Одна из важнейших задач внеурочной работы по физике – развитие познавательного интереса.
Особенностями внеурочной работы по физике, повышающими ее эффективность, являются возможность большей, чем на уроке, индивидуализации работы с учащимися, предоставление каждому школьнику возможности выбора занятий по его интересам, работы в темпе, соответствующем его желаниям и возможностям. Большое значение имеет и тот факт, что эта деятельность не регламентируется условиями обязательного достижения каких-то заданных результатов и при правильном подходе руководителя она обязательно является успешной для учащегося.
Развитие познавательного интереса к физике и ее практическим приложениям во внеурочной работе обеспечивается широким привлечением элементов занимательной науки и техники, знакомство с новейшими достижениями науки и современного производства. Перед учителем стоит задача привлечения к внеурочной работе каждого учащегося, проявляющего интерес к физике, учитель должен заметить и найти соответствующую его индивидуальным особенностям форму удовлетворения и развития интереса.
Внеклассные занятия приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, готовят к трудовой деятельности.
Внеклассные занятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одаренных учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса.
Внеклассные занятия оказывают большое влияние на урок. Сведения, полученные на этих занятиях, позволяют ученику дополнять в классе ответы товарищей, приводить интересные примеры или выполнять трудные опыты.
Всякая внеклассная работа по физике должна учитываться и в конце, после ее завершения, получить оценку.
Вот уже второй год, после изучения темы «Молекулярная физика» я провожу интеллектуальную игру «Проверь себя». Правила аналогичны телеверсии игры «О, счастливчик».
После вступительного слова учителя проводится отборочный тур, победителем отборочного тура является тот, кто раньше всех подал сигнал (поднятая рука) и правильно ответил на поставленный вопрос.
Победитель отборочного тура становится участником первого тура игры. Первый тур игры включает в себя пять наиболее простых вопросов по теме. На каждый предложенный вопрос предлагается четыре варианта ответов, один из них верный. Ученик затрудняющийся ответить на поставленный вопрос имеет право воспользоваться тремя подсказками: «Помощь зала» , «50/50» , «Вопрос другу». Ученик, неправильно ответивший на вопрос, выбывает из игры. Его место занимает ученик прошедший следующий отборочный тур Ученик, правильно ответивший, на пять поставленных вопросов переходит во второй тур. Второй тур содержит так же пять вопросов, но они по степени сложности выше на одну ступень.
Третий тур игры наиболее сложный он содержит три задачи, на которые необходимо дать письменный ответ.
Ученик успешно прошедший все три тура оценивается высшей оценкой – отлично, его место занимает следующий ученик прошедший отборочный тур и т.д.
Я думаю, что такие внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету.
Интеллектуальная игра «Проверь себя»
Правила аналогичны телеверсии игры «О, счастливчик».
Цели проведения игры:
- способствовать усвоению и закреплению определенных понятий явлений закономерностей;
- развивать находчивость, смекалку, сообразительность быстроту мышления;
- воспитывать дисциплинированность, формировать чувство партнерства, сопереживания, усиливать мотивацию к обучению, прививать интерес к физике.
Критерии оценки игроков:
- Ученик прошедший первый тур получает оценку – удовлетворительно.
- Ученик прошедший второй тур получает оценку – хорошо.
- Ученик прошедший третий тур получает оценку – отлично.
- Ученик имеет право выйти из игры после первого либо после второго тура игры, получив соответствующую оценку.
Оборудование для проведения игры:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- песочные часы.
План проведения игры:
I. Организационный момент. Вводное слово
учителя. Объяснение учащимся о правилах
проведения игры.
II. Отборочный тур.
III. Проведение первого, второго, третьего тура
игры.
IV. Подведение итогов. Награждение самых активных
участников.
Методика проведения игры
После вступительного слова учителя проводится
отборочный тур, победителем отборочного тура
является тот, кто раньше всех подал сигнал
(поднятая рука) и правильно ответил на
поставленный вопрос.
Победитель отборочного тура становится
участником первого тура игры. Первый тур игры
включает в себя пять наиболее простых вопросов
по теме. На каждый предложенный вопрос
предлагается четыре варианта ответов, один из
них верный. Ученик затрудняющийся ответить на
поставленный вопрос имеет право воспользоваться
тремя подсказками: «Помощь зала» , «50/50» , «Вопрос
другу». Ученик, неправильно ответивший на вопрос,
выбывает из игры. Его место занимает ученик
прошедший следующий отборочный тур Ученик,
правильно ответивший, на пять поставленных
вопросов переходит во второй тур. Второй тур
содержит так же пять вопросов, но они по степени
сложности выше на одну ступень.
