Цели урока:
- Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.
- Познакомить с понятиями “словообразование” и “словоизменение”.
Ход урока
Учитель: - Здравствуйте!
- Сегодня на минутке чистописания будем писать следующие буквы:
р к н о ь е-
- Что о них можете сказать?
Дети: - р к н – согласные;
- о е – гласные
- е- обозначает 2 звука, если….
- ь- звука не обозначает, но указывает на мягкость впереди стоящего согласного и бывает разделительным
Учитель: - Попробуйте составить из всех этих букв слово.
Дети: - Корень.
Учитель: - Как понимаете смысл слова “корень”?
Дети: - Корень – общая часть слова; корень у дерева.
Учитель: - По другому часть слова в русском языке называется “морфема”.
- А какие еще части морфемы вы знаете?
Дети: - Приставка, суффикс, окончание.
Учитель: - Итак, сегодня мы будем путешествовать по островам морфемики.
Привет, друзья!
Примите приглашение.
В нашей стране мы ждем вас с нетерпением.
Познаете вы много разных тайн.
Морфемы тут живут – и здесь, и там.
- Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Морфемику. Эта страна интересна тем, что состоит из островов. Мы, конечно же, посетим эти острова и познакомимся с их жителями. Вы готовы к этому?
Дети: - Да.
Учитель: - Хорошо! Итак, в путь! Ребята, что же это за страна такая – Морфемика?
Дети: - В этой стране живут части слова.
Учитель:
Какой же первый островок?
С чего начнем, друзья урок?
Нас приглашает окончание,
И у него для вас задание.
А что такое окончание?
Дети: - Окончание, изменяемая часть слова.
Учитель: - Ну-ка, друзья, внимание! В каждом ли слове есть окончание?
Дети: - Нет! Бывает нулевое окончание.
Учитель: - Докажите.
Дети: - Например, дом – дома, глаз – глаза.
Учитель: - Когда вы будете постарше, окончание расскажет все свои секреты. У него еще много тайн. А для чего нам нужно окончание?
Дети: - Для связи слов в предложении.
На доске:
В, хорошо, гости, дом, а, лучше.
Учитель: - Посмотрите на доску. Какое задание мы можем придумать к этой группе слов?
Дети: - Составить предложение.
Учитель: - Составьте.
Дети: - В гости хорошо, а дом лучше.
Учитель: - Какая морфема нужна нам, чтобы связать слова в предложении.
Дети: - Окончание.
Учитель: - Измените окончание и запишите пословицу в тетрадь.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Дети: - Как бы хорошо ни было в гостях, дома всегда лучше.
Учитель: - Правильно. Даже есть такая поговорка: “Дома и стены помогают”. Здесь всегда тебя поймут, защитят. Мы с вами тоже вернемся домой, когда закончим наше путешествие. А теперь давайте поговорим об окончании. Как вы думаете, о чем оно может нам рассказать?
Дети: - Какая часть речи, род, число.
Учитель: - Молодцы. У меня на доске слова: дом, синий, зима, Найдите лишнее.
Дети: - Синий, т. к. это прилагательное, а остальные существительные
Учитель: - Запишите в тетрадь, разберите.
- Из каких морфем состоит слово?
Дети: - Корня и окончания.
Учитель: - Другими словами из основы и окончания.
- Как вы думаете, какая еще морфема входит в основу?
Дети: - Приставка.
Учитель: - Закройте глазки. Сейчас мы с вами вообразим, что мы опять на нашем корабле, который плывет к следующему острову, Прислушайтесь, что с палубы кричит матрос:
Матрос: - “Приплыли! Причаливайте! Выходите! Скорее, скорее на остров спешите!”.
Учитель: - Как вы думаете, на каком острове мы оказались?
Дети: - Приставочном.
Учитель: - Почему вы так решили?
Дети: - Матрос специально выделял их голосом.
Учитель: - Что такое приставка?
Дети: - Часть слова, которая стоит перед корнем.
Учитель: - А вы знаете, что нужно для того чтобы правильно выделить приставку?
Дети: - Подобрать однокоренное слово с приставкой или без.
Учитель: - А вот какое задание приготовили нам на этом острове. Нужно составить и записать слова, выделив приставки.
вы/ об/ до/ при
раз/ учить/ про
под/ от/ на/ по/ из
- Проверим, какие слова вас получились?
