Здравствуйте!
Сегодня на уроке мы будем с вами изучать “Закон Джоуля-Ленца”. В ходе урока вы должны будете выяснить какие закономерности описывает закон Джоуля-Ленца, научиться применять этот закон для решения задач. И делать это вы будете, работая в парах и индивидуально.
- Чем вы будете заниматься сегодня на уроке? (вопрос учащимся)
Сейчас в паре за пять минут вам необходимо восстановить знания, необходимые для дальнейшего изучения нового материала. Для этого вам необходимо ответить на вопросы, обсудив в паре ответы.
Закончили работу. Какие вопросы, из предложенных, вызвали затруднения? Кто может ответить? (Выслушать ответы на вопросы вызвавшие затруднения, если необходимо ответить самому. Затем быстро выслушать ответы на остальные вопросы).
А сейчас внимание на экран. Просмотрите видеофрагмент.
(Просмотр видеофрагмента из Библиотеки наглядных пособий “Физика 7-11 классы” фирмы “1С: Образование”).
В данном видеофрагменте показано, что при протекании электрического тока по металлическому проводнику он нагревается. Это происходит в результате взаимодействия электронов с ионами, расположенными в узлах кристаллической решетки. Выделившуюся энергию проводник передает окружающим телам. По закону сохранения энергии A=Q.
- От каких величин и почему зависит количество теплоты, переданное проводником окружающей среде? (вопрос учащимся)
(Учащиеся должны указать зависимость Q от силы тока, то есть от количества электронов, прошедших через поперечное сечение проводника, и от сопротивления. Так же указать характер зависимости).
Мы выяснили, что Q зависит от силы тока и от сопротивления, а также, что Q=А. Работу электрического тока можно найти по формуле А=IUt. Но данная формула не отражает зависимость Q от R. По закону Ома для участка цепи U=IR. Следовательно получаем Q=I2Rt. Это соотношение выражает закон Джоуля – Ленца.
Количество теплоты, выделенное проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени прохождения по нему тока.
- Как количество теплоты, выделяемое проводником с током, зависит от величин, входящих в формулу, выражающую закон Джоуля-Ленца? (вопрос учащимся)
Далее вы снова работаете в паре. На работу вам дается пять минут. Вам необходимо восстановить представленный материал, сформулировать вопросы на понимание и записать эти вопросы в тетрадь.
- Пожалуйста, назовите вопросы, которые вы сформулировали. Кто может ответить на данный вопрос? У кого другой вопрос, еще не звучащий? (вопрос учащимся)
- Заданные вопросы были вопросы на понимание или какие-то другие (на уточнение, на знание)? (вопрос учащимся)
Просмотрим пример решения задачи на использование закона Джоуля – Ленца. (Учитель формулирует условие задачи, проговаривает ход решения задачи, демонстрируя слайд № 8 презентации).
В паре решить предложенные задачи. Необходимо помнить правила работы в паре: решить задачу, обсудить решение с товарищем, если необходимо исправить ошибки. Затем приступать к решению следующей задачи. Работу вам необходимо выполнить за 10 минут.
Закончили работу. Сейчас вы работаете индивидуально. Возьмите тестовые задания. Подпишите. Отметьте правильные ответы. Перепишите ответы в тетрадь. Работаете 5 минут.
Сдать выполненные тестовые задания. Проверить правильность выполнения теста.
(Коды правильных ответов представлены на слайде № 11 презентации).
Обсудив в паре затруднения, которые испытывал каждый из вас, выбрать то домашнее задание, которое поможет вам, справится с этими затруднения. Записать, выбранное задание в дневник.