземному мастеру не удалось. Китайские мастера очень бережно хранят свой секрет и передают его из поколения, в поколения создавая потрясающие шедевры.
Перейдем в следующий зал. Здесь широко представлена традиционная китайская живопись. Начиная со средневековья, китайские живописцы создавали свои картины на длинных полотнищах шелка или бумаги, которые имели форму горизонтального или вертикального свитка завершенного деревянными валиками. Шелк подвергали предварительной обработке, затем расстилали на полу или на низком столике.
Перед художником стояли набор кистей, тушечница в которой они растирал спрессованную тушь и сосуд для воды. Краски минерального или растительного происхождения разводили водой. Когда картина была закончена, ее наклеивали на плотную бумагу и сворачивали в свитки, которые хранили в драгоценных шкатулках. И вынимали оттуда для того чтобы рассмотреть.
Горизонтальные многометровые свитки развертывали на столе, вглядываясь в каждый эпизод. Вертикальные, вешали на стену так же постепенно разворачивая и внимательно рассматривая. В китайской живописи существует 12 жанров – самые популярные из них это “жень у” – изображающий людей и их вещи ; широко представлен портретный жанр (например, на этом портрете изображен Чингисхан, а это портреты императоров) (Задание № 2)
“Хуо-няо” – цветы и птицы – художники работающие в этом жанре изображают прекрасных, часто сказочных птиц среди цветов; жанр “шань-шуй” – переводится как картины гор и вод где горы традиционно олицетворяли мужское начало – “ян”, а воды символизировали женское начало –“инь”.
Часто картины снабжены пояснительными надписями или стихотворными текстами. Искусство каллиграфии в Китае считается высшей добродетелью, а знание более чем трех с лишним тысяч иероглифов – считается признаком высокой учености человека. Китайская письменность очень сложна, один иероглиф обозначает иногда не одно слово, целое предложение.
Как вы думаете, что это? Конечно веер. Знаете, а веер не всегда являлся аксессуаром, и не всегда служил только для того чтобы им обмахиваться в жару. Давным давно, китайские воины использовали веера сделанные из металлических пластин в качестве щитов, которыми укрывались от стрел. (Задание № 3.)
Уважаемые туристы следующую нашу остановку мы совершим в Пекинской государственной консерватории. Где мы с вами посмотрим и послушаем, как звучат китайские народные инструменты. На протяжении многих тысячелетий плоть до наших дней в китайской народной музыке существует звуковая система, состоящая из 5 звуков разной высоты. По этому, для европейца звучание китайской народной музыки кажется необычным. Китайские народные инструменты это в основном ударные, разного рода барабаны, колокольчики, литавры, так же духовые инструменты – флейты, дудочки, лютни; широко распространены щипковые инструменты, такие как – гусли и арфы. В Китае с древности очень популярен театр, и раньше в театрах играли только мужчины, женские роли тоже исполняли мужчины переодетые в женские наряды. (Прослушивание муз фрагмента из оперы “Желтая река”)
Когда человек впервые оказывается в Китае, его поражает запах этой страны. Мне хочется, чтобы и вы почувствовали этот аромат, сейчас мы зажжем ароматическую палочку и окунемся в атмосферу ароматов. Аромат благовоний, различных пряностей и специй наполняет воздух. С древних времен Китай славится своими пряностями и продает их по всему миру. Именно для того чтобы продавать шелковые ткани и пряности в далекие времена был проложен Великий шелковый путь. По которому караваны возили различные диковинные товары в дальние страны , в том числе и в Россию.
Чем еще славен Китай? Конечно кухней. Китайская национальная кухня популярна во всем мире. Основу китайской кухни составляют блюда из овощей и риса. Из простых продуктов китайцы готовят просто удивительные блюда.
Заканчивая наше сегодняшнее путешествие, давайте вспомним:
- Что нового вы узнали? Что вас удивило?
- Как китайцы называют свою страну? (Поднебесная империя)
- Что необычного в архитектуре Китая?
- Какое воспоминание у вас появляется, когда вы слышите словосочетание “Терракотовая армия”
- Как называются самые популярные в Китае жанры живописи? (“цветы и птицы”, “Горы и воды”)
И так, сегодня на уроке мы с вами узнали много нового и интересного о Китае. Я надеюсь, что вы духовно обогатились и приобщились к древней и своеобразной культуре Китая.
Задание № 1: Изготовление макета китайского сада.
Оборудование для детей: плоская тарелка с песком, небольшие камни, веточки, емкости для воды.
Карточка с заданием:
Используя 4 элемента, составляющих вселенную, сделай макет традиционного китайского сада.
Задание № 2: Определи пару.
Нужно найти изображение мужчины и женщины, принадлежащих к одной национальной группе.
Задание № 3: Изготовление веера.
Из приготовленных заготовок путем сложения сделать веер.