ФИЗМИНУТКА
Учитель: - Встали, прыгнули-подпрыгнули, сели-присели, шагнули–перешагнули, взмахнули-смахнули, подошли-отошли, повернулись-повертелись-развернулись, прогнулись-выпрямились, нагнулись-разогнулись.
- Скажите, наши действия менялись в зависимости от команды?
Дети: - Да.
Учитель: - Как вы думаете, какая морфема этому способствовала?
Дети: - Приставка.
Учитель: - А теперь глаза закрыли! С вами дальше мы поплыли. Продолжается наше кругосветное путешествие!
Учитель:
Водичка тепленькая.
Погодка чудненькая.
Вот птичка маленькая
Несет задание
Начинаем наше собрание.
Что за остров впереди?
Мы не сбились ли с пути?
Дети: - Остров суффиксов.
Учитель: - Почему вы так решили?
Дети: - Вы их выделяли голосом.
Учитель: - А что такое суффикс?
Дети:- Часть слова, которая стоит после корня.
Учитель: - А задание на этом острове будет следующее: “ Списать слова, разделив их на две группы. Кто догадался на какие?
Дети: - Слова с суффиксом и без суффикса
Учитель: - Запишите. Проверим.
- Скажите, чем отличается приставка от суффикса?
Дети: - Приставка перед, а суффикс после корня.
Учитель: - А чем похожи?
Дети: - Служат для образования слов.
Учитель: - Приставки и суффиксы весело живут,
Они словам значения дают.
А вам дают задание на внимание. Прочитайте этот текст.
На доске:
В у | илась | очка |
В у | а | ла. |
Учитель: - Что, друзья, трудно? Здесь нет корня, поэтому трудно читать. Тогда попробуйте прочитать вот это. Здесь пропущены все морфемы, кроме корня.
На доске:
В лес | род | ел |
В лес | он | рос |
- При помощи чего смысл восстанавливается быстрее и легче?
Дети: - Корня.
Учитель: - Итак, друзья, вперед! Нас самая главная часть слова ждет. Посмотрите на доску.
ЗРИ В КОРЕНЬ.
- Что значит эта надпись? Почему на этом острове поместили это выражение?
Дети: - Надо смотреть на самое важное, самое главное.
Учитель: - А при чем тут корень?
Дети: - Корень – это главная морфема.
Учитель: - Что такое корень?
Дети: - Это общая часть родственных слов.
Учитель: - Итак, внимание задание: “Посмотрите на слова. Что вы можете рассказать про эти слова?”
На доске:
Высокий, сок, сокол.
Дети: - Они не однокоренные.
Учитель: - Почему? У них же есть общая часть?!
Дети: - У них разные корни.
Учитель: - Докажите.
Дети: - Высокий - высь, сок - соки, сокол - соколиный.
Учитель: - Запишите в тетрадь, выделите корень.
- Молодцы! Что же мы с вами сегодня делали?
Дети: - Образовывали новые слова.
Учитель: - А как называется это по научному?
Дети: - Словообразование.
Учитель: - Что помогало нам образовывать слова?
Дети: - Суффиксы и приставки.
Учитель: - А теперь вернемся к словам с общей частью “учить”, которые вы образовывали на приставочном острове. Подберите еще к ним однокоренные слова.
Дети: - Учитель, завуч, учебник, учительская, ученик.
Учитель: - Какой будет корень в этих словах?
Дети: - Уч.
Учитель: - А теперь посмотрите на доску. Я записала слово “ученик”, какое окончание? Давайте вместе изменим его.
Нет кого? ученика
Рад кому? ученику
Горжусь кем? учеником
Говорю о ком? о ученике
Много - ученики.
- Что вы можете сказать о этой группе слов?
Дети: - Это форма одного и того же слова.
Учитель: - Что же помогло изменить вам слово?
Дети: - Окончание.
Учитель: - Так чем же мы сейчас занимались, кто догадался?
Дети: - Словоизменением.
Учитель: - А какая разница между словообразованием и словоизменением.
Дети: - Изменить слово нам помогает окончание, а создать новое слово – приставка и суффикс.
Учитель: - Итак, нам пора говорить “До свидания!”, но жители страны дают последнее задание.
- Что за пословица, прочитайте ее и запишите в тетради.
Без | а | не | тян | и | у | из | а. |
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Итог урока.
Учитель: - Так что нового вы сегодня на уроке узнали?
Дети: - Части слова называются морфемой. При помощи морфем приставки и суффикса образуются новые слова, и называется это словообразованием.