Третий тур игры наиболее сложный он содержит
пять задач, на которые необходимо дать
письменный ответ.
Ученик успешно прошедший все три тура
оценивается высшей оценкой – отлично, его место
занимает следующий ученик прошедший отборочный
тур и.т.д.
Подведение итогов игры
Если время отведенное на проведение игры закончилось, учитель подводит итог внеклассного мероприятия, наиболее активные участники награждаются не только оценками но и поощрительным призом. В заключение можно предложить учащимся выполнить домашнее задание: например составить кроссворд по теме.
Вопросы для отборочного тура
1. Объем одного моля газа при нормальных
условиях. (22,4)
2. Газ, используемый для сварки и резки металлов. (Кислород)
3. Бытовое название продукта разрушения железа
под действием влажного воздуха. (Ржавчина)
4. Вода в газообразном состоянии. (Пар)
5. Единица количества вещества. (Моль)
6. Агрегатные состояния вещества. (Твердое,
жидкое, газообразное)
7. Абсолютный нуль. (0К)
8. Что такое «перпетум мобиле». (Вечный
двигатель)
9. Единица измерения количества теплоты. (Джоуль)
10. Великий русский химик, физик, литератор. (Ломоносов)
11. Сплав меди и цинка. (Латунь)
12. Кто впервые наблюдал тепловое движение частиц.
(Броун)
13. Единица молярной массы. (кг/моль)
14. Единица влажности. (Процент)
15. Увеличительный прибор. (Микроскоп) [Приложение 1]
Первая группа вопросов
1. Число Авогадро. (6*1023)
2. Явление перемешивания газов, жидкостей, тв. Тел
при беспорядочном движении молекул. (Диффузия)
3. Единица измерения абсолютной температуры. (Кельвин)
4. Растяжение, сжатие, изгиб, кручение …
(Деформация)
5. Кто составил периодическую таблицу. (Менделеев)
6. Реакция с выделением теплоты (Экзотермическая)
7. Количество вещества измеряется в… (Моль)
8. Реакция с поглощением теплоты (Эндотермическая)
9. Самый твердый металл. (Хром)
10. Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)
11. Наиболее активный металл. (Фтор)
12. Жидкость жизни. (Вода)
13. Используют во время тушения пожаров в пенных
огнетушителях. (Углекислый газ)
14. Жидкий металл. (Ртуть)
15. Вещество, которое может сразу находиться в
трех состояниях. (Вода)
16. Самый легкий элемент. (Водород)
17. Универсальная газовая постоянная R. (8,31)
18. Открыл закон сохранения массы вещества.
(Ломоносов)
19. В центре атома находится…. (Ядро)
20. Прибор для рассматривания мелких невидимых
невооруженным глазом предметов. (Микроскоп)
21. Прибор для измерения температуры. (Термометр)
[Приложение 2]
Вторая группа вопросов
1. Природное явление, связанное с конденсацией
пара. (Роса)
2. График теплового процесса в газах, который
проходит при постоянном давлении. (Изобара)
3. Частица вещества. (Молекула)
4. Французский физик, который впервые записал
уравнение состояния идеального газа. (Клапейрон)
5. Конденсация пара на поверхности. (Испарение)
6. Устройство, которое используется для защиты от
теплового действия Солнца. (Зонт)
7. График теплового процесса в газах, который
происходит при постоянном объеме. (Изохора)
8. Драгоценный металл. (Платина)
9. Английский ботаник, который впервые наблюдал
тепловые движения молекул. (Броун)
10. Двигатель, который энергию пара превращает в
механическую энергию. (Паровая турбина)
11. Основное уравнение молекулярно-кинетической
теории. (Р=1/3n*m0*V2ср)
12. График теплового процесса в газах, который
происходит при постоянной температуре.
(Изотерма)
13. Французский физик, который экспериментально
подтвердил теорию броуновского движения.
