Программное содержание:
1. Образовательные цели:формирование культуры речевого поведения (речевой этикет);
2. Коррекционно-развивающие:
- совершенствование умения уместного употребления речевых этикетных формул;
- формирование у детей первоначальных риторических умений;
- улучшение обшей моторики и координации движений;
- развивать коммуникативно-речевые навыки;
3. Воспитательные: воспитание у детей доброжелательного поведения, внимания, отзывчивости к окружающим
Материал к занятию:и ллюстративный материал для анализа конфликтных ситуаций, пиктограммы (картинки – символы), изображающие настроение, деревянные палочки, разрезные картинки, геометрические фигуры, контурное изображение лиц девочек и мальчиков, цветик - семицветик и другие цветы.
Ход занятия
1. Коммуникативно-речевая игра “Милый друг”
(Цель этого упражнения настроить детей друг на друга, дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания)
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель обращается к детям:
“Будьте добры – это я говорю по секрету.
Будьте добры – и не ждите за это конфету.
Будьте добры без игры и во время игры.
Если сумеете, будьте сегодня добры”.
2. Игровое упражнение “Ласковое слово”
-Ребята, а вы умеете быть добрыми, вежливыми и внимательными?
Я вас приглашаю сесть в большой круг, и подарить другу “ласковое слово”.
“Волшебную палочку” в руки возьму, и ласковое слово другу подарю.
(Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебную палочку”, говоря при этом добрые, ласковые слова).
-Очень приятно слышать в свой адрес ласковые слова. И настроение становится замечательным и солнечным! А теперь пришла пора поиграть с “солнечными зайчиками”
3. Игра на координацию речи и движения “Солнечные зайчики”
“Волшебные палочки” в руки возьмем и с “солнечными зайчиками” играть сейчас начнем.
Вы скачите, “палочки” как солнечные зайчики”.
Прыг – скок, прыг – скок
Правой ножкой топ – топ – топ,
Левой ножкой топ – топ – топ.
Прискакали на лужок
И построили мосток
Мы по мостику пойдем
И друзей себе найдем.
(В конце игры, проходя по мостику, выбирают себе друга)
-Друзей себе нашли. На цветочную полянку пойдем и цветик - семицветик найдем.
4. Игра “Волшебный цветик - семицветик”
На красивой цветочной поляне дети находят “волшебный цветик - семицветик”.
Каждая парочка договаривается и выбирает себе лепесток, а на обратной стороне – задание:
-Назовите вежливые слова приветствия.
-…………слова прощания.
-…………слова извинения.
-…………слова просьбы.
-Что означает в русском языке слово “здравствуйте”?
-А теперь каждая парочка вспомнит и назовет пословицы о вежливости.
-Ребята, как много вы знаете вежливых слов, поэтому сейчас я вам предлагаю послушать рассказ и решить про вас это или нет? Вы послушайте рассказ из десятка пары фраз “Не про нас”
(Дети внимательно слушают стихи и, обсудив, решают про них эти стихи или нет)
Он сердится, к нему не подходите:
Возьмет и назовет тебя болваном
А может обозвать еще обидней
Вы видели такого грубияна?
Не видели, не видели –
У нас такого нет!
Бежит по лестнице и девочек толкает.
Все ищет повода – готов затеять драку
И вечно сам украшен синяками
Вы видели такого забияку?
-Не видели, не видели -
У нас такого нет!
Совсем не удивительно,
Когда звучит ответ:
-Не видели, не видели –
У нас такого нет!
Как замечательно, ребята, что среди вас нет грубиянов и забияк. Что эти стихи не про вас.
5. Игра “Хорошо – плохо”
Детям предлагается оценить поступки своих друзей с двух позиций: хорошо это или плохо?
Если поступок хороший, то дети громко хлопают в ладоши; если плохой, осуждающе топают ногами.
Примерный перечень детских поступков для игры:
Плохие | Хорошие |
Саша обидел друга | Артем защитил слабого |
Ира поссорилась с мамой | Настя поделилась любимой игрушкой с ребятами |
Кирилл толкнул на прогулке Тоню | Вадим помог бабушке нести тяжелую сумку |
На занятии Алена громко разговаривала с подругой | Аня накормила птичек хлебными крошками |
Матвей грубо разговаривал с другом | Саша помог воспитателю подготовиться к занятию |
6. Поведенческий тренинг
(Анализ конфликтных ситуаций)
Детям предлагается сложить разрезные картинки, сложив картинки, они делятся на 2 подгруппы. Каждая подгруппа, сообща, решает этикетную задачу.
“Здесь картинки не простые,
А картинки разрезные.
Вы картинки соберите
И задачки все решите”.
Шар воздушный
Две подружки
Вырывали друг у дружки.
Весь перецарапали
Лопнул шар,
А две подружки
Сели и заплакали.
-Какое правило вежливости нарушили подруги?
-Какой им можно дать совет?
У меня подъемный кран
С ним играть я буду сам.
Кран мой новенький блестящий
Он совсем как настоящий
Никому ему не дам
Это мой подъемный кран.
-Вы хотели иметь такого друга?
-А какой совет можно дать этому мальчику?
7. Игровой тренинг “Азбука настроений”
Из “волшебной шкатулки” дети выбирают любимые геометрические фигуры. На обратной стороне написаны слова. Дети читают. Если слово вежливое, встают в I команду; слово простое – в другую команду. Затем педагог просит каждую команду закончить предложение и найти к нему картинку – символ (картинки - символы изображают настроение детей)
- Я радуюсь, когда…….
- Я грущу, когда…….
- Я обижаюсь, когда…….
- Я злюсь, когда…….
- Я пугаюсь, когда…….
8. Рисование на тему “Какой я”
Детям предлагаются контурные изображения лиц мальчиков и девочек.
-Нарисуйте себя такими, какими вы представляете, совершив добрые, хорошие поступки!
И не стесняйтесь говорить друг другу “волшебные слова”!
Используемая литература:
- Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей. – М., 2006.
- Шорыгина Т. А. Общительные сказки. – М., 2005
- Семенак С. И. Уроки добра. – М., 2005
- Романюта В. Н. Ты и твои друзья учим детей общаться. – М., 2004