Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, их закрепление и применение, формирование умений по проектированию и оформлению работ)
Форма урока: творческая научно-практическая лаборатория.
Форма организации деятельности учащихся: совместно-индивидуальная, коллективная, групповая.
Цель урока: Создание условий для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности путем реализации образовательных, креативных, компенсационных. профориентационных, социальных задач - раскрыть и показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя (самореализоваться) и добиться успеха.
Образовательный аспект:
- выявлять экологическую проблему и предлагать пути ее решения при анализе конкретной жизненной ситуации;
- проводить экспертизу экологического материала, экологический мониторинг, исследование;
- учить применять наиболее современные (экономичные, экологичные) способы и приемы обработки материалов;
- ознакомление с многообразием, особенностями и возможностями вторичного использования промышленных и бытовых отходов;
- пользоваться инструментами и приспособлениями для художественной обработки материалов;
- использовать различные технологии для создания изделий;
- выполнять самостоятельно изделия декоративно- прикладного творчества в доступных техниках;
- проектировать и создавать изделия с учетом закономерностей дизайна;
- работать на компьютере по воссозданию идей;
- оценивать и защищать выполненный проект;
- формирование умений работать с информационными ресурсами (журналами мод, рукоделие, работа с Internet, компьютерными и телекоммуникационными средствами);
Развивающий аспект:
- совершенствование умений и навыков расширение представления учащихся о дизайне;
- способствовать развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей, самостоятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать;
- способствовать развитию образного мышления, воображения, художественного вкуса, фантазии;
- совершенствовать навыки культуры труда;
- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук;
Воспитательный аспект:
- развитие интереса к изучению народных традиций, художественных ремёсел России, Кубани;
- способствовать воспитанию эстетического вкуса, чувства сплоченности и - взаимопомощи, ответственности;
- продолжить воспитание интереса к нетрадиционным видам декоративно-прикладного творчества; аккуратности, самостоятельности, желания создавать красивые изделия;
- способствовать профессиональному самоопределению.
Профориентационные задачи:
Развивать представления учащихся о характерных особенностях труда людей разных профессий: эколог, дизайнер интерьера, художник-оформитель, художник-декоратор.
Межпредметные связи: экология, информатика, изобразительное искусство, физика, химия
Материально-техническая база: 3 компьютера, мультимедийный проектор
Дидактическое обеспечение:
1) учебно-техническая документация: инструкционно- технологические карты для работы
2)материалы для контроля знаний учащихся: карточки-задания , тесты, кроссворды, рисунки, карандаши, фломастеры, дидактический раздаточный материал по разделу
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Проектные. Вербальные. Проблемные. Исследовательские. Совместный поиск Эвристические. Мозговой штурм. Креативные. Когнитивный. Дифференцированные наглядные (демонстрация, презентация в программе Power Point), практические (тестирование на компьютере, зарисовка эскизов, работа с дидактическим материалом.),
Оформление кабинета: творческие проекты выполненные учащимися, выставка готовых работ; образцы материалов и инструментов; раздаточный материал.
Оформление доски: тема урока,
- Пословица “Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго”,
- “Красота спасет мир”. Ф.М.Достоевский
Для лабораторно-практической работы:
- клей “Дракон”,
- декоративные шнуры,
- бисер,
- бусы,
- пластиковые баночки,
- металлические коробочки,
- ножницы,
- кисти,
- перчатки.
Ход урока
I. Оргмомент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Активизация знаний учащихся по теме урока.
Сегодня почти в каждом доме, в каждой Кубанской есть произведения народных мастеров - ковры, изделия из дерева, керамики, кожи. Они входят в нашу жизнь, в первую очередь, как художественные изделия, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением нашего жилья.
На протяжении всей своей истории человек постоянно ощущал потребность в красоте, желание видеть вокруг себя неповторимые рукотворные предметы декоративно-прикладного искусства, воплощающие вековой опыт художественного вкуса народа.
“Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго”, - говорится в пословице. Любая работа, выполненная своими руками, несёт положительную энергетику, так как хранит тепло рук мастера, согревает сердце и душу, а, главное, передаёт ваше личное отношение к человеку, которому предназначен подарок.
Вопрос: Где же взять этот замечательный материал для поделок?
- Давайте мы обратимся к природе и посмотрим , что нас окружает?
- А в каком состоянии находиться местность вокруг нас?
- Чем мы можем помочь ей?
III. Формулировка темы. Постановка учебной задачи.
- А как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока, если мы говорим о состоянии окружающей среды и о подарках выполненных своими руками.
Ответы уч-ся:
Сообщение темы и целей учителем:
- Сегодня на уроке мы рассмотрим и исследуем экологические проблемы города, природоохранные технологии и как вторично мы можем использовать промышленные и бытовые отходы. Слайд №1
1V. Обобщение и систематизация знаний .
1 .Экологический мониторинг
- За это дело взялись наши Экологи, Эксперты, Исследователи. (таблички)
Проведя экологический мониторинг, а он включает в себя три основные процедуры: наблюдение, оценка состояния и прогноз возможных изменений Слайд №2
Вывод: сообщения экологов, исследователей, экспертов.
Бытовой мусор в лесу, парках, на улицах.
Оставленный мусор – показатель степени культурности человека.
Брошенные банки и бутылки – смертельные ловушки для многих насекомых, кроме того, они будут очень долго (несколько лет) ржаветь. Для того, чтобы ускорить этот процесс, банки необходимо обжечь в костре, потом закопать (обожженная жесть распадается очень быстро).
Бытовое название всех видов пакетов из пленки – полиэтиленовые. Действительно, существуют пленки, изготовленные путем полимеризации полиэтилена и они практически безвредны для живых организмов. Но есть еще пленки из поливинилхлорида, и отличить их от полиэтиленовых крайне сложно. Как те, так и другие очень стойкие, сами они не исчезнут. Сжигать поливинилхлоридные пленки крайне опасно – при горении этих пленок выделяются диоксины, хлороводород, кадмий (одни из этих веществ являются канцерогенами, другие едкие).
Рекомендации
Поэтому не уничтожайте “полиэтиленовые” пакеты, сжигая их, но и не разбрасывайте Рядом с местом для пикника или туристической стоянки обязательно должна быть выкопана яма для мусора; после её заполнения или перед уходом с места стоянки яму надо аккуратно закопать.
Переработка бытового мусора и промышленных отходов
Большую проблему с точки зрения экологии представляет утилизация бытовых и промышленных отходов. В России на санкционированных и несанкционированных свалках, хранилищах, полигонах скопилось около 86 млрд. т твердых отходов производства и потребления, или более 530 т на каждого жителя страны. Из этой массы на мусоросжигательные заводы поступает приблизительно 5%, остальное идет на полигоны и свалки.
Кроме того, на территории России накоплено 1,1 млрд. т опасных отходов. К ним относятся радиоактивные отходы, пестициды, запрещенные к употреблению или пришедшие в негодность запасы химического оружия, диоксины, которые содержатся в отходах хлорного производства и целлюлозно-бумажных комбинатов. Слайд №3
В то же время в бытовом мусоре содержится много ценных веществ: органические соединения, годные для удобрения, бумага и картон, стекло, пластмасса, кожа, дерево, металлы. Поэтому разрабатываются проекты и строятся специальные заводы по переработке мусора. Они более безопасны для окружающей среды и одновременно более экономичны, чем мусоросжигательные установки. Сократить накопление отходов позволяет многоразовое использование стеклянных бутылок, сбор пластмассовых бутылок и полиэтиленовых пакетов для переплавки и т.д.
Поэтому сейчас много внимания уделяется безотходным технологиям.
Безотходная технология — это такой способ производства продукции, при котором наиболее рационально и комплексно используются сырье и энергия в цикле: сырьевые ресурсы — производство — потребление — вторичные сырьевые ресурсы. Это позволяет сделать минимальным воздействие на окружающую среду и не нарушать ее нормального функционирования.
3. О Концепции краевой целевой программы “ОТХОДЫ”(Приложение №1) http://tiss-eco.narod.ru/doc1/p1_3.html Слайд №4
4. Экспертиза экологического материала
Экспертиза материала для работы показала, что все чаще технически “здоровые” изделия и материалы оказываются на свалке. Но ведь можно их использовать как сырье для новых изделий
Показ материала для работ (пластиковые и металлические баночки, коробочки, и т.д.)
1V. Обобщение и систематизация знаний .
1. Повторение (компьютерный тест)- оценка “жетоны”-
Давайте мы с вами, посмотрим на эти материалы глазами дизайнера Кто такой дизайнер? Этапы развития дизайна в России? Виды дизайна?
