Гуманизация образования, ориентация на личность ребенка – важнейшие приоритеты для учителя. Именно это заставляет каждого педагога в своей деятельности применять такие методы, которые максимально учитывают психологические и возрастные особенности учащихся. Использование в учебном процессе игр, позволяет решить многие дидактические цели. В процессе игры, учащиеся сталкиваются с ситуацией выбора, в которой они могут проявить себя как личность, развивая свое творчество. Кроме того, участникам игры предоставляется возможность выбора не только вида деятельности, но и содержание заданий.
К подготовке урока в нестандартной форме учитель прилагает большие усилия, чем к другим урокам. Но это вполне окупается положительными эмоциями учащихся. Кроме того, такой вид деятельности повышает уровень квалификации самого учителя.
Я разработала и хотела бы предложить Вашему вниманию игру “Магазин” для учащихся 5-6 классов по теме “Действия с десятичными дробями”.
Урок-игра “Магазин”
Цели:
- Проверить умение выполнять действия над десятичными дробями.
- Развивать чувство ответственности за свои поступки.
Место урока в теме: заключительный урок по теме “Действия с десятичными дробями” в 5 классе или урок-повторение в начале 6 класса.
Оборудование:
- Карточки с заданиями (трех уровней) <Приложение 1> <Приложение 2>.
- Ценники.
- Деньги (“ОРТики”)
<Рисунок1>
- Бейджики с названиями должностей “Продавец”, “Продавец-консультант”.
Предварительная подготовка:
- Составление карточек-заданий по трем уровням.
- Выбор продавцов и продавцов-консультантов из числа учащихся, хорошо умеющих выполнять действия над десятичными дробями, которые до урока прорешивают предложенные задачи.
- Подготовка “денег”.
Ход урока
1. Объяснение правил игры:
Учитель: Добрый день, ребята. Все вы каждый день в той или иной мере сталкиваетесь с такой ситуацией, что вам нужно что-то купить. Для этого вы отправляетесь в магазин и становитесь покупателями. Сегодня я предлагаю вам стать покупателями. Вашему вниманию будет предложен необычный товар – задачи. Кроме того, решив купленную задачу, вы можете сдать ее в так называемый комиссионный магазин, где вам будут возвращены деньги, еще и с небольшими процентами за проделанную работу. В начале игры банкир, т.е. я, выдаст вам в долг 200 “ОРТиков”, которыми вы можете распоряжаться по своему усмотрению. Придя в наш магазин, вы можете покупать у “Продавцов” любую задачу. Цены задач зависят от их уровня сложности. Задачи I уровня сложности стоят 50 “ОРТиков”, II уровня – 100 “ОРТиков”, III уровня – 150 “ОРТиков”. После того, как вы решили купленную задачу, вы подходите к “Продавцам” комиссионного магазина и представляете их вниманию номер задачи и полученный ответ. Если задача решена правильно, то вы получаете назад стоимость этой задачи и бонусы, которые тоже зависят от уровня сложности: I уровень – 10 “ОРТиков”, II уровень – 20 “ОРТиков”, III уровень – 30 “ОРТиков”. Если задача вызовет у вас затруднения, вы можете воспользоваться услугой “Продавцов-консультантов”. Это процедура платная – ее стоимость – 10 “ОРТиков”. Если купленная задача решена не правильно, то ее стоимость вам не возвращается и проценты тоже.
В нашей игре имеются нюансы:
1. Вы можете покупать задачи и решать их сами, а можете скооперироваться с другом, покупать задачи вскладчину, вместе их решать, но тогда и вырученные деньги делятся пополам.
2. Если вас часто постигают неудачи в решении задач, для вас предусмотрена кредитная карта, на которой есть дополнительная сумма – 100 “ОРТиков”. Естественно, по окончании игры вы должны вернуть истраченные по кредитной карте деньги.
За 10 минут до окончания игры магазин закрывается. Вы подсчитываете деньги. По результатам ставится оценка:
“5” – если {“имеющаяся сумма” – 200 “ОРТиков”} больше или равна 120 “ОРТиков”;
“4” – если {“имеющаяся сумма” – 200 “ОРТиков”} в промежутке [90 “ОРТиков”; 120 “ОРТиков”);
“3” – если {“имеющаяся сумма” – 200 “ОРТиков”} в промежутке [60 “ОРТиков”; 90 “ОРТиков”].
2. Процесс игры.
3. Подведение итогов.
4. Рефлексия.