(Перрен)
14. Уравнение состояния идеального газа. (PV=m/MRT)
15. Выдающийся физик, который теоретически
обосновал молекулярно-кинетическую теорию
броуновского движения. (Эйнштейн)
16. Если молекулы существуют и движутся, то между
ними обязательно должны действовать силы. (Силы
взаимодействия)
17. Какая теория дает возможность понять, почему
вещество находится в жидком, твердом и
газообразном состоянии. (МКТ)
18. Какие молекулы в атмосфере движутся быстрее:
молекулы азота или водорода. (Молекулы
водорода, 1800м/с)
19. Уравнение изохорного процесса в газах. (P/T =
const)
20. Количество теплоты, выделяемое телом при
охлаждении, равно… (Q = cm(t2-t1))
21. Закон сохранения и превращения энергии,
распространенной на тепловые явления, носит
название… (Первый закон термодинамики)
22. Французский инженер и ученый, который придумал
идеальную тепловую машину с идеальным газом в
качестве рабочего тела. (Карно)
23. Уравнение изотермического процесса в газах. (PV
= const)
24. Количество теплоты, необходимое для
превращения при постоянной температуре жидкости
в пар. (Q = rm)
25. Формула для расчета КПД теплового двигателя. ( = A'/Q1)
26. Уравнение изобарного процесса в газах. (V/T =
const)
Третья группа вопросов
1. Где больше молекул: в комнате объемом 50 м2
при нормальном атмосферном давлении и
температуре 20оС или в стакане воды объемом
200 см2? (В воздухе)
2. Средняя квадратичная скорость молекулы газа,
находящегося при температуре 100оС, равна 540
м/с. Определите массу молекулы? (5,3*10-21 кг)
3. На сколько процентов увеличится средняя
квадратичная скорость молекул воды в нашей крови
при повышении температуры от 37 до 40оС? (0,5%)
4. Плотность алмаза 3500 кг/м3 . Какой объем займут 1022
атомов этого вещества? (5,7*10-8м3)
5. Как изменится давление газа, если концентрация
его молекул увеличится в 3 раза, а средняя
скорость молекул уменьшится в 3 раза? (Уменьшится
в 3 раза).
6. Под каким давлением находится газ в сосуде,
если средний квадрат скорости его молекул м2/с2,
концентрация молекул n = 3*1025 м-3, масса
каждой молекулы ? (5*105Па)
7. В колбе объемом 1,2 л содержится 3*1022 атомов
гелия. Какова средняя кинетическая энергия
каждого атома? Давление газа в колбе 105 Па. (6*10-21
Дж)
8. Вычислите средний квадрат скорости движение
молекул газа, если его масса m = 6 кг, объем V = 4,9 м3
и давление р = 200кПа. (4,9*105м2/с2).
9. На спиртовке нагрели 200 г воды от 25 до 75оС.
Начальная масса спиртовки 163 г, а конечная 153 г.
Найдите КПД нагревательной установки
(удельная теплота сгорания спирта 2,9*107Дж/кг)?
(КПД = 14%).
10. Газ сжат изотермически от объема V1 = 8 л до
V2 = 6 л. Давление при этом возросло на р = 4кПа. Каким было
начальное давление р1? (12кПа).
11. Определите температуру газа, находящегося в
закрытом сосуде, если давление газа
увеличивается на 0,4% первоначального давления
при нагревании на 1К. (250К).
12. Плотность некоторого газообразного вещества
равна 2,5 кг/м3 при температуре 10оС и нормальном
атмосферном давлении. Найдите молярную массу
этого вещества? (5,8*10-3кг/моль).
13. В баллоне вместимостью 0,03 м3 находится
газ под давлением 1,35*106 Па при температуре
455оС. Какой объем занимал бы этот газ при
нормальных условиях? (0,15м3).
14. В баллоне находится газ при температуре 15оС.
Во сколько раз уменьшится давление газа, если 40%
его выйдет из баллона, а температура при этом
понизится на 8оС? (в 1,7 раз).
15. Температура газа массой m и молярной массой М
повышается на Т
один раз при постоянном давлении р, а другой раз
при постоянном объеме V. Насколько отличаются
количества теплоты, сообщенные газу в первом и во
втором случаях? (на ).
16. Какое количество теплоты необходимо для
изохорного нагревания гелия массой 4кг на 100К? (1,25*106Дж).
17. При изотермическом расширении газ совершил
работу, равную 20 Дж. Какое количество теплоты
сообщено газу? (20Дж).
18. Вычислите увеличение внутренней энергии
водорода массой 2 кг при изобарном его нагревании
на 10К. Удельная теплоемкость водорода при
постоянном давлении равна 14 кДж/(кг*К)? (2*105Дж).
19. В цилиндре компрессора сжимают идеальный
одноатомный газ, количество вещества которого 4
моль. Определите, насколько поднялась
температура газа за один ход поршня, если при
этом была совершена работа 500 Дж. Процесс
считайте адиабатным. (10К).
Заключение
Вот и закончилась игра, подведены итоги. Я думаю, что все участники таких внеклассных мероприятий будут довольны. Ведь игра способствовала усвоению и закреплению определенных физических понятий, явлений, закономерностей, развивала находчивость, смекалку, сообразительность, воспитывала дисциплинированность, формировала чувство партнерства, сопереживания, а так же прививает интерес к физике, усиливает мотивацию к обучению.