Тестирование Алгоритм работы с “тестером” Приложение2 Слайд №5
ОБЗОР
- файл “дизайн”
- открыть
СТАРТ
- регистрация (пишем фамилию или имя) - ОК
- высветился вопрос – нажми правильный ответ из предложенных вариантов
- тест закончили на ? ответ НЕТ
- читаете свою оценку
ОЧИСТИТЬ
- Закрыть тест
- Оценивание жетонами.
2. “Дизайн” – лаборатория (проектная деятельность)
Определение перечня критериев - правила проведения экспертизы и оценки изделия.
Повторив о дизайне, мы с вами в нашей “Дизайн-лаборатории” освоим и другие профессии, знаниями которых должен владеть дизайнер.
Что в дальнейшем нам поможет при определении перечня критериев, которому должно удовлетворять сделанное вами проектное изделие
Кроссворд по экспертизе и оценке изделия Слайд №6
Люди какой профессии отвечают за:
1.Техническое совершенство- Инженер
2. Общественная потребность – Социолог
3. Эстетические достоинства – Художник
4. Удобство пользования - Эргономист
5. Затраты, прибыль - Экономист
Выработка идей, поиск возможных решений, планирование изготовления изделия Ведь скоро Новый год, Рождественские каникулы. Слайд№7 образцы идей
(Оценивание идей с учетом наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной идеи отличной от других и соответствующих всем критериям)
V. Применение знаний, формирование умений.
Перед каждым стоит сегодня задача: проявить свою фантазию и воображение, сделать красивое изделие и продемонстрировать его.
1. Инструктаж по технике безопасности, правила работы
2. Демонстрация основных этапов технологической последовательности изготовления изделий Слайд № 8,9,
3. Индивидуальная работа учащихся: выполнение практического задания по технологической карте
4. Работа с картой индивидуального маршрута. (Приложение №3)
Карта индивидуального маршрута представляет собой таблицу с вариантами практического задания. Задания разного уровня и учащиеся самостоятельно выбирают свой вариант задания. В конце урока в последнем столбце результат проставляется учителем или, в зависимости от целей урока, самими учащимися.
Физминутка
Во время практической работы учитель контролирует положение головы, тела, проводит упражнения на релаксацию шейно-плечевого пояса
(Здоровьесберегающие технологии).
VI. Контроль и рефлексия.
Выставка практических работ. (Презентация раннее выполненных) Слайд №10
Учащиеся представляют работы сделанные на уроке
Испытания в процессе использования. Самооценка. Трудности.
Анализ, комментарий учителя к каждой работе.
VII. Подведение итогов.
Примерные вопросы беседы:
- Нравятся ли Вам работы, представленные на этой мини-выставке?
- Есть ли в ваших домах такие работы?
- С какими работами приятнее иметь дело: с купленными в магазине или сделанными своими руками?
- Как Вы думаете, актуальны ли эти работы в наши дни?
- Хотите Вы сделать такие же работы для своих друзей и близких?
- Украсят ли такие работы Ваш дом?
- Где может найти практическое применение ваша работа?
- Какие технологические операции нам еще предстоит сделать, чтобы изделие стало функциональным?
Чем помогли вы окружающему миру?
Умейте видеть красоту в жизни, созидать ее, ведь как сказал писатель Ф.М.Достоевский: “Красота спасет мир”. Слайд №11
VIII. Домашнее задание.
Подготовить технологическую карту изготовления своего изделия и эколого-экономическое обоснование. Спасибо за урок
Оценивание в “Открытом журнале”
Ф. И. ученицы | теория | тест | практика | итог | |
О Т К Р Ы Т Ы Й |
|||||
5 4 3 2 | Ж У Р Н А Л |
ЛИТЕРАТУРА.
- Детская энциклопедия 2005г.
- Электронный учебник “Экология” 10-11 класс
- Учебник технологии10-11 класс Вентана-Графт
- Ресурсы сети Интернет http://tiss-eco.narod.ru/doc1/p1_3.html
- Сайт города Кропоткин
- Дополнительные ЦОРы:
- Экскурсии по микрорайону для фоторепортажа.(обучение по применению с цифрового фотоаппарата)
- Изделия подготовленные руками учащихся из материалов собранных на близлежащей территории МОУ СОШ №17 (Творческие проекты) – безотходные